Диалоги с управляющим. Интервью Бориса Трофимова газете «Змеиногорский вестник»

24 июня 2019 09:25

В рамках выездных приемов граждан на площадке Змеиногорского Управления Пенсионного фонда РФ (межрайонного) управляющий Отделением ПФР по Алтайскому краю провел 31 мая этого года встречу по вопросам пенсионного законодательства для жителей районов, входящих в территорию обслуживания межрайонного УПФР: Краснощековского, Курьинского, Локтевского, Третьяковского и непосредственно Змеиногорского районов. В этот же день Борис Трофимов дал развернутое интервью главному редактору газеты «Змеиногорский вестник» Людмиле Кейбол.

- Борис Александрович, Вы возглавляете Отделение Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю более 20 лет. Как вы оцениваете развитие пенсионной службы в регионе? Что с Вашей точки зрения является главным ее достижением за прошедшие годы?

- В следующем году исполнится 30 лет со дня основания ПФР. Когда создавалась данная структура, разумеется, в Уставе службы были прописаны все юридические нормы. Но за эти годы полномочия Фонда кардинально изменились. И если раньше мы, как говорится, собирали взносы, средства на пенсионные выплаты, то сегодня основная цель работы специалистов службы - формирование пенсионных прав и организация доставки выплат всем нашим клиентам. А это не только пенсионеры, но и молодые семьи, получающие материнский капитал, федеральные льготники и т.д.

За годы работы нашей службы в ее структуре, полномочиях произошли несколько крупных законодательных изменений, которые серьезно повлияли на жизнь общества.

Так, в 2001 году в России были утверждены страховые принципы в пенсионном законодательстве. То есть при начислении пенсии начали учитывать суммы страховых взносов, которые находятся на лицевом счете человека. Это были совершенно новые принципы подхода к начислению пенсии.

2005 год. Закон «О монетизации льгот». Вы помните, какое волнение он вызвал в обществе? Но сегодня уже многие наши земляки поняли и оценили его преимущество.

2019 год. Год введения «Пенсионной реформы».

Все эти изменения принципиально меняли работу Фонда. И сегодня мои коллеги по работе основную цель своей деятельности определяют предельно четко: обеспечить качественную процедуру назначения пенсий.

 - А как это проявляется на практике?

- Совсем простой пример: человек обращается за назначением пенсии. На эту процедуру отводится 10-дневный срок. После назначения уже на следующий месяц в обозначенную дату гражданин получит выплаты.

Недавно была проведена независимая экспертиза Минэкономразвития. По оценкам экспертов 98 % пенсионеров высоко оценили качество предоставляемых услуг в Алтайском крае. А вспомните 90-е годы прошлого века: обычно задержки в выплатах пенсий (и в России, и в крае) были огромными: от 4 до 5 месяцев. Сегодня каждый получающий пенсию знает заранее, когда она поступит, и нарушения в выплатах отсутствуют в принципе.

- Открытость в работе ОПФР по Алтайскому краю – общеизвестна. Как на этой работе сказывается оптимизация структуры Отделения?

- В 2015 году у нас в регионе было 63 управления, сегодня их количество – 18. Но в каждом районе края сохранены клиентские службы. Что это дало? Уровень и качество клиентоориентированности выросли. Спросите, как такое возможно, при условии сокращений управлений? Рассказываю. Технический прогресс стороной нашу службу не обходит. Если раньше человеку, выходящему на пенсию, было необходимо самому собрать все нужные справки, то сегодня ходить по учреждениям и предприятиям ему нет необходимости. Этим занимаются наши специалисты при помощи электронных запросов. Оборот документации в таком виде происходит быстрее и качественнее.

В условиях проведенной оптимизации специалисты управлений и клиентских служб отлично справляются со своими задачами. Подтверждением тому является мнение жителей, что для нас и есть главная оценка.

Кстати, Управление ПФР в Змеиногорском районе (межрайонное)признано по всем показателям лучшим в крае. Мы в данный момент обобщаем этот опыт для передачи и распространения его по другим управлениям края.

- Борис Александрович, мы поняли суть вашей работы и все сложные этапы перемен в пенсионной службе. Отлично, что сегодня пенсионные выплаты осуществляются без малейших задержек. Но жители края часто говорят, что уровень пенсий невелик. Каков размер средней пенсии в Алтайском крае?

- Я назову сумму средней пенсии по региону. Это 13,7 тысячи рублей. Но средняя пенсия картину полную не создает. От чего зависит наша пенсия? От уровня зарплаты, верно? Средняя зарплата в Алтайском крае по последним данным – 25 тысяч рублей. Согласно Конвенции МОТ (Международная Организация Труда), пенсионные выплаты должны быть не менее 40 % от средней заработной платы. Вот и получается, что наши вышеназванные цифры соответствуют международным требованиям. Но, разумеется, есть в регионе пенсионеры, у которых пенсии ниже среднекраевых, но при этом выше прожиточного минимума.

- С Вашей точки зрения, каковы наиболее оптимальные средства увеличения пенсии?

- Америку не открою: выше заработная плата – выше пенсия. Если же человек выбрал неформальную занятость, не регистрировался в соответствующих службах, на его лицевой счет не поступали средства для будущей пенсии, у него отсутствует трудовой стаж для ее начисления… Как вы полагаете, его пенсионные выплаты будут какими? Разумеется, невеликими!

У нас в Алтайском крае, по расчетам экспертов, 200 тысяч человек работают, как говорится в сфере «неформальной занятости». Они не имеют никакой регистрации, и задача, в том числе и нашей службы, связать этих людей с государством.

Напомню, в рамках действующего законодательства, для назначения пенсии каждому человеку необходим трудовой стаж не менее 15 лет.

- А что произойдет, если такого стажа не имеется?

- Пенсия будет назначена при достижении соответствующего возраста плюс еще 5 лет. То есть, если мужчина, например, обратился в Управление ПФР сегодня в 60,5 лет, а стаж трудовой у него, официальный, лет 5, то специалисты вынуждены ему сообщить, что пенсию он получит лишь социальную, право на которую теперь будет только в 70 лет… При этом уровень социальной пенсии (которую ему предстоит получать), разумеется, ниже, чем у людей имеющих и стаж, и выплаты на счете.

Административными методами поднять размер пенсии сложно. Необходимо, помимо легализации неформальной занятости, снизить уровень бедности в регионе. У нас сегодня более 100 тысяч пенсионеров в крае получают доплаты к своим пенсиям, чтобы их выплаты были не ниже уровня прожиточного минимума. Только серьезная работа над увеличением уровня заработной платы, поможет нам увеличить и пенсии.

- Как осуществляется обратная связь специалистов Пенсионного фонда края и жителей? Каким образом пенсионеры могут обратиться к вам с вопросами, предложениями просьбами и жалобами?

- Ежегодно мы получаем 1 млн 300 тыс. обращений от жителей. Наша задача качественно работать с ними.

Миллион – это обращения в клиентскую службу. Каждое из них фиксируется, и по ним проводится тщательная работа специалистов. 300 обращений поступают через Личный кабинет гражданина, МФЦ (многофункциональный центр, филиалы которого имеются на территории каждого муниципалитета) и портал госуслуг. Пока среди этих обращений не слишком возрастает их число через МФЦ. Проблема, на наш взгляд, кроется и в недостаточной компьютерной грамотности людей старшего возраста. Для ликвидации этого мы постоянно ведем обучение пенсионеров работе в Интернете с государственными службами.

В 2018 году в Алтайском крае был создан Единый региональный контакт-центр. Сначала взаимодействовать с ним могли пенсионеры Барнаула, Бийска, Рубцовска. Теперь же он работает на всю территорию края, включая все муниципальные образования. С 1 мая 2019 года наш контакт-центр перешел на режим работы 24/7. Что это значит? Работаем 24 часа в сутки и семь дней в неделю.

Сейчас каждый житель Алтайского края может в любое время обратиться в этот центр за консультацией специалистов Отделения.

А если использовать еще и принцип экстерриториальности, то житель любого региона может получить услугу Пенсионного фонда в любом территориальном органе, находясь другом регионе или муниципалитете.

Все действия наших специалистов направлены на одно – всегда помогать людям решать даже самые сложные проблемы.

- Спасибо, Борис Александрович, за это интервью.

 

«Змеиногорский вестник», №26 (9226) от 22 июня 2019 г.

Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта. ОК