К 30-летию ПФР: как создавали систему персучета

05 октября 2020 15:41

Продолжают нашу рубрику, созданную специально к юбилею Пенсионного фонда, воспоминания заместителя управляющего Отделением ПФР по Алтайскому краю Алексея Борисовича Хомутова. Кто стоял у истоков организации в крае системы персонифицированного учета? Чем запомнились годы становления? И правда ли, что кадры решают всё?

Сначала учились выговаривать – «персонифицированный учет»

О создании системы персонифицированного учёта в Пенсионном фонде РФ (ПФР) задумались ещё в 1992 году. На подготовительную работу ушли три года, и в январе 1995-го Правлением ПФР была принята концепция внедрения персонифицированного учёта, и буквально за несколько месяцев подготовлен законопроект «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования». В этом же году, по поручению Правительства РФ, был апробирован пилотный проект по обработке Пенсионным фондом технологии персонифицированного учёта (ПУ) в ряде закрытых городов, что и положило начало совершенно новому направлению деятельности Фонда - создание информационной базы ПУ. Закон был принят Федеральным собранием, а 1 апреля 1996 года подписан Президентом страны. Алтайский край вошел во вторую очередь регионов по внедрению системы персучёта.

11 ноября 1996 г. управляющий подписал приказ о создании рабочей группы для проведения подготовительных мероприятий. Группу возглавил Николай Семёнович Ермолов, тогда заместитель управляющего краевым Отделением ПФР.

Всё начиналось с создания межрайонных пунктов ПУ. И вместе со сложно произносимым для нас тогда словосочетанием «персонифицированный учёт» в наш лексикон пришла и аббревиатура МРП – межрайонные пункты. Чтобы их открыть, необходимо было в первую очередь решить самый острый вопрос - помещения. Все, я уверен, помнят, в каких тогда условиях находились наши представительства. Эту проблему мы бок о бок решали исключительно с первыми лицами администраций городов и районов края, и в 1997 году были созданы первые МРП - в Барнауле, Бийске, Рубцовске и Новоалтайске.

Для решения всех вопросов по организации в крае системы персонифицированного учёта в Отделении создаётся специальный отдел. Первыми, кто пришел на работу в новое структурное подразделение, стали: Оксана Семибратова (Кравченко), Эрина  Альдисовна Соколова, Андрей Мухортов. Они полностью включились в работу по анкетированию-регистрации застрахованных лиц. Организация любого дела с нуля – задача непростая, а потому работы на самом деле было хоть отбавляй: начиная от обеспечения МРП техникой, мебелью, бланками анкет. Сейчас это сложно понять, но тогда все это мы делали сами: развозили, грузили, носили, устанавливали. Я помню, как уполномоченные на местах как-то странно и оценивающе смотрели на нас – больших специалистов из края, которые всю черную работу делали самостоятельно. А нас это только подзадоривало. А что? Все мы были молодые, веселые, шустрые. Казалось, мы можем практически всё.

Да и работа по подбору кадров в новую структуру, я считаю, была проведена на должном уровне. В отделы по организации персучёта в межрайонные пункты подбирались специалисты, достаточно хорошо знающие работу на компьютерах. Первыми администраторами баз данных стали: Александр Калашников (г. Рубцовск), Андрей Мухортов (г. Барнаул), Лариса Иванова (Новоалтайск), Сергей Хлесткий (Бийск).

В течение следующего, 1998, года в крае были созданы все 11 межрайонных пунктов персонифицированного учёта. Надо честно признаться, в то время мы в Отделении практически не находились. В течение года пришлось не единожды побывать во всех МРП. Дорога, семинары, обсуждение проблем, поиск решений… Мне кажется, именно эти общие цели нас всех, и специалистов межрайонных пунктов, и уполномоченных на местах, как-то особо сплотило.

Трудно всё же переоценить роль и профессионализм уполномоченных. В становлении в крае системы персучёта именно они сыграли важную роль. Без их участия мы бы в короткие сроки не смогли ни организовать, ни провести в сжатые сроки регистрацию в системе ПУ. А наше Отделение, справедливости ради, стало первым в Сибирском федеральном округе, где уполномоченные уже с 1998 года, совместно со специалистами ПУ, начали активно и совместно работать в этом направлении.

Казало бы, чего проще - провести анкетирование. Но на деле это – кропотливый масштабный труд: ходили буквально по домам и квартирам, были и слезы, и разодранные собаками одежды, выезжали на рынки... Не забуду одну историю, которая случилась со мной. На кассету записали мое обращение к предпринимателям и на всех рынках краевой столицы с периодичностью один час запускали это выступление. И вот как-то в один из выходных иду по Старому базару, встретил друга - он торговал кроссовками. Стоим, разговариваем. И вдруг по громкой связи начинается мое выступление. Друг и говорит мне:

- Достал уже этот мужик! Каждый час об одном и том же! Какую-то регистрацию опять надо проходить.

- Так это я, - отвечаю ему, улыбаясь.

Он посмотрел по сторонам и еле слышным шепотом мне говорит:

- Тихо ты. Если кто из наших услышит, могут и побить! Молчи…

А в целом работали интересно, мы умели находить увлекательное в обыденных вещах и в рутинной работе. К примеру, в Славгородском МРП наши коллеги завели отдельную тетрадь и записывали в нее редкие и необычные фамилии. Приходит у них как-то мужчина, чтобы пройти регистрацию. Спрашивают у него его фамилию. Он произносит одним словом - Панибудьласкова. Кто бы мог подумать, что могут быть такие фамилии. Так что работа и удивляла, и развлекала, и воодушевляла одновременно.

2000 год стал началом приёма от страхователей индивидуальных сведений о стаже и заработке застрахованных лиц. Занимались в этой связи формированием пенсионных прав земляков, разносили полученные данные по лицевым счетам. Многие, уверен, помнят заполоненные страхователями коридоры межрайонных пунктов… Это, конечно, создавало определённые неудобства, поэтому уже с 2002 года мы приступили к приёму сведений с электронно-цифровой подписью на магнитных носителях, а с 2006 года приём сведений начался уже по телекоммуникационным каналам связи – опять-таки с электронно-цифровой подписью.

В 2002 году начальником отдела ПУ в краевом Отделении становится Ольга Клиндухова, ныне заместитель управляющего краевым пенсионным ведомством. С приходом Ольги Михайловны отдел не только не снизил показатели работы, но энергично продолжил набирать обороты, став вскоре лучшим отделом персонифицированного учёта в Сибирском федеральном округе, а по итогам 2015 года Отделение ПФР по Алтайскому краю становится победителем Всероссийского конкурса на звание «Лучшее Отделение ПФР в номинации персонифицированного учета».

С 2013 года отдел ПУ был преобразован в Управление персонифицированного учёта и хранения документов (ПУиХД). Сегодня Управлением руководит Вадим Александрович Застрожнов.

Мне очень приятно констатировать, что сегодня многие из тех, кто начинал свою трудовую деятельность рядовым специалистом именно отдела персучета, достигли новых ступеней в своей профессиональной карьере: начальники отделов, начальник Управления в Отделении, начальники межрайонных Управлений ПФР, заместители управляющего Отделения. Это ещё раз подтверждает знакомую истину, что профессиональные кадры – это и есть наше главное богатство. В становлении службы персонифицированного учета им принадлежала решающая роль. Только благодаря усилиям специалистов, построивших в крае систему персонифицированного учёта, их сплоченности, деловой атмосфере и неординарности подхода к решению сложных задач, претворяются в жизнь все поручения высшего руководства и все постулаты динамично меняющегося пенсионного законодательства.

 

 

Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта. ОК