К 30-летию ПФР: солнечный круг, весы и вечная отчетность

09 ноября 2020 10:09

Юбилейную рубрику продолжает рассказ начальника управления казначейства – главного бухгалтера Отделения Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю Валентины Рябининой.

Не спасали даже валенки

Без бухгалтера не обходится ни одно отраслевое предприятие, независимо от его размеров, формы образования и численности сотрудников. Профессиональные бухгалтерские качества - объективность, рассудительность, честность, соблюдение этических принципов - соответствуют юридическим канонам и требованиям любого времени.

У представителей нашей профессии даже имеется свой герб, символизирующий признание работы тех, кто участвует в результативности ведения деятельности любой организации. Так, солнечный круг трактует ведение учетных документов, весы показывают баланс, а линия символизирует учет, который, возникнув однажды, будет существовать вечно.

Бухгалтерская служба Отделения, берущая свою историю как отдел учета поступления и расходования средств, продолжившая как отдел казначейства, спустя время, была преобразована в управление казначейства.

Долгие годы бессменным руководителем (главным бухгалтером) отдела оставалась Раиса Алексеевна Прокопова, принятая на работу в числе первой тройки работников Отделения ПФР по Алтайскому краю в апреле 1991 года.

С этого же времени в представительства районов и городов края начали принимать первых уполномоченных для работы со страхователями, а функции по координации деятельности уполномоченных в период становления Отделения исполнялись специалистами отдела учета поступления и расходования средств. 1 июля 1991 г. были приняты первые отчеты от работодателей.

Замечательная биография нашего отдела начиналась с пяти человек, которые пользовались деревянными счетами, одной электрической счетной машинкой, но при этом имели огромное желание работать.

Раиса Алексеевна Прокопова как-то вспоминала, что собственного помещения не было, размещались в кабинете, даже не арендованном, а по договоренности. Работали все вместе: и специалисты бухгалтерии, и специалисты экономического отдела. В памяти Раисы Алексеевны – до сих пор первая зима, когда в кабинете, который располагался как бы «на козырьке» первого этажа здания было так холодно, что не спасали даже валенки. Но эти трудности еще больше сплотили коллектив. Жили дружно, одной семьёй.

Годы становления – время созидания

Отделом учета поступления и расходования средств осуществлялся учет средств на содержание и Отделения, и всех представительств в городах и районах края (их в ту пору насчитывалось 86). Это начисление и выплата заработной платы, расчеты с подотчетными лицами, расчеты за коммунальные услуги и аренду помещений, расчеты с бюджетом и тому подобное. Шел период становления пенсионной системы, множился объем работы, менялись требования к знаниям специалистов, усложнялись задачи, менялись технологии, в связи с чем был увеличен штат работников отдела до девяти человек.

Большой вклад в постановку бухгалтерского учета в тот период времени внесли такие специалисты, как Н.Н. Логвиненко, Р.К. Штейнбрехер, Н.Н. Гребнева, Л.А. Ефимова, Э.А. Елкина, Н.П. Карькина, Г.П. Пряничникова, Т.И. Богомолова.

С первых дней становления отдела была мысль о комплексной автоматизации бухгалтерского учета. Над разработкой программы для всех участков учета стала работать М.В. Виноградова, которая успешно справилась с этой задачей. Программу впоследствии так и стали называть между собой - «виноградовская», с помощью которой специалисты отдела работали около десяти лет, до внедрения современного программного комплекса 1С.

Непростые годы для России – времена 90-х - отразились и на работе бухгалтерии. В учете появились депозиты, ценные бумаги (векселя), оформление кредитов, осуществление натурзачётов и приём наличных денег в уплату страховых взносов.

Создание в 2001 году Единой Пенсионной службы в Алтайском крае оказало существенное влияние и на работу отдела учета поступления и расходования средств Отделения. В Управлениях ПФР в городах и районах края были образованы свои бухгалтерские службы – финансово-экономические группы (отделы). В связи с этим значительно расширился функционал бухгалтерии Отделения: приём отчетности, кураторство, методическое сопровождение подведомственных учреждений. Была полностью закончена децентрализация выплаты пенсий. Численность отдела достигла восемнадцати человек. В 2002 году отдел учёта поступления и расходования средств был преобразован в отдел казначейства.

Постоянно повышающиеся требования к бухгалтерскому учёту того времени привели к необходимости внедрения новых программ с более широкими возможностями. Важным шагом в этом направлении стало освоение программного комплекса 1С: Предприятие.

О новых функциях и профессионализме сотрудников

Впереди нас ожидало много событий: централизация финансирования выплаты пенсий с регионального уровня, выплата средств материнского капитала, администрирование доходов, ведение кассового плана, переход на казначейское обслуживание, перевод выплаты заработной платы сотрудникам на банковские карты, внедрение внутреннего финансового контроля. В целом для выполнения всех функций и задач численность отдела казначейства была увеличена до 31 человека.

С 2014 года эстафету руководства отделом приняла Валентина Прокопьевна Рябинина. В 2018 году отдел был преобразован в управление казначейства.

Говорят, что работа бухгалтера скучная, но на деле скучать не приходилось. За время существования отдела много раз менялась нормативная и законодательная база по ведению бухгалтерского учета. Трудно вспомнить и перечислить все инструкции, по которым мы работали. И каждый раз специалистам отдела приходилось изучать новые понятия, новые объекты, новые методы учета, издавать новые локальные нормативные документы, в новых условиях применять новые компьютерные программы.

То, что нам повезло на сотрудников – это неоспоримый факт. Все, кто вливается в коллектив, надолго связывают свою судьбу с ним. Этому способствует внутренняя атмосфера в нашем управлении.

Наши сотрудники отвечают всем требованиям профессионального бухгалтера: внимательность, четкость исполнения, умение мыслить неординарно, высокая прилежность, ответственность и глубокая выдержка. При этом в коллективе есть люди творческие, спортивные, с активной жизненной позицией, принимающие участие в проведении праздничных мероприятий Отделения.

Сегодня многие из тех, кто стоял у истоков создания нашего структурного подразделения, находятся на заслуженном отдыхе. Несмотря на это, общение и встречи коллектива с ними продолжаются. На место первопроходцев пришли молодые, целеустремленные, принесшие с собой свежие мысли и идеи.

Страницы летописи нашего управления множатся и становятся всё интереснее. Впереди у нас – профессиональная дорога жизни, полная надежд и свершений, поисков и обретений.

Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта. ОК