События

Как менялись приоритеты в администрировании страховых взносов в стране? Как велась эта работа у нас? Каких результатов достигли? Какой ценой? Своими воспоминаниями накануне 30-летия со дня образования ПФР делится заместитель управляющего краевым пенсионным ведомством Наталия Мочалова, которая стояла у истоков организации этой работы в регионе.

Следуя принципиальному решению законодателя

Служба уполномоченных прошла очередную реинкарнацию в 2009 году. На законодательном уровне была предпринята попытка вернуть пенсионную реформу, начатую в 2002 году в рамках реализации Федерального закона 167-ФЗ, в правильное правовое поле.

После восьми лет администрирования налоговыми органами страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) законодатель принял верное решение: передать страхователю – органам Пенсионного фонда России (ПФР) администрирование того, что налогами не являлось. Правда, в довесок ПФР вменили ещё и страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС), но выбирать не приходилось.

Последние месяцы 2009 года были ознаменованы несколькими мощными «десантами» в центральный аппарат ПФР специалистов региональных Отделений Фонда. В составе такого десанта были и представители Отделения ПФР по Алтайскому краю: Алексей Борисович Хомутов и Виталий Анатольевич Толмачев.

К концу 2009 года имелись в наличии - принципиальное решение о передаче администрирования страховых взносов на ОПС и ОМС органам ПФР и Федеральный закон. А пакет методических и инструктивных документов для организации работы органов ПФР на местах с января 2010 года создавался в течение октября–декабря 2009 года с привлечением  специалистов нескольких отделений Фонда: Алтайского, Красноярского, Ставропольского краёв, республик Татарстан и Башкортостан, Орловской. Белгородской, Новосибирской, Омской и Томской областей.

Достичь недосягаемого

Администрирование, а если говорить попросту «сбор страховых взносов», это то, с чего и началась работа Фонда. Когда-то уполномоченные, а на тот момент - специалисты по администрированию - занимались регистрацией страхователей, сбором отчетов, проводили камеральные проверки, выставляли инкассовые поручения, проводили взыскание, направляя постановления для взыскания задолженности в службу судебных приставов и работодателю должника, осуществляли документальные проверки и контролировали сбор страховых взносов.

Отделение ПФР по Алтайскому краю всегда отличалось «творческим» подходом к процессу формирования доходной части бюджета ПРФ и в период 90-х годов, и в период с 2010 по 2016 годы. Только в Алтайском крае страховые взносы могли быть уплачены «третьим» лицом, и ни один арбитраж не смог отменить эти финансовые операции. Коэффициент собираемости страховых взносов в этот период вновь достиг недосягаемого для органов ФНС уровня в 0,9.

С учетом активной позиции Отделения ПФР по Алтайскому краю в вопросах совершенствования администрирования страховых взносов и развития электронного взаимодействия с партнерами в Алтайском крае в октябре 2011 года прошел межрегиональный семинар-совещание «Администрирование страховых взносов. Правоприменительная практика». Семинар проходил под руководством заместителя Председателя Правления ПФР Мануйловой Татьяны Николаевны с участием представителей 25-ти Отделений Сибирского, Уральского, Центрального, Приволжского, Северо-Западного и Южного округов.

В ходе совещания Отделения делились своим опытом работы, который позволял всем в короткие сроки повышать качество взаимодействия со страхователями и эффективность работы службы администрирования в регионах. Такой обмен опытом был крайне необходим в условиях отставания от современных технологий, которые использовала Федеральная налоговая служба, а в законодательстве ПФР они еще не были реализованы. Например, специалисты Фонда собирали информацию о счетах от плательщиков на бумажках, потом вносили ее в соответствующее программное обеспечение, а в налоговые органы эта же информация  поступала в онлайн-режиме из банков и загружалась автоматически. Налоговики направляли инкассовые в электронном виде, а специалисты Пенсионного фонда печатали на бумаге и направляли в банки по почте. Специалисты ПФР этими возможностями стали пользоваться позднее.

И опыт, сын ошибок трудных

Работа по администрированию страховых взносов в таких условиях сильно напоминала мультфильм про Тома и Джерри. Специалисты ПФР гнались за доходами: одержимо, стремительно и вдохновенно, но чуть-чуть опаздывали. Но это сделало нас более смекалистыми, активными, изобретательными и трудолюбивыми.

Однако умение и желание работать на результат всегда приносит свои плоды. В числе первых в России именно в нашем Отделении в 2012 году был реализован проект по электронному документообороту с кредитными учреждениями при передаче инкассовых поручений, что значительно сократило сроки взыскания и уменьшило трудозатраты специалистов. В 2013 году было подписано Соглашение об электронном взаимодействии с Управлением службы судебных приставов в Алтайском крае, что позволило в электронном виде получать информацию о возбуждении (окончании) исполнительно производства, а в целом - организовать Отделению взаимодействие с партнерами на новом, качественном уровне и повысить эффективность сбора страховых взносов, сократив сроки обработки документов.

Индивидуальная работа с должниками с целью выбора наиболее эффективного способа взыскания всегда была приоритетной задачей службы администрирования в крае. Алтайский край постоянно находился в рейтинге регионов в «красной зоне», то есть уплачивать своевременно взносы для предприятий и организаций края было, так сказать, немодно. Долги по уплате страховых взносов были у предприятий сельского хозяйства, у промышленных предприятий, предприятий ЖКХ и даже у бюджетных организаций края. Поэтому в борьбе за уплату долгов все средства хороши.

Кроме стандартных технологических процедур по взысканию задолженности обретался и опыт работы с должниками в ходе заседаний Межведомственной комиссии по вопросам уплаты страховых взносов и погашения задолженности на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование. Комиссия была создана в Отделении в 2010 году под председательством главного федерального инспектора с участием ГУВД Алтайского края по экономической безопасности, Управления ФССП, Территориального фонда обязательного медицинского страхования, Прокуратуры Алтайского края.

Тяжеловесом в арсенале «досудебных» процедур сбора страховых взносов всегда было «кураторство». Все специалисты в Управлениях ПФР активно взаимодействовали со «своими» организациями и заранее знали: когда поступят суммы от страхователя, возрастет фонд оплаты труда или будет сокращен, имеются ли другие причины, не позволяющие своевременно осуществить уплату страховых взносов и своевременно принимали меры по недопущению нарушений. В Отделении за каждой группой Управлений ПФР был закреплен куратор, также активно задействованный в процессе прогноза поступлений от «своих» Управлений ПФР, одновременно осуществляя контроль принятия Управлениями ПФР всех мер взыскания к неплательщикам.

Так жили мы - борясь

Среди методов борьбы с должниками применяли и совсем уж нестандартные методы, как, например, строгий надзор за должником, когда судебный пристав исполнитель совместно с сотрудником ПФР знакомились с финансовой деятельностью предприятия и взыскивали долги не только с арестованных наличных средств в кассе, но и за счет дебиторской задолженности его партнеров.

Арсенал «нетрадиционных» способов взаимодействия с плательщиками страховых взносов, в целях максимального сбора страховых взносов в крае был широк, и это, в первую очередь, заслуга руководителей направления администрирования: Татьяны Георгиевны Варламовой, Виталия Анатольевича Толмачева,  Алексея Борисовича Хомутова.

Найдя малейшую правовую зацепку для реализации мероприятий, в ходе которых могут быть взысканы долги, они мастерски организовывали процесс, четко его контролируя, и это несомненно давало результат. Можно с уверенностью сказать, что каждый рубль страховых взносов, взысканных в Алтайском крае, имел человеческое лицо специалиста АСВ.

Еще одним важным и интересным направлением администрирования стала контрольная деятельность в ходе выездных проверок. Здесь мы видели свое преимущество перед ФНС, так как в ходе проверок мы не просто выявляли сумму нарушений, а эта сумма сразу идентифицировалась, и вносились на лицевой счет работника.

С учетом того, что борьба за уплату взносов всегда была в приоритете и велась на всей территории края, специалисты выездных проверок были штучными и проводили проверки не только плательщиков своего Управления ПФР, а еще нескольких, которые входили в зону их обслуживания. Так удалось сохранить силы для борьбы с недоимкой и качественно заниматься контрольной деятельностью.

Девизом выездников всегда была фраза – «налог обезличен и не виден результат твоего труда, а каждый доначисленный в ходе проверки рубль – это будущая пенсия конкретного человека». Выявляли схемы ухода от обложения страховыми взносами, вынуждая плательщиков изменять местонахождение вплоть до Ленинградской области, только бы не получать акт выездной проверки в руки.

Можно смело сказать, что у выездников подобрался небольшой, но очень профессиональный и неравнодушный коллектив, что отразилось и на результатах работы. По этому направлению деятельности мы в «красную зону» не попадали никогда! В отчетности ПФР на высоте были и процент проведенных проверок, и процент выявленных нарушений, и сумма выявленных нарушений.

Но все-таки лучше всего администрировать - взыскивать, контролировать правильность уплаты страховых взносов - получалось в рамках партнерских отношений. Круглые столы и рабочие встречи с плательщиками страховых взносов проводились во всех городах и районах края с участием представителей исполнительной власти, ежегодно вручались Сертификаты социальной ответственности предприятиям, которые в полном объеме производили отчисления в Пенсионный фонд, грамотно и в сроки вели документы персонифицированного учета. Все это положительно отражалось на имидже ПФР, и когда обсуждался вопрос о передаче администрирования вновь в ФНС, плательщики говорили с сожалением, что без дополнительных консультаций, разъяснений им будет сложнее.

Да, время было интересное, теперь остаётся только вспоминать и ждать возвращения, ведь все в жизни повторяется трижды.

 

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ