События

Назначить себе пенсию через интернет, не приходя в Пенсионный фонд – с октября это уже реальность. Несколько дней назад на сайте ведомства появился полный комплекс электронных сервисов, которые позволяют это сделать. Что где нажать, и как это работает – расскажет Кучеренко Наталья Александровна, начальник отдела назначения и перерасчета пенсий Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области. (Эфир программы прошёл на канале «Россия 24» 10 октября)

- Неужели правда, что для назначения пенсии теперь вообще не нужно приходить в Пенсионный фонд?

На сегодняшний день в личном кабинете на сайте пенсионного фонда для граждан уже доступны такие наиболее востребованные услуги как назначение пенсии, доставка пенсии, назначение ЕДВ, выдача сертификата на материнский капитал и распоряжение его средствами.

Чтобы только подать заявление о назначении пенсии действительно приходить не нужно. Но это в том случае, если в Пенсионном фонде имеются для этого все необходимые документы. Ведь есть документы личного хранения, которые гражданин обязан представлять при назначении пенсии – это военный билет, документы о стаже, справки о заработной плате за период до 2002 года, свидетельство о смерти кормильца (если это пенсия по СПК), документы о нетрудоспособных членах семьи (свидетельства о рождении), документы об изменении ФИО. Например, гражданин обращался заблаговременно в целях предварительной оценки документов или организация, в которой он работает, представила на гражданина документы. Тогда да! Для того чтобы просто подать заявление приходить не нужно.

- Если говорить о случаях, когда предприятие передает за своего работника документы в Пенсионный фонд, а работник потом за месяц до пенсии подает заявление через интернет – то сколько таких предприятий в Амурской области? Как узнать, именно моё предприятие работает в таком режиме?

Вообще более 12 тысяч организаций в области заключили соглашения с нами об электронном взаимодействии. Документы работодатель может направлять в Пенсионный фонд по тем же каналам связи, что и отчетность. С этого года еще дополнительно вносятся изменения в уже заключенные соглашения в части направления заявления о назначении пенсии в электронном виде через работодателя. Уже подготовлено более 4 тысяч дополнительных соглашений. Но на практике немногие представляют документы в электронном виде на своих работников, хоть мы и разъясняем преимущества такого способа подачи документов (работник не отвлекается от производства, не забирает трудовую книжку в кадрах, не стоит в очереди). На 1 июля это лишь 87 организаций, которые представили 288 макетов документов. Единственное что в организации должно быть предусмотрено (если говорить о технической стороне вопроса) – это цветной сканер. Специалисты Пенсионного фонда всегда готовы обучить специалистов кадровых служб, как и какие документы необходимо отсканировать и направить.

Чтобы узнать работнику, можно ли таким способом направить документы через свою организацию, он может обратиться к работодателю или в кадровую службу.

- Для того, чтобы подать заявление на пенсию через интернет, нужно получить регистрацию на Портале госуслуг. Где сегодня это можно сделать и как?

Чтобы получить доступ в личный кабинет необходимо не только зарегистрироваться на портале госуслуг, но еще и подтвердить свою учетную запись. Это нужно сделать в удостоверяющих центрах: в МФЦ, Ростелекоме, Почте России и в территориальных органах ПФР. Мы занимаемся регистрацией и подтверждением учетной записи с июля этого года. Для этого необходимо прийти с паспортом.

- Много ли амурчан зарегистрированы на Портале госуслуг?

По сведениям Управления информатизации Амурской области более 30% граждан уже зарегистрировались и соответственно могут обращаться за государственными услугами в электронном виде.

- С июля этого года регистрировать на Портале стал и Пенсионный фонд. Много ли людей обратились с этой просьбой в ПФР?

За 2 месяца обратилось около 2-х тысяч граждан.

- Сколько жителей области подали заявление на назначение пенсии через интернет? Это делается на Едином Портале госуслуг или в «Личном кабинете гражданина» на сайте ПФР?

Всего на 1 октября обратилось 284 человека из них 197 через сайт ПФР, а 87 – через ЕПГУ. Это чуть более 2% от обратившихся за этой услугой.

- Сколько заявлений вообще нужно подать человеку для назначения пенсии?

Как минимум два – о назначении и о доставке.

- Итак, 1-е заявление-на страховую пенсию, 2-е заявление о доставке. Теперь есть ещё 3-е заявление о назначении выплат за счет средств пенсионных накоплений. Это – новый сервис. И до сих пор людям приходилось всё равно идти в Пенсионный фонд, чтобы подать заявление о выплате этих средств, если только они не переданы в управление в Негосударственные пенсионные фонды. Сейчас, так понимаю, это можно сделать и через интернет. Расскажите, как это работает?

Да, сейчас на пенсию уходят граждане, у которых формировалась накопительная пенсия из обязательных платежей в ПФР или участвующие в программе добровольного софинансирования, так называемая, программа «тысяча на тысячу». И по достижении пенсионного возраста они имеют право на получение не только страховой, но и накопительной пенсии. Причем, как правило, граждане имеют право получить накопления в виде единовременной выплаты (если ее расчетный размер не превышает 5% от установленной страховой пенсии). И если электронный сервис о назначении пенсии (в том числе и накопительной) был реализован, то в случае если гражданину необходимо было написать заявление о единовременной выплате, то необходимо было обратиться лично, либо направить заверенное нотариусом заявление по почте.

То есть если у человека есть пенсионные накопления, а это можно узнать также в личном кабинете обратившись к сервису «сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица», то ему теперь можно подать заявление о единовременной выплате пенсионных накоплений в электронном виде.

- Хотелось бы уточнить: человеку, не знакомому глубоко с пенсионной системой, будет не понятно какой вид выплаты выбрать: накопительную пенсию, единовременную или срочную выплату. Что порекомендуете делать?

Конечно, гражданин при желании может подать заявление на накопительную пенсию: этот вид пенсии предусмотрен в заявлении о назначении пенсии (просто нужно выбрать этот вид). Она рассчитывается как ежемесячная выплата и выплачивается вместе с пенсией пожизненно и ежегодно корректируется с учетом инвестиционного дохода. Но в случае если сумма пенсионных накоплений небольшая, то конечно получить ее граждане имеют право в виде единовременной выплаты. Поэтому и необходимо подать соответствующее заявление - на единовременную выплату. Мы определим право на эту выплату, если расчетный ее размер – он рассчитывается как накопительная пенсия – не превышает 5% к размеру страховой пенсии. Срочная выплата – это тоже ежемесячная выплата, но она устанавливается не пожизненно, а минимально на 10 лет и при расчете этой выплаты мы включаем только средства пенсионных накоплений кроме обязательных платежей.

- Второе заявление при назначении пенсии – выбор способа доставки. Там, судя по опыту, возникают сложности у людей?

Если человек подает заявление о назначении пенсии, то ему обязательно необходимо подать и заявление о доставке пенсии. Также этим сервисом можно воспользоваться пенсионерам – если пенсионер хочет изменить доставочную организацию или изменить номер счета.

Единственное на что хочу обратить внимание это на перечень кредитных организаций, с которыми у нас заключены договора о доставке пенсий. Этот список также находится на сайте ПФР в информации для жителей региона. И указать номер счета получателя пенсии, главное - не другого лица. А если выбирают доставочную организацию – почта, то необходимо указать отделение почтовой связи.

- Хорошо, все 3 заявления по назначению пенсии мы заполнили и отправили через интернет. Как узнать потенциальному пенсионеру, что всё правильно? Можно ли позвонить куда-то – или придёт уведомление какое-то – письмом или в Личный кабинет?

Для того, чтобы узнать на каком этапе находится заявление, необходимо в личном кабинете зайти в историю обращений и просмотреть историю по заявлению. На каждом этапе прохождения заявления в пенсионном фонде - гражданину поступают определенные статусы: о принятии заявления в работу, о необходимости представления дополнительных документов, о результате рассмотрения заявления.

- За сколько дней до выхода на пенсию можно садиться за компьютер и заполнять заявления на назначение пенсии?

Не ранее чем за месяц до дня рождения. Главное - не позднее дня рождения. Иначе дата назначения будет с даты обращения.

- Есть телефон горячей линии, где можно проконсультироваться по вопросу назначения пенсии через интернет?

Да, 202-400.

Видео программы: http://gtrkamur.ru/video/rubric/19141

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ