Опубликовано 10 мая 2011 11:14

Обновлено 16 апреля 2024 13:05

Сегодня выход на пенсию сложно назвать уходом на заслуженный отдых. О том, какие шаги по накоплению и инвестированию пенсионного капитала стоит предпринять в молодости, чтобы обеспечить спокойную и достойную старость, представители ведущих негосударственных пенсионных фондов рассказали на круглом столе, организованном сайтом ChelFin.ru.

Пенсионное обеспечение уже не является прерогативой государства: в рамках пенсионной реформы последних лет заботы о будущей пенсии возложены на плечи самих граждан, которые получили право самостоятельного выбора способа инвестирования пенсионных накоплений. Впрочем, подавляющее большинство населения так и остались «молчунами», пенсионные накопления которых «по умолчанию» находятся под управлением государственной управляющей компании – Внешэкономбанка. Крайне консервативная политика ВЭБа не позволяет получать высокий доход от инвестирования пенсионных средств, и инфляция год за годом фактически обесценивает пенсионные накопления россиян. Так, результат инвестирования пенсионных средств по расширенному инвестиционному портфелю, в котором хранятся пенсионные накопления «молчунов», за прошлый год составил 7,62% годовых (за три последних года – 5,47%), по консервативному портфелю чуть выше – 8,17%, но также с заметным отставанием от темпов инфляции, которая составила в 2010 году 8,8%.

Негосударственным пенсионным фондам, инвестиционная стратегия которых не связана столь жесткими ограничениями, удалось продемонстрировать более выдающиеся результаты: средневзвешенная доходность за прошлый год составила 10,7%, а максимальная – 25,74%. Даже в кризисные годы, несмотря на жесткую просадку российского рынка ценных бумаг, НПФ сумели обеспечить не только полную сохранность, но и прирост пенсионных накоплений. Неудивительно, что с каждым годом отмечается рост интереса россиян к инвестированию пенсионных средств: так, в прошлом году свои пенсионные накопления негосударственным пенсионным фондам доверили 3,4 млн жителей страны, а общее число уже превысило 11 млн человек.

«В прошлом году почти 150 тысяч южноуральцев самостоятельно выбрали способ инвестирования накопительной части пенсии, – отмечает заместитель управляющего Отделения Пенсионного фонда России по Челябинской области Светлана Киселева. – В том числе около 130 тысяч жителей области выразили желание инвестировать пенсионные средства через негосударственный пенсионный фонд, порядка полутора тысяч вновь передали средства в государственную управляющую компанию и около 19 тысяч изменили прежнее решение – перешли из одного негосударственного пенсионного фонда в другой».

Сегодня в Челябинской области открыты 14 негосударственных пенсионных фондов, с которыми Отделением Пенсионного фонда России по Челябинской области заключено соглашение о взаимодействии. Всего же в России зарегистрировано 118 негосударственных пенсионных фондов, которые имеют право управлять пенсионными средствами граждан в рамках обязательного пенсионного страхования, и с заявлением о переводе пенсионных средств можно обратиться в любой из них, равно как и в одну из 53 аккредитованных управляющих компаний.

«Тенденция очевидна: с каждым годом рост интереса и степень доверия к негосударственным пенсионным фондам со стороны населения растут: так, за первый квартал число обращений о переводе накопительной части пенсии возросло на 25 тысяч в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, – резюмирует Светлана Киселева. – Люди наконец-то, спустя восемь лет, начинают понимать, в чем смысл прошедшей пенсионной реформы и как распорядиться накопительной частью пенсии».

Несоизмеримо большая популярность негосударственных пенсионных фондов в сравнении с частными управляющими компаниями, по мнению Светланы Киселевой, объясняется просто: НПФ, обладающие широкой сетью региональных офисов и агентов, в значительно большей степени ориентированы на консультирование и персонифицированное обслуживание клиентов, чем управляющие компании, и, как правило, предлагают широкий спектр пенсионных программ.

«Негосударственные пенсионные фонды в отличие от управляющих компаний заключают договор с каждым застрахованным лицом, а управляющие компании «чохом» принимают в управление от Пенсионного фонда средства пенсионных накоплений, все операции обезличены: они не организуют ежегодной адресной рассылки извещений о состоянии пенсионного счета, начисленной доходности, не поддерживают обратную связь с застрахованными лицами», – говорит исполнительный директор НПФ «Пенсион-Инвест» Светлана Кошкарова.

«Выбирая негосударственный пенсионный фонд, в качестве главного критерия стоит рассматривать надежность фонда, – отмечает директор Челябинского регионального отдела НПФ «Норильский никель» Динара Абдулфаизова. – Определить степень надежности можно, ответив на простые вопросы: «Кто? Когда? С кем? На сколько?». В первую очередь стоит узнать, какие организации являются учредителями фонда – эту информацию можно почерпнуть на сайтах НПФ. С хорошей стороны надежность того или иного негосударственного пенсионного фонда характеризует его долголетие на рынке. Важным является и вопрос о том, с какими управляющими компаниями сотрудничает фонд, какой инвестиционной политики – консервативной или рискованной – придерживается. Важно, чтобы управляющие компании работали строго в рамках закона и идеологии управления пенсионным деньгами. Не стоит забывать, что главная задача пенсионных фондов – сохранение накоплений. Вопрос, на сколько НПФ приумножил средства клиентов за прошедшие годы, также не будет лишним».

Впрочем, как отмечают эксперты, при принятии инвестиционных решений никогда не стоит опираться на финансовые показатели одного года – он может оказаться как небывало успешным, так и провальным, поэтому гораздо правильнее делать срез за более длительный временной промежуток – хотя бы последние три-пять лет.

«НПФ, как правило, демонстрируют более высокие и стабильные показатели доходности за счет диверсификации портфеля – заключения соглашений сразу с несколькими наиболее успешными управляющими компаниями, – поясняет исполнительный директор НПФ «ОБРАЗОВАНИЕ» Алексей Филиппов. – Результаты инвестиционной деятельности управляющих компаний на фондовом рынке – это качели: в удачные годы доходность может превышать 60% годовых, но в кризисные периоды потери также могут быть значительны, при инвестировании в НПФ этот эффект нивелируется».

Стоит отметить, что негосударственные пенсионные фонды в соответствии с нормами российского законодательства лишены права показывать отрицательный прирост пенсионных счетов и обязаны компенсировать возможные убытки от инвестирования пенсионных накоплений за счет собственных резервов.

«В российском законодательстве описан принцип сохранности пенсионных накоплений только в негосударственных пенсионных фондах, – отмечает представитель НПФ «Газфонд» в Челябинске Георгий Чернев. – Для Пенсионного фонда, в котором большинство россиян видит оплот надежности, ни в одном федеральном законе не прописаны подобные гарантии сохранности накоплений, и как подтверждение тому – примеры двух кризисов 1998 и 2008 годов. В 1998 году пропали пенсионные отчисления трудящихся в размере 1% от зарплаты за период с 1991 по 1998 годы. Клиенты корпоративных НПФ не пострадали от финансового кризиса. После кризиса 2008 года убытки понесли и ПФР, и НПФ: «молчуны» в извещениях о состоянии пенсионных накоплений получили от ПФР небольшой, но отрицательный доход -0,46%, а НПФ покрыли убытки, выполняя, оговоренный в федеральных законах принцип сохранности накоплений и в худшем случае показали доход в 0%».

«Конечно, во время кризиса настороженность населения к любым финансовым институтам повысилась, но два фактора – государственные регулирование, жесткий контроль за деятельностью НПФ и привлекательная доходность – пересилили сомнения, – говорит Алексей Филиппов. – НПФ – это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, деятельность негосударственных пенсионных фондов жестко регламентирована законодательством: фонды имеют право инвестировать средства только в разрешенные активы и делают это в условиях ежедневного контроля со стороны спецдепозитария и Федеральной службы по финансовым рынкам. Таким образом, риск потери пенсионных накоплений при переводе их в НПФ отсутствует».

Необходимо отметить, что инвестирование накопительной части пенсии включено в сферу ответственности негосударственных пенсионных фондов лишь несколько лет назад, изначально же фонды создавались как организации, дающие возможность человеку, делая регулярные взносы на протяжении трудовой деятельности, скопить пенсионный капитал и получать весомую «прибавку» к государственной пенсии. И сегодня фонды возлагают большие надежды на постепенное возобновление заинтересованности предприятий в развитии корпоративных пенсионных программ.

«Корпоративные пенсионные программы решают многие проблемы кадровой политики: снижение текучки и удержание ключевых работников, привлечение молодых квалифицированных специалистов, повышение мотивации труда и лояльности сотрудников, – отмечает Динара Абдулфаизова. – Создавая пенсионную программу, компания приобретет имидж социально ориентированной организации, что формирует здоровый корпоративный дух, повышает производительность труда и способствует динамичному развитию бизнеса».

«Прежде у предприятий не было экономических стимулов для развития корпоративных пенсионных программ, но в последние годы в связи с изменениями законодательства появились существенные налоговые преференции: так, уплачиваемые предприятием за работника пенсионные взносы не облагаются НДФЛ и страховыми взносами, которые пришли на смену единому социальному налогу. Кроме того, уплаченные пенсионные взносы в пределах 12% фонда оплаты труда предприятие вправе отнести на себестоимость продукции, уменьшая налог на прибыль», – говорит Светлана Кошкарова.

Не секрет, что сегодня наряду с высокой безработицей в регионе ощущается острый дефицит квалифицированных специалистов. «Молодежь не идет на предприятия: если в советское время рабочая специальность могла стать путевкой в жизнь, то сейчас молодые специалисты не видят перспектив карьерного роста, – отмечает Светлана Кошкарова. – Между тем создание на предприятии корпоративной программы, в рамках которой заслуженным работникам формировалась бы дополнительная пенсия – за счет солидарных взносов или только за счет предприятия – позволило бы решить кадровые проблемы и обеспечить преемственность поколений работников».

Но сегодня, как отмечают представители фондов, большинство предприятий, если речь идет не о крупных промышленных гигантах, не готовы к созданию корпоративных пенсионных программ. «Представители среднего, малого бизнеса, а также предприятия бюджетного сектора обращаются к этому инструменту социальной и кадровой политики крайне редко», – сетует Алексей Филиппов.

Но в будущем собственная пенсионная программа появится в каждой компании и на каждом предприятии, уверен Георгий Чернев. «В европейских странах большая часть пенсионного обеспечения приходится именно на корпоративные пенсионные программы, – отмечает эксперт. – И когда мы видим счастливых, довольных жизнью европейских пенсионеров, которые могут себе позволить отдых на лучших курортах, стоит помнить, что они живут не на государственную пенсию – на самом деле пособие очень скромное – а на пенсионные сбережения, накопленные в рамках корпоративной программы или за счет личных взносов».

Большие надежды на рост интереса граждан к инвестированию средств пенсионных накоплений представители пенсионных фондов связывают и с государственной программой софинансирования пенсий. В рамках программы на каждую тысячу рублей, самостоятельно инвестированных гражданином в счет будущей пенсии, государство начисляет еще одну тысячу, но не более 12 тысяч рублей в год. При этом минимальная планка инвестирования составляет всего две тысячи рублей в год, то есть около 170 рублей в месяц – сумма, вполне посильная для любого работающего человека. Программа рассчитана на десять лет, и все это время деньги будут не только регулярно поступать на пенсионный счет, но и инвестироваться наряду с пенсионными накоплениями. Кроме того, участники программы государственного софинансирования пенсий имеют возможность оформить налоговый вычет на сумму перечисленных дополнительных страховых взносов (13 процентов от уплаченных средств): так, если сумма взносов за прошлый год по программе «тысяча на тысячу» составила от 2 до 12 тыс. рублей, то размер налогового вычета составит от 260 до 1560 рублей. Стоит отметить, что задекларировать доходы можно сразу за предыдущие три года.

В 2010 году в программу государственного софинансирования пенсионных накоплений вступили более 176 тысяч южноуральцев, но регулярно уплачивает страховые взносы лишь пятая часть участников (22%) – около 38,8 тыс. человек. Так, в прошлом году южноуральцы самостоятельно перечислили в счет будущей пенсии 120,7 млн. рублей, что на 37,3 млн рублей превышает поступления 2009 года. Средняя сумма добровольного годового взноса в Челябинской области составляет 4799 рублей. «Программа еще не заработала в полном объеме, но интерес с каждым годом ощутимо увеличивается: южноуральцы, которые инвестировали средства, уже увидели первые результаты: сумма внесенных ими взносов удвоилась за счет вклада государства», – отмечает Светлана Киселева.

Прибавка к пенсии действительно может получиться довольно солидная. Так, если рассматривать классический пример: юноша вступил в программу софинансирования, когда ему исполнилось 18 лет, и ежегодно инвестировал 12 тысяч рублей, а государство удваивало сумму. При инвестиционном приросте накоплений на 10% в год к моменту выхода на пенсию ежемесячная прибавка составит 38 900 рублей. При тех же исходных условиях мужчина 1969 года рождения получит ежемесячную прибавку к пенсии в размере 4900 рублей, что также неплохо. Уплачивать взносы можно ежемесячно или разовым платежом в конце года, причем как через бухгалтерию предприятия, так и через любой банк. Вступить в программу софинансирования пенсий можно до 1 октября 2013 года.

По словам Светланы Киселевой, все большую заинтересованность в участии в программе софинансирования пенсий проявляют индивидуальные предприниматели, пенсионные отчисления которых, как правило, гораздо ниже, чем у работников, трудящихся по найму.

При начислении пенсий подчас возникают разночтения, которые можно оспорить в суде.

«Российское пенсионное законодательство не отличается стабильностью и характеризуется постоянными метаниями властей страны в ряде проблемных точек – в частности, переносе возрастных рамок для формировании накопительной части пенсии, включении или невключении тех или иных периодов в трудовой стаж, дающий право назначения пенсии, досрочном назначении пенсий врачам, педагогам – проблема возникла потому, что ряд лечебных и образовательных учреждений изменили организационно-правовую форму, и, к примеру, врачам-стоматологам, которые перешли из муниципальных учреждений в частную клинику, Пенсионный фонд отказал в назначении пенсии», – говорит адвокат по трудовым спорам Павел Андреев.

По его словам, судебная практика по наследованию пенсии также пока не выражена однозначно. «Единичные дела, связанные с наследованием пенсий, вызваны, как правило, тем, что наследники по каким-либо причинам пропускают отведенный законом срок – шесть месяцев – для обращения за оформлением наследования пенсии, – отмечает Павел Андреев. – Впрочем, необходимо отметить, что и Пенсионный фонд, и НПФ, которые выступают ответчиками, как правило, поддерживают ходатайство, и суд восстанавливает наследников в правах».

По информации Пенсионного фонда, с начала года в Челябинской области 808 правопреемников получили пенсионные накопления по наследству на общую сумму в 8,5 млн рублей – в сравнении с аналогичным периодом прошлого года размер выплат увеличился в полтора раза. В большинстве случаев наследуют средства накопительной части пенсии супруга или дети умершего. Максимальный размер выплаты средств пенсионных накоплений составил 120 тыс. рублей, а минимальный – не превысил и 90 рублей.

«Наследники имеют право на наследование трудовой пенсии только в период накопления, то есть если человек умер до достижения пенсионного возраста, – отмечает Светлана Кошкарова. – Если же речь идет о дополнительной пенсии, то все зависит от схемы, которую выбрал вкладчик: срочная пенсия, которая выплачивается в течение определенного срока – пять, семь, десять лет – наследуется целиком, а при схеме с пожизненными выплатами накопления не наследуются».

Как показал опрос, проведенный на сайте ChelFin.ru, на пенсию, которую начислит государство, в преклонном возрасте планируют жить только 29,6% опрошенных челябинцев, а остальные рассчитывают на дополнительные источники дохода – создание собственного успешного бизнеса (23,5%), процентный доход с размещенных в банковском вкладе сбережений (15,7%), а также доход от сдачи недвижимости (12,3%). При этом 8,2% читателей сайта надеются в преклонном возрасте на помощь детей и внуков, а 3,9% – на подсобное хозяйство. А вот на доход, полученный в результате грамотного инвестирования пенсионных накоплений, рассчитывают лишь 6,8% опрошенных. По мнению представителей пенсионных фондов, россияне изменят свое отношение к инвестированию пенсионных накоплений после того, как в 2013 году начнутся первые выплаты пенсий с накопительной частью.

Ульяна БИСЕРОВА, специально для Chelfin.ru

Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта. ОК