Вечерний Челябинск, 05.10.2012, интервью управляющего ОПФР по Челябинской области В.П. Чернобровина, "Пенсия будущего, или Что накопим на старость?"

Опубликовано 05 октября 2012 09:19

Обновлено 25 апреля 2024 16:58

Сможет ли нынешнее поколение сорокалетних безбедно жить на пенсии?

Готовится ли повышение пенсионного возраста? Какие метаморфозы произойдут с нашими накоплениями? Имеет ли смысл вступать в государственную программу софинансирования?

Правительство представило президенту Путину «Стратегию развития пенсионной системы до 2030 года» от Минтруда. Россия на пороге очередной реформы. О том, какими будут ее первые результаты, рассказали на селекторной пресс-конференции, которая транслировалась из Москвы в регионы. На вопросы журналистов ответили заместитель министра труда и социального развития РФ Андрей Пудов и председателя правления ПФР Антон Дроздов.

Правило «40-20-40-20»

Одна из главных задач готовящейся реформы — обеспечить к 2030 году коэффициент замещения утраченного среднего заработка не менее 40 процентов при нормативном страховом стаже. Это целевой ориентир, признанный ведущими странами мира.

Новое пенсионное правило «40-20-40-20» отражает зависимость будущей пенсии от трудового стажа. Чем больше стаж, тем выше пенсия. Если работник платит в течение 40 лет 20 процентов от своей зарплаты, то при назначении пенсии он может рассчитывать на 40 процентов от утраченного заработка в течение 20 лет. Таким образом, при начале работы в 20 — 25 лет 40 лет стажа можно выработать к 60 — 65 годам при ожидаемой продолжительности жизни в 80 — 85 лет. Уточним: пенсия назначается бессрочно.

При этом, как утверждает Антон Дроздов, реформа не предполагает завуалированного повышения пенсионного возраста. Стратегия не содержит предложений по повышению общеустановленного пенсионного возраста: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

Однако реформа может негативно отразиться, например, на правах женщин, которые, находясь в отпуске по уходу за ребенком, теряют несколько лет трудового стажа.

— Дискриминации быть не должно, — комментирует Андрей Пудов. — Отпуск по уходу за ребенком, служба в армии и другие нестраховые периоды, я думаю, будут учтены. Этот вопрос будет обсуждаться.

Трехуровневая модель

Стратегия предполагает трехуровневую пенсионную систему.

Первый уровень — трудовая (государственная) пенсия. Форми-руется за счет перечислений страховых взносов, которые делает работодатель. Ее размер зависит от конкретного заработка и стажа.

Второй уровень — корпоративная пенсия. Формируется за счет дополнительных взносов работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального трудового или коллективного договоров. Третий уровень — частная пенсия. Формируется самим работником за счет добровольных взносов в негосударственный пенсионный фонд, страховую компанию и кредитную организацию.

Предполагается, что такая система обеспечит до 70 процентов утраченного заработка при стаже не менее 40 — 45 лет.

Накопления сохранят, но оптимизируют

Судьба накопительного компонента — один из спорных моментов. Оставить или отменить? Этот вопрос давно стал краеугольным в готовящейся реформе. Сейчас отчисления работодателей в ПФР составляют 22 процента от фонда оплаты труда. Из них у тех, кто родился в 1967 году и позже, шесть процентов отчислений идут на пенсионные накопления. Такая система работает с 2002 года.

Но, как считают эксперты, действующая модель обесценивает накопления. Когда на пенсию начнут выходить рожденные в 1966 и в 1967 году, при одинаковом стаже и заработке размер трудовой пенсии у них будет существенно отличаться. Причем пенсионер с «накоплениями» (1967 года рождения) будет получать меньше, чем тот, кто их не имеет.

— Мы не можем допустить, чтобы у людей, близких по возрасту, пенсия так разнилась, — говорит председатель правления ПФР. — Поэтому предлагаем, чтобы в основе формирования пенсии была солидарная система, а накопительная система должна стать дополнительной. Это позволит эффективнее размещать пенсионные накопления и получать большую доходность. Мы не отменяем накопительную систему, мы переводим ее с государственного уровня в более гибкий корпоративный, добровольный формат.

Новая пенсионная концепция предлагает так называемый «страховой маневр»: сокращение до двух процентов тарифа страховых взносов на накопительную часть пенсии. При этом, согласно стратегии, гражданам предоставят право выбора: остаться в государственной пенсионной системе солидарного характера или самостоятельно формировать свои пенсионные накопления.

А что будет с ранее сформированными накоплениями? Смогут ли рассчитывать на них будущие пенсионеры? Ходят слухи, что эти средства аннулируют.

Реализация стратегии развития пенсионной реформы в конечном итоге призвана обеспечить к 2030 году коэффициент замещения утраченного заработка до 40 процентов при нормативном стаже (40 лет) и достижении среднего размера пенсии не менее 2,5 — 3 прожиточных минимумов пенсионера.

— Пенсионные накопления не изымаются, не тратятся и не отменяются, — опровергает слухи Антон Дроздов. — Накопленные средства сохраняются за гражданами и будут выплачиваться по достижении пенсионного возраста.

Что будет с программой «тысяча на тысячу»

Популярность программы государственного софинансирования растет. В этом году участники, вступившие в нее три-четыре года назад и достигшие в настоящее время пенсионного возраста, получают реальные деньги — порядка 80 — 90 тысяч рублей. Это вдохновляет последовать их примеру. Однако возникает вопрос: не сгорят ли добровольные взносы в огне реформы?

— Стать участником программы «тысяча на тысячу» можно до 1 октября 2013 года. Для тех, кто успел в нее вступить, будет проводиться софинансирование средств, — заверяет Антон Дроздов. — Мы предлагаем и в будущем продолжать программу софинансирования, но уже как стимулирование участия граждан в корпоративных и добровольных пенсионных системах. При этом, на наш взгляд, следует изменить принцип софинансирования. Сейчас оно осуществляется для всех, независимо от уровня доходов. Но во всем мире такие программы действуют для тех, кто имеет небольшие заработки и не может позволить себе участвовать в других программах дополнительного увеличения пенсии. Мы также планируем, что софинансирование будет продолжаться только для тех, кто имеет небольшую зарплату.

Льготники и самозанятые

Новая стратегия предусматривает пересмотр подхода к так называемым «досрочным» пенсиям. Право на нее имеют занятые на подземных работах, на производствах с вредными и тяжелыми условиями труда. Это металлурги, ядерщики, угольщики и ряд других профессий.

В настоящее время финансирование выплаты пенсий «досрочникам» осуществляется за счет общих средств ПФР. Иными словами, за них платят те, кто уходит на пенсию в общеустановленном возрасте.

Как утверждает Антон Дроздов, досрочные пенсии для сотрудников вредных и опасных производств не отменяются. Однако на первом этапе пенсионной реформы, в 2013 — 2015 году, вводится дополнительный тариф. В 2013 году предлагается увеличить для работодателей тариф страховых взносов в ПФР за работников, занятых на вредном производстве, по первому и второму спискам на 4 и 2 процента соответственно, в 2014 году доптарифы будут повышены до 6 и 4 процентов, в 2015 году — на 9 и 6 процентов.

На втором этапе предлагается создать механизмы вывода работников, которые уходят на пенсию досрочно, в корпоративную пенсионную систему. Предполагается, что у работодателей, создавших системы для обеспечения досрочных пенсий, доптариф будет передаваться в корпоративные программы.

Во-вторых, предполагается изменение тарифной политики для самозанятого населения (индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты и прочие). Планируется поэтапное приведение размера уплачиваемых страховых взносов в соответствие с уровнем пенсионных выплат (не менее величины прожиточного минимума пенсионера).

На первом этапе фиксированный страховой взнос будет рассчитан исходя из двукратного минимального размера оплаты труда в 2013 году, двух с половиной — в 2014 году и трехкратного — в 2015 году (в настоящее время — это один минимальный размер оплаты труда).

Трудящимся с зарплатами выше среднего новая стратегия предлагает заботиться о своем пенсионном обеспечении самостоятельно, участвуя в системе добровольного пенсионного страхования.

От первого лица

Виктор Чернобровин, управляющий отделения ПФР по Челябинской области:

— В настоящее время в пенсионной системе накопилось немало проблем, которые требуют решения. Одна из главных — отсутствие достаточных страховых источников для поддержания размера трудовых пенсий на социально приемлемом уровне в долгосрочной перспективе. Это может привести к тому, что отношение среднего размера трудовой пенсии по старости к среднему размеру заработной платы по экономике будет снижаться. Чтобы этого не произошло, была разработана стратегия. Безусловно, документ еще требует доработки. Но сам факт его существования вселяет оптимизм и позволяет наметить дальнейшую перспективу развития пенсионной системы.

Вопросы в тему

Результаты реформы проверит молодежь

«Если стратегия будет реализована, люди какого возраста первыми ощутят реальную прибавку к пенсии?»

— Реальный результат мы увидим за пределами 2020 года, когда пенсионная формула будет работать для большего числа лиц, — считает заместитель министра труда и социального развития РФ Андрей Пудов. — Речь, в первую очередь, идет о тех, кто начал свою трудовую деятельность после 2002 года в рамках новой пенсионной системы.

Работать на пенсии выгодно

 «В связи с принятием новой концепции не планируется ли отмена пенсии для работающих пенсионеров?»

— Были предложения финансового блока — не выплачивать часть пенсии работающим пенсионерам независимо от того, какой доход они получают, — говорит председатель правления ПФР Антон Дроздов. — Мы считаем это в корне неверным. В стратегии нет предложения об отмене пенсии или ее части для работающих граждан. В среднесрочной перспективе, возможно, будут ограничения для состоятельных пенсионеров, которые имеют очень высокую зарплату и при этом получают пенсию. Граждане с низкими заработками не должны быть лишены пенсии.

Наталья Фирсанова

Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта. ОК