События

3 декабря в мире отмечается Международный день инвалида. В России эта дата также имеет большое значение, поскольку в стране насчитывается около 12,8 млн граждан с разной степенью инвалидности. Все они получают государственную поддержку, значительную часть которой предоставляет Пенсионный фонд России.

Какими видами и формами получения государственных услуг ПФР пользуются жители Хабаровского края? Об этом рассказала управляющий Отделением ПФР по Хабаровскому краю Ирина Звержеева.

- Ирина Гаврииловна, какие услуги Пенсионный фонд предоставляет нашим землякам, имеющим инвалидность?

- В нашем крае проживает почти 73,5 тыс. граждан, признанных инвалидами. Пенсию по инвалидности (страховую или социальную) получают более 28 тысяч человек, в том числе 5288 – дети инвалиды.

Страховая пенсия по инвалидности назначается любому гражданину, признанному инвалидом, если у него есть хотя бы один день страхового стажа. Если же человек с инвалидностью никогда не работал и не имеет страхового стажа, Пенсионный фонд выплачивает ему социальную пенсию по инвалидности.

Пенсия выплачивается в течение периода, на который медико-социальной экспертизой гражданину установлена инвалидность. При этом страховая пенсия выплачивается до наступления общеустановленного возраста выхода на пенсию: 55 лет женщинам и 60 лет мужчинам. По достижении этого возраста автоматически назначается страховая пенсия по старости, при этом гражданам не надо обращаться в Пенсионный фонд.

Есть у нас в крае 173 получателя государственной пенсии по инвалидности. Она назначается гражданам, ставшим инвалидами в результате военной службы, вследствие радиационных или техногенных катастроф.

Особая категория инвалидов – это участники Великой Отечественной войны и инвалиды вследствие военной травмы. Только они имеют право на одновременное получение двух пенсий: страховой по старости и государственной пенсии по инвалидности.

Стоит отметить, что все инвалиды, независимо от вида назначенной пенсии, пользуются государственной мерой социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). Её размеры определены в зависимости от категории получателя и составляют от 505,73 руб. до 5054,11 руб.

Часть ЕДВ может предоставляться в виде набора социальных услуг. Он включает бесплатные лекарственные и медицинские изделия, путевку и проезд на санаторно-курортное лечение. При этом инвалид может выбрать, что из этих услуг получать в натуральном виде, а какие заменить деньгами.

В крае нет пенсионеров с доходом ниже регионального прожиточного минимума, установленного для этой категории граждан. Так, органы социальной защиты населения устанавливают региональную социальную доплату к пенсии всем неработающим пенсионерам, имеющим совокупный доход с учетом всех мер социальной поддержки, ниже регионального прожиточного минимума (в 2017 году - 10895 руб.).

 

- В каком случае инвалид имеет право на повышенный размер пенсии?   

- Более высокий размер пенсии за счет повышения фиксированной выплаты имеют инвалиды первой группы, так как за ними требуется постоянный посторонний уход. Такое же право есть у пенсионеров-инвалидов, у которых на иждивении имеются нетрудоспособные члены семьи.

- Выплачивается ли пенсия работающим инвалидам?

- Как страховая пенсия, так и социальная выплачиваются работающим гражданам независимо от факта их работы. Однако, у получателей страховой пенсии, в том числе инвалидов, занятых трудовой деятельностью, пенсия не индексируется. В то же время, ежегодно с 1 августа автоматически, без подачи соответствующего заявления осуществляется перерасчет размера пенсии в пределах не более трех баллов.

- Как оформить пенсию по инвалидности? Всегда ли надо идти в Пенсионный фонд?

- Нет, не всегда. Можно подать заявление в МФЦ или в электронном виде.

 Пользуясь случаем, хочу ещё раз напомнить жителям края о том, что практически все услуги ПФР: от информации о своих пенсионных правах до назначения пенсии и социальных выплат, теперь можно получить, не покидая дома, через Личный кабинет на сайте ПФР, Портал государственных услуг или через бесплатное мобильное приложение «Электронные сервисы ПФР». Если установить его в смартфоне и планшете, то ключевые услуги ПФР будут доступны вообще без привязки к месту нахождения получателя, т.к. могут быть у каждого под рукой. Это очень удобно, и не удивительно, что в течение 2017 года более 46 тыс. наших земляков воспользовались услугами ПФР в электронном виде.

Например, через Личный кабинет гражданина на сайте ПФР либо на Едином портале госуслуг можно подать дистанционно в электронном виде заявление на назначение пенсии, ежемесячной денежной выплате, смене способа доставки пенсии и формы получения набора социальных услуг, о согласии на осуществление ухода, назначении ежемесячной выплаты ухаживающему неработающему трудоспособному лицу, а также выдачу государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и распоряжение этими средствами и мн. др. Доступ к этим электронным услугам открывается только после предварительной регистрации и подтверждения учетной записи в клиентской службе ПФР, в МФЦ или другой организации, удостоверяющей персональные данные. Если гражданин уже зарегистрирован на портале госуслуг, необходимо использовать логин и пароль, указанные при регистрации.

Для помощи инвалиду не так давно в Личном кабинете гражданина появился новый электронный сервис, позволяющий подать заявление от лица представителя (родителя, усыновителя, опекуна или попечителя). Для этого гражданин – законный представитель заявителя должен зайти в свой Личный кабинет на сайте ПФР и идентифицировать себя как представителя, выбрав соответствующую опцию. При оформлении заявления необходимо будет указать данные как самого представителя, так и заявителя, а также внести всю необходимую информацию в остальные поля, требующие заполнения.

Если у человека слабое зрение, и ему сложно воспринимать текст с экрана электронного устройства, то в помощь ему на сайте ПФР работает голосовой ассистент, который интегрирован в версию сайта для слабовидящих. Такая функция позволяет озвучивать любую текстовую информацию. Поэтому все публикуемые материалы ПФР можно прослушивать и в полной мере получать всю необходимую информацию, размещенную на сайте ПФР.

А если все-таки инвалид пока ещё не освоил компьютерную грамотность, как ему обратиться за услугой?

- Для получения любой услуги Пенсионного фонда человек, может обратиться с заявлением в клиентскую службу ПФР по месту жительства либо в МФЦ. Причем, если по состоянию здоровья инвалид не может прийти лично, то заявление и документы могут быть направлены по почте или поданы через представителя. От его имени подать заявление может любой человек. На руках достаточно иметь нотариально заверенную доверенность.

Клиентские службы ПФР края оборудованы по единому стандарту в соответствии с требованиями государственной программы «Доступная среда». Любой человек, относящийся к категории маломобильных граждан или имеющий какие-либо ограничения по здоровью, может беспрепятственно и своевременно попасть на прием к специалисту ПФР, где каждому будет обеспечено комфортное получение государственных услуг.

В зданиях органов ПФР для инвалидов-колясочников установлены пандусы и опорные поручни, при входе имеется кнопка вызова специалиста, который поможет справиться со ступеньками или сам спустится к посетителю, чтобы решить необходимый вопрос. При наличии у здания ПФР автостоянки на ней отводится не менее одного места для транспорта инвалидов. Места для приёма слабослышащих граждан оборудованы звуковыми маяками и приборами для общения, которые передают аудиосигнал в слуховой аппарат. С их помощью прослушивается зона в радиусе до десяти метров.

Для слабовидящих граждан залы клиентских служб оборудованы специальными средствами ориентации: тактильные ленты на полу и ступенях, а также световые маячки для ориентации и навигации. На стеклянных дверях расположены желтые маркировки круглой формы для предотвращения возможного столкновения со стеклянным полотном двери, а информационные таблички продублированы шрифтом Брайля.

- Бывают в жизни ситуации, вынуждающие оставить работу, чтобы ухаживать за нетрудоспособным человеком. Какие меры поддержки предусмотрены в этом случае?

- Такие жизненные обстоятельства государство считает социально значимым периодом. Поэтому если речь идёт о трудоспособном человеке, который ухаживает за инвалидом первой группы, ребенком-инвалидом или за лицом в возрасте от 80 лет, то для него предусмотрены компенсационные выплаты. Они составляют 1 200 руб. в месяц. А одному из родителей, ухаживающему за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства I группы, положена выплата по уходу в размере 5500 рублей в месяц. Для жителей северных районов эти компенсационные выплаты увеличиваются на соответствующий районный коэффициент. Например, выплата по уходу родителям с учетом коэффициента 1,2 составляет – 6600 руб., там, где действует районный коэффициент 1,4 – 7700 рублей.

Кроме компенсационной выплаты периоды ухода учитываются при назначении пенсии. За 1 год начисляются пенсионные баллы (1,8 балла), которые влияют на размер будущей пенсии. 

Также один из родителей ребенка-инвалида имеет право на досрочное назначение пенсии: на 5 лет ранее общеустановленного пенсионного возраста. При этом для мамы необходимы не менее 15 лет страхового стажа, для отца – не менее 20 лет. Даже если у ребенка со временем будет снята инвалидность, право на досрочную пенсию у отца либо матери сохраняется.

С 2017 года упростился порядок подтверждения и включения в стаж этих социально значимых периодов. Если раньше периоды ухода нужно было подтверждать документами при назначении пенсии, то теперь эти периоды включаются в лицевой счет и начисляются баллы ежегодно с момента назначения компенсационной выплаты. Поэтому нет необходимости специально обращаться и представлять документы в Пенсионный фонд.

- Сейчас у всех на слуху аббревиатура ФРИ, но ещё мало кто понимает её значение. Расскажите, что такое ФРИ, и в чем его польза населению?

- В 2017 году Пенсионный фонд запустил в работу новую Федеральную государственную информационную систему «Федеральный реестр инвалидов», которую чаще всего называют просто ФРИ. Здесь будет полный объем информации об инвалидах, в том числе необходимая органам власти для предоставления услуг инвалидам.

ФРИ состоит из Личного кабинета инвалида и раздела  «Открытые данные». Этот раздел полезен общественным организациям и госструктурам. Он содержит статистику по различным показателям в территориальном и временном разрезах.  Сведения в государственную информационную систему ФРИ поступают из множества государственных ведомств. И до конца этого года ещё продолжается сверка всех показателей.

В 2018 году государственные и муниципальные услуги будут предоставляться инвалиду на основании информации из ФРИ без запроса документов у инвалида или в других ведомствах. Федеральный реестр инвалидов улучшит качество жизни инвалида. Госуслуги для него станут ещё доступнее. Инвалиду не нужно будет никуда ходить за документами, т.к. полная информация о нём будет в распоряжении государственных органов. С помощью электронных сервисов можно получать все госуслуги на дому.

Уже сейчас гражданам доступен Личный кабинет инвалида на сайте ПФР и в мобильном приложении. В нём можно получить доступ к своим персональным сведениям о группе и сроке инвалидности, индивидуальной программе реабилитации, ее исполнении, сопутствующих услугах, о размере и виде назначенной пенсии, а также обо всех соцвыплатах, установленных по линии ПФР и оставить отзыв о качестве оказанных государственных услуг.

Ежегодно за услугами ПФР в Хабаровском крае обращаются около полумиллиона человек, практически каждый второй житель региона и среди них растет число пользователей электронными услугами Пенсионного фонда.

Информационные технологии повышают доступность всех государственных и муниципальных услуг, создают безбарьерную среду для граждан и в полной мере помогают в достижении ключевой цели - развитию социальной инфраструктуры и улучшению качества жизни различных категорий населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ