С 2014 года определены порядок и этапы специальной оценки условий труда на вредных и (или) опасных производствах

25 февраля 2014 07:59

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон*, согласно которому определены этапы проведения специальной оценки условий труда, права и обязанности работодателя, работника и осуществляющей оценку организации, требования к последней.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов условий труда. Данная процедура предусматривает однократное исследование работодателем рабочего места. Результаты специальной оценки учитываются при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд, в целях предоставления гарантий и компенсаций работникам, а также в иных процедурах в сфере охраны труда (обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, организация медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.)

В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом* оценка проводится не реже одного раза в 5 лет на рабочих местах работодателя в соответствии с методикой проведения специальной оценки условий труда.

Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися инидивидуальными предпринимателями.

По результатам специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Кроме того, вредные подразделены на 4 подкласса. Также предусмотрена возможность снизить класс (подкласс) условий труда в случае применения работниками эффективных средств индивидуальной защиты, а также в отношении рабочих мест в соответствии с отраслевыми особенностями.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми. Декларация действительна в течение 5 лет и автоматически продлевается еще на столько же при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В зависимости от итогов специальной оценки условий труда устанавливается размер дополнительных страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации в соответствии  с ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона**. При применении дополнительных тарифов страховых взносов необходимо учитывать следующее. В случае, если аттестация рабочих мест проведена в порядке, действовавшем до вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ и условия труда признаны:

а) оптимальными и допустимыми – плательщики страховых взносов начисляют и уплачивают страховые взносы по соответствующим тарифам, установленным ч. 1 и 2 ст. 58.3 Федерального закона**. Периоды работы включаются в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. Следует отметить, что положения пункта 3 статьи 27 Федерального закона*** до установления на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах  1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 426-ФЗ, не препятствуют включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на указанных работах, в том числе на рабочих местах, условия труда на которых по результатам аттестации  рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ признаны оптимальными или допустимыми, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов.

б) вредными и (или) опасными – плательщиками применяются дополнительные тарифы страховых взносов, установленные ч.2.1 ст. 58.3 Федерального закона №212-ФЗ и п. 2.1 ст. 33.2 Федерального закона №167-ФЗ.

*Федеральный закон № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда».

**Федеральный закон № 212-ФЗ от 24 июля 2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

***Федеральный закон № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».


Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта. ОК