События

Управляющий Отделением ПФР по Ивановской области Михаил Болдин - постоянный гость нашей рубрики. На этот раз темами интервью стали электронные сервисы, которыми могут воспользоваться клиенты, выплаты материнского капитала, подача сведений о трудовой деятельности сотрудников и другие.

Но вначале Михаил Васильевич рассказал о том, как перестроили свою работу в период пандемии службы Отделения ПФР по Ивановской .

Действительно, в связи с эпидемией пришлось перестроить нашу работу. В начале года, когда информация о новом вирусе только появилась, мы стали проводить более тщательную уборку всех помещений, в том числе и клиентских служб. Но уже в марте стало понятно, что ситуация очень серьезная и нужен целый комплекс противоэпидемических мероприятий.

Во-первых, мы провели для наших специалистов инструктаж: каждому необходимо регулярное измерение температуры, а при малейших признаках заболевания – следует оставаться дома. Понятно, что когда специалист уходит на больничный, то часть его работы ложится на плечи остальных, но все-таки переносить заболевание на ногах опасно для здоровья больного, а в сложившейся ситуации – и для здоровья всех окружающих. Кстати, мы и сейчас продолжаем следить за здоровьем сотрудников, все заполняют чек-листы – это обязательное требование, при входе в здание мониторим температуру тела посетителей и сотрудников с помощью инфракрасных термометров.

Во-вторых, мы закупили маски и перчатки для наших специалистов, приобрели антисептики,  в некоторых клиентских службах установили специальные обеззараживающие приборы. Кроме этого, во всех помещениях у нас проводится регулярная уборка с применением хлорсодержащих средств, увеличена кратность проведения влажных уборок с применением дезсредств контактных поверхностей (дверные ручки, поручни, перила, выключатели и др.). Дважды в неделю проводим дополнительные дезинфекционные мероприятия во всех помещениях. В клиентских службах установлены защитные экраны.

В-третьих, часть работников в пик эпидемии перевели на удаленный режим, хотя сделать это было непросто. Мы работаем с персональными данными граждан, и, конечно, с домашнего компьютера доступ к ним получить нельзя. Работу клиентских служб и вовсе не перевести на дистант. Вообще, именно приему граждан мы уделили самое большое внимание. Чтобы человек как можно меньше времени проводил в помещении, не сидел в очереди с другими посетителями, с 30 марта клиентские службы ПФР перешли на прием по предварительной записи. С 1 августа клиентские службы в крупных городах работают по новому графику: с 08.00 до 20.00. Мы провели опрос, и многие отметили, что такой график очень удобен – есть возможность прийти после работы, а не отпрашиваться в рабочее время. Также увеличили и количество специалистов на горячих линиях – и для записи на прием, и для консультаций. Но звонков, конечно, было очень много, особенно когда родители активно оформляли выплаты на детей. Практически в онлайн-режиме проводили и консультации в наших социальных сетях.

В целом отмечу, что несмотря на сложности, все сотрудники работали слаженно и качество работы не пострадало. Пенсии и пособия назначались и выплачивались вовремя, никаких сбоев не было. Поэтому хочу выразить благодарность всем сотрудникам за профессионализм и хорошую работу в таких непростых условиях.

Расскажите об электронных сервисах, которыми могут воспользоваться клиенты.

Постепенно предоставление услуг ПФР, действительно, переходит "в цифру". И в период эпидемии это, кстати, помогло снизить нагрузку на наши клиентские службы. Сейчас практически все наши услуги можно получить, не обращаясь лично в ПФР. Главное условие для этого – наличие подтвержденной учетной записи на портале госуслуг. На нашем сайте pfrf.ru размещен специальный сервис – личный кабинет гражданина. Для входа используется тот же логин и пароль, что и на портале госуслуг. В личном кабинете можно и заявление на назначение пенсии подать, и выбрать или поменять способ получения пенсий и пособий. Мамам в личный кабинет приходит электронный аналог сертификата на материнский капитал, поэтому с 15 апреля больше не нужно приходить за документом в клиентскую службу. Также дистанционно можно и справки заказать, и на прием записаться.

В этом году появилась еще одна электронная услуга: в личном кабинете теперь можно придумать кодовое слово, по которому в дальнейшем человек сможет получать консультации наших специалистов по телефону. Причем консультация будет именно персональной: специалисты смогут посмотреть размер пенсии или другой социальной выплаты и пояснить, как увеличится пенсия, например, в случае увольнения или с чем связаны удержания из пенсии.

Конечно, есть и те, кому неудобно, сложно пользоваться электронными услугами, есть и небольшой круг вопросов, которые можно решить только лично в клиентской службе, но в целом мы сейчас приступили к проактивному предоставлению услуг. Например, родился ребенок – СНИЛС на него уже не нужно получать, он оформляется автоматически. Также и сертификат на маткапитал, как я уже говорил, наши специалисты оформляют на основании данных из ЗАГСа.

С повышением пенсионного возраста в законодательстве появилась новая категория граждан – предпенсионеры. Они имеют право на льготы, которые ранее предоставлялись при выходе на заслуженный отдых. Кто относится к предпенсионерам, и как они сейчас подтверждают свои льготы?

Право на большинство предпенсионных льгот возникает за 5 лет до нового пенсионного возраста с учетом переходного периода. Исключением, на которое не распространяется правило 5 лет, являются налоговые льготы. Они предоставляются по достижении прежних границ пенсионного возраста (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, либо ранее этого возраста, если человек претендует на досрочную пенсию).

Для подтверждения права на льготы предпенсионеру не требуется обращаться в ПФР. С 2019 года работает специальный сервис информирования, через который предоставляются сведения о гражданах, достигших предпенсионного возраста. Эти данные и используются организациями, ведомствами и работодателями для предоставления соответствующих льгот. Человеку достаточно просто подать заявление в ведомство, предоставляющее льготу, где уже будет вся необходимая информация.

К примеру, граждане предпенсионного возраста освобождены от уплаты имущественного налога на жилье и земельного налога с шести соток земли. Чтобы воспользоваться льготой, достаточно просто подать заявление в налоговую инспекцию, специалисты которой самостоятельно сделают запрос в Пенсионный фонд для подтверждения предпенсионного статуса заявителя.

Аналогичное взаимодействие у ПФР налажено с центрами занятости, которые предоставляют предпенсионерам повышенное пособие по безработице и занимаются их профессиональным переобучением и повышением квалификации.

При желании справку о статусе предпенсионера человек может получить в личном кабинете на официальном сайте ПФР.

Мы видим, что упрощаются порядки по распоряжению материнским капиталом. Напомните основные изменения в данном направлении.

Да, распорядиться маткапиталом стало проще. У семей появилась возможность сделать это прямо в банке, в котором они берут ипотечный кредит. Вместо двух обращений – в банк и Пенсионный фонд – семье теперь достаточно обратиться только в банк, где одновременно оформляется кредит и подается заявление на погашение кредита или уплату первоначального взноса. Для этого региональное Отделение заключило соответствующие соглашения с банками: ВТБ, Россельхозбанк, МинБанк, Сбербанк, Евроальянс, Банк НБС, НС Банк, Банк «ФК Открытие», Промсвязьбанк, Газпромбанк. С другими банками также планируем заключить соответствующие соглашения. По области уже около 100 мам подали заявления о распоряжении маткапиталом в банках.

Упрощен и порядок направления маткапитала на обучение ребенка в вузе. Благодаря заключённым соглашениям вся информация об обучении ребенка в вузе будет предоставляться учебным заведением по запросу Пенсионного фонда без участия заявителя. От родителей потребуется только заявление о распоряжении маткапиталом, которое можно подать через портал госуслуг или в личном кабинете на сайте ПФР pfrf.ru. В настоящее время соглашения заключены со следующими ивановскими вузами: ИвГУ, химико-технологическим и политехническим университетами, сельскохозяйственной академией. С другими учебными заведениями также планируется заключить аналогичные соглашения.

Главная цель этих изменений – создать для людей комфортные условия получения государственных услуг, чтобы им не приходилось несколько раз обращаться в различные ведомства.

В последнее время участились случаи мошенничества, когда преступники звонят гражданам, представляясь сотрудниками государственных служб, просят сообщить свои персональные данные. Занимаются ли вообще специалисты Пенсионного фонда обзвоном населения, и как отличить эти звонки от мошеннических действий?

Мошенничества с помощью социальной инженерии – это печальная тенденция последних лет. Нередко мошенники приходят домой или звонят гражданам и представляются  сотрудниками социальных ведомств, в том числе и ПФР. Обещают доплаты к пенсиям, рассказывают о "денежной реформе" и используют ряд других уловок, чтобы завладеть чужими деньгами. Поэтому мы ведем активную информационную работу с населением.

Самое главное – быть бдительными и не доверять незнакомцам. Паспортные данные, СНИЛС, пин-код банковской карты и cvv-код (трехзначный номер на обратной стороне карты) – все это персональные данные, которые не нужно никому сообщать. Также не следует сообщать логин и пароль от личного кабинета на портале госуслуг.

Наши сотрудники, действительно, могут позвонить гражданам, чтобы проинформировать о мере поддержки. Но при этом все услуги ПФР абсолютно бесплатны, поэтому если вас просят назвать пин-код карты или код, высланный по смс, можно смело класть трубку. Также не следует продолжать разговор, если "сотрудник" просит вас оплатить "пошлину", "налог", "комиссию". И в целом – если у вас есть сомнения по поводу звонка, лучше попрощаться и перезвонить самостоятельно в свою клиентскую службу ПФР или на нашу горячую линию (4932) 31-24-47 – в этом случае можно быть уверенным, что вы разговариваете с настоящим сотрудником Пенсионного фонда. Кстати такие "проверочные" звонки нам периодически поступают.

Из сообщений в СМИ видно, что мошенники обманывают людей разных возрастов, но все-таки пожилые люди особенно уязвимы в этом плане, поэтому необходимо и самим быть осторожными, и проводить разъяснительные беседы с пожилыми родственниками и соседями.

Недавно вышло постановление Правительства РФ РФо зачислении стажа в двойном размере медикам, лечащим пациентов с коронавирусной инфекцией. Уже известно, скольких врачей в нашем регионе это коснется? Нужно ли обращаться медикам по этому поводу в Пенсионный фонд, или информация поступает к вам от работодателей?

Для медицинских работников, оказывающих помощь пациентам с коронавирусной инфекцией, постановлением Правительства РФ от 06.08.2020 года № 1191 установлен особый порядок исчисления периодов работы с 1 января по 30 сентября 2020 года. Для них один день работы, дающей право на досрочную пенсию, засчитывается как два дня стажа на соответствующих видах работ.

Особый порядок учета стажа определен не только для медиков, оказывающих помощь пациентам с COVID-19 в стационарных условиях. В двойном объеме специальный стаж может быть засчитан и для медработников, занятых оказанием скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией, в том числе по отбору биологического материала пациентов для лабораторного исследования на наличие коронавирусной инфекции, а также осуществляющих медицинскую эвакуацию пациентов с подозрением на COVID-19.

Также в круг работников, к которым применяется особый порядок исчисления стажа, входят медицинские работники, занятые оказанием первичной медико-социальной помощи пациентам с установленным диагнозом COVID-19 в амбулаторных условиях (в том числе на дому), а также первичной медико-социальной помощи больным с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонии, осуществлением отбора биологического материала пациентов для лабораторного исследования на наличие COVID-19, транспортировкой пациентов в поликлинические отделения, оборудованные под КТ-центры, и иные медицинские организации для проведения инструментального исследования на наличие внебольничной пневмонии.

Льготный страховой стаж медицинским работникам будет подтверждаться на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. А до внесения изменений в документы персучёта – документами работодателя, выдаваемыми в установленном порядке.

На данный момент, для того чтобы подтвердить работу с ковид-пациентами, медицинскому работнику необходимо взять справку с места работы. Это так называемая справка уточняющего характера, на ее основании наши специалисты при назначении пенсии будут учитывать время работы с такими больными в двойном размере. Отмечу, что такую справку нужно брать только в том случае, если медработник в ближайшее время планирует выйти на пенсию. На данный момент к нам обратились с такими справками три человека, их документы сейчас рассматриваются. В дальнейшем планируется, что льготный страховой стаж медицинским работникам будет подтверждаться на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта, то есть на основании сведений, которые работодатели передают в ПФР.

С 1 июля работодатели сдают в Пенсионный фонд сведения о трудовой деятельности сотрудников по новой форме отчетности СЗВ-ТД. Насколько проще, удобнее стало работодателям? Возникают ли у них сложности? С чем чаще всего они связаны?

Да, с этого года начался постепенный переход на электронные трудовые книжки. В связи с этим у работодателей появилась обязанность сдавать новый вид отчетности – СЗВ-ТД. С большинством страхователей у нас налажен электронный документооборот, поэтому каких-то сложностей с новым отчетом не возникает. Но на нашем сайте pfrf.ru в разделе "Электронная трудовая книжка" размещены ответы на часто задаваемые вопросы по СЗВ-ТД, а также примеры заполнения отчетности.

Также напомню работодателям, что до 31 октября они должны уведомить своих работников о возможности перехода на электронные трудовые книжки. Сделать это нужно письменно. И до конца этого года каждый работник должен написать работодателю заявление, в котором указать свой выбор: перейти на электронный формат или оставить бумажную трудовую. На данный момент в регионе почти 10 тысяч человек выбрали электронные трудовые книжки.

Спасибо, Михаил Васильевич, за интересную беседу и ответы на актуальные вопросы.

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ