События

Более миллиона человек в той или иной мере являются, что называется, клиентами госучреждения, которое в ближайшую субботу отметит свое 20-летие. Речь идет о региональном Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации. Сейчас в штате этой структуры, на которую «завязаны» восемь управлений из различных городов и весей янтарного края, трудятся в общей сложности более восьмисот работников. Между тем, так было далеко не всегда. О знаковых вехах недолгой, но весьма богатой на события истории Отделения, мы беседуем с заместителем управляющего Верой НИКОЛАЕВОЙ.

-Вера Александровна, а, собственно, кому принадлежит честь называться первым работником Отделения?
-Бухгалтеру Галине Семеновне Петровой, к слову, работающей у нас до сих пор. Это именно она открывала счет нашей организации. Затем, в апреле 1991 года, компанию ей составила Людмила Дмитриевна Степанова, назначенная управляющим. Поначалу они вдвоем ютились в крошечной комнатушке профсоюзного здания на улице Сергеева. Но несколько месяцев спустя штат вырос до сорока человек, и пришлось переехать на улицу Дмитрия Донского. Кстати, тогда появились первые районные уполномоченные. В их числе оказалась и я — в то время старший уполномоченный по Гурьевскому району.
-Откуда пришли представители первого, так сказать, набора?

-Основной костяк — из различных предприятий, организаций, а также. райкомов партии и райисполкомов.
Всем нам с места в карьер пришлось в кратчайшие сроки налаживать процедуру сбора страховых взносов. Сделать же это можно было, лишь зарегистрировав всех местных работодателей. Компьютеров тогда отсутствовали, поэтому первые банки данных мы были вынуждены формировать вручную: кто-то из коллег использовал амбарные книги, кто-то — просто листы обычной писчей бумаги.
-Тогда Россия жила, как приня
то говорить, на историческом изломе. Легко ли работалось?
-
Каких-то серьезных проблем не было. Может, потому, что мы хорошо знали ситуацию на местах. В частности, нам были известны почти все работодатели, поэтому процесс их регистрации проходил без сбоев. Между прочим, тогда практически не было тех, кто пытался бы выдавать зарплату в конвертах, уходя от уплаты страховых взносов. А если порой кто-то не хотел платить, то у нас имелись средства для воздействия на него — взыскивали страховые взносы инкассовыми поручениями через банки и суды.
Трудности начались в 1993 году. Страна тогда пребывала в глубоком кризисе, и в некоторых регионах пенсии стали выдавать не деньгами, а продуктами. Слава Богу, нам почти всегда хватало средств, хотя порой и случались досадные задержки с выплатой пенсий. Здесь следует отдать должное не только руководству Отделения, но и уполномоченным из городов и районов, умевшим найти общий язык как с работодателями, так и с должностными лицами местных органов власти.
По-настоящему мы первый раз хлебнули лиха, пожалуй, лишь в 1997 году, когда
началась реализация закона о персонифицированном учете сведений о пенсионных правах граждан. Первоначально персучет принялись в экспериментальном порядке обкатывать в городе Электросталь, что в Московской области. Затем к пилотному проекту подключили ряд регионов. Среди них оказалась и наша область. Помнится, спустили нам в июне 1997-го план до конца этого же года проанкетировать... двести тысяч человек и вдобавок выдать им свидетельства. А у нас-то в этой сфере было задействовано лишь два человека: Жанна Анатольевна Мартьева, сейчас возглавляющая отдел организации персонифицированного учета, да я — ее куратор. И хотя через пару месяцев в помощь нам дали еще пятнадцать человек, работать приходилось по 24 часа в сутки. Это — не преувеличение. Данные из заполненных вручную анкет требовалось перенести в компьютер, потом отправить в Москву, которая распределяла по России страховые номера. Так что, порой всю ночь стучишь по клавишам, утром распечатываешь страховые свидетельства, а днем занимаешься работой по основному, так сказать, профилю.
Ночные
смены проходили в здании на улице Энгельса, где сейчас располагается главный офис Отделения. Там нам выделили две комнатушки с диваном и кроватью, чтобы те сотрудники, которые уже падали с ног, могли часок-другой отдохнуть.
-
Наверное, за тот сверхурочный труд хорошо заплатили?
-
Отнюдь. Изначально предполагалось, что за работу во внеурочное время сотрудники получат какое-то небольшое вознаграждение. Однако и этих скромных сумм Москва в итоге не перечислила. В конце концов, пришлось поощрять людей премиальными.
-
Рассказывают о том, что помимо штатных «добровольцев» на ниве персучета были задействованы и чужаки...
-
Это действительно так. У меня даже сейчас холодок по спине идет, когда вспоминаю об этом, ведь решение о привлечении посторонних лиц вполне могло выйти нам боком...
...Когда поняли, что сами не справимся, дали объявление о том, что требуются люди на временную работу. Откликнулись студенты, безработные. И вот вечерами, когда персонал расходился по домам, наше здание на улице Энгельса занимали посторонние — человек двадцать. Каждому я выдавала по двести анкет застрахованных лиц. Затем пришедшие садились за компьютеры и до утра трудились фактически без всякого контроля. До сих пор удивляюсь, что обошлось без неприятных эксцессов — ничего не было сломано, ничего не пропало. В итоге буквально за три дня до нового года план удалось выполнить. И все — благодаря самоотверженности людей, которые участвовали в процессе.
-Из тех рекрутов кто-то, может быть, впоследствии сделался штатным работником Отделения?

-
Нашлись такие. Более того, наши тогдашние новобранцы, мы их промеж себя ласково называли «персики», потом создали две семьи.
-
В народе бытует мнение о том, что многочисленные изменения в пенсионной сфере не дают сколь бы то ни было положительно эффекта...
-Не соглашусь с этим. Если бы не постоянный рост цен на ЖКХ и прочее, эффект, полагаю, был бы очень заметен. Впрочем, он и сейчас ощущается. Взять, к примеру, меня. Когда мне назначили пенсию, ее размер был менее трех тысяч рублей. Сейчас же я получаю в три с половиной раза больше, потому что, став шесть лет назад пенсионером, продолжила работать.
-Какое направление в деятельности Отделения, на ваш взгляд, можно назвать в настоящее время «горячим»?

-
Работу по приему отчетности от страхователей по начисленным и уплаченным пенсионным взносам. И вот почему. Начиная с этого года, работодатели обязаны сдавать нам отчеты поквартально. Это требование, безусловно, осложнило им жизнь — раньше-то отчитывались раз год. Но и у нас хлопот заметно прибавилось, ведь при четырехкратной, считай, нагрузке штат не увеличился.
-
А есть ли польза от данной новации?
-Конечно. У граждан появилась возможность получать гораздо более свежую, чем прежде, информацию о состоянии своих лицевых счетов. Это в свою очередь при желании позволяет им оперативно управлять пенсионными накоплениями, инвестируя их, к примеру, в негосударственные пенсионные фонды или управляющие компании.
-
Если не секрет, лично вы занимаетесь такого рода инвестициями?
-
Занимаются мои дети. Я же участвую в госпрограмме софинансирования пенсии.
-Судя по всему, работа, которой вы отдали двадцать лет жизни, продолжает приносить вам удовлетворение?

-
Верно подмечено. Без преувеличения могу сказать, что живу этой работой. Кстати, есть с чем ее сравнивать — в молодости пришлось поработать в райкоме партии. Там было много пустой, никому не нужной канцелярщины. Нынешняя же работа — живая. К тому же она — для людей. Здесь видишь результат своего труда. Наверное, поэтому, несмотря на скромные зарплаты, наши сотрудники крепко держатся за свои рабочие места. Замечу, было время, когда к нам очередь стояла соискателей работы. Некоторые из них даже шли к нам сперва уборщицами, чтобы впоследствии получить, к примеру, должность специалиста-персонификатора.
Пользуясь случаем, хочу в канун 20-летия ОПФР от всего сердца  не только поздравить, но и поблагодарить всех тех, с кем начинала работать и продолжаю трудиться по сей день.

 

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ