События

Семинар провела управляющий Отделением ПФР по РК Наталья Вартанова. Она подчеркнула, что подобная форма работы с прессой организована впервые. Цель - подготовить журналистов к освещению новых законов, вступающих в силу с 2010 года.

Наглядно, с помощью слайдов, Наталья Александровна обозначила ключевые изменения пенсионного законодательства (которые отражены в федеральных законах № 212 и 213).

1.ВАЛОРИЗАЦИЯ (ЗА СОВЕТСКИЙ СТАЖ)

1 января 2010 года произойдет валоризация, т.е. повышение пенсионных прав граждан. Она затронет не только нынешних пенсионеров, но и граждан, имеющих трудовой стаж до 2002 года и пока еще не достигших пенсионного возраста. В ходе валоризации расчетный пенсионный капитал граждан по состоянию на 1 января 2002 будет увеличен на 10%, и еще на 1% за каждый полный год трудового стажа до 1991 года. К примеру, если граждан проработал 20 лет до 1991 года и продолжал работать, то общая индексация этой суммы составит 30%. Для этого не надо подавать каких-либо заявлений: перерасчет размера пенсий будет производиться ПФР в автоматическом режиме с учетом всех имеющихся в пенсионном деле документов. Личное присутствие гражданина потребуется только в том случае, если он выразит желание включить в пенсионное дело дополнительные годы трудового советского стажа, неучтенные ранее.

Для каждого гражданина повышение пенсионных прав будет произведено индивидуально в зависимости от трудового стажа. В среднем, рост общей трудовой пенсии по старости в результате валоризации составит: от 700 до 1300 рублей. При наличии длительного советского стажа рост пенсии гражданина может составить около 1700 рублей. С 1 января 2010 года территориальные органы ПФР по РК будут осуществлять выплату трудовых пенсий уже с учетом переоценки пенсионных прав граждан.

Валоризация является важнейшей мерой, направленной на повышение жизненного уровня пенсионеров. При этом в 2010 году будут произведены все запланированные повышения размера пенсий.
 

2.ПЕНСИИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ

С 1 января 2010 года по-новому будут назначать пенсии по инвалидности.

Во-первых, пенсии по инвалидности будут устанавливаться в зависимости от группы инвалидности. На данный момент пенсия по инвалидности устанавливается в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности (с 2004 года медико-социальная экспертиза определяет не только группу, которая характеризует тяжесть состояния, но и степень ограничения способности к труду). Установление пенсии по инвалидности в зависимости от группы инвалидности позволит увеличить размер пенсии тем, у кого группа инвалидности выше, чем степень ограничения способности к труду, а также назначать пенсию инвалидам, не имеющим степень ограничения способности к трудовой деятельности.

Перевод со «степеней» на «группы» будет произведен Пенсионным фондом автоматически. Так что 17,3 тысячам жителей Карелии (именно столько в республике получателей пенсий по инвалидности) не надо никуда обращаться и писать заявления, равно как и проходить дополнительное переосвидетельствование.

Во-вторых, теперь при достижении пенсионного возраста (55 лет - для женщин, 60 - для мужчин), вместо пенсии по инвалидности людям с ограниченными возможностями будет назначаться трудовая пенсия по старости – при наличии 5 лет (и более) страхового стажа. Если же стаж отсутствует (или его не хватает), то получение выплат по инвалидности может быть продлено еще на 5 лет: пока мужчина не достигнет 65, а женщина - 60 лет. По истечении этого срока им будет назначена социальная пенсия.

3.ПЕНСИЙ НИЖЕ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА ПЕНСИОНЕРА НЕ БУДЕТ

Законами устанавливается, что с 2010 года сумма пенсии и социальных выплат (ЕДВ, региональные надбавки к пенсии и др.), причитающихся неработающему пенсионеру, должна быть не меньше официального прожиточного минимального уровня пенсионера. Для этого неработающим пенсионерам, у которых совокупный объем социальных выплат, меньше прожиточного минимума, будет назначаться федеральная или региональная социальная доплата к пенсии.

В настоящее время средний размер трудовой пенсии уже превышает федеральный прожиточный минимум пенсионера. В то же время, у ряда пенсионеров размер пенсии меньше, чем средняя трудовая пенсия. Прежде всего, это относится к получателям трудовых и социальных пенсий по случаю потери кормильца на одного нетрудоспособного члена семьи и пенсий по инвалидности 3 группы. Кроме того, в ряде регионов, региональный прожиточный минимум пенсионера значительно выше среднего размера пенсии. Именно эти категории граждан и станут основными получателями данного вида доплат.

Размер федерального прожиточного минимума пенсионера будет устанавливаться ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте Российской Федерации устанавливается ежегодно законом субъекта РФ и доводится до сведения Пенсионного фонда РФ.

4.ЗАМЕНА ЕСН СТРАХОВЫМИ ВЗНОСАМИ

С 1 января 2010 года в России отменяется единый социальный налог (ЕСН). Работодатели будут по-новому уплачивать страховые взносы за работников. В том числе, страховые взносы на обязательное пенсионное обеспечение и обязательное медицинское страхование будут уплачиваться напрямую, в Пенсионный фонд (сейчас этим занимается налоговая служба).

2010 год будет переходным периодом, в течение которого сохранится действующая ставка взносов: из 24% - 20 % в Пенсионный фонд, 2,9% – в Фонд социального страхования, и 3,1% – в фонды обязательного медицинского страхования. Начиная с 2011 года из 34% - 26% будет направляться в систему пенсионного страхования, 2,9% - в Фонд социального страхования и 5,1% в фонды обязательного медицинского страхования.

Для определенных категорий работодателей (сельхозпроизводителей, инвалидов, если они работают у обычного работодателя, либо предприятий, принадлежащих обществам инвалидов и др.) переход будет происходить постепенно, до 2015 года. Пенсионному фонду РФ передаются функции администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

5. РАБОТОДАТЕЛИ ПЕРЕЙДУТ НА НОВУЮ СИСТЕМУ УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ.

Страховые взносы будут взиматься с фонда оплаты труда предприятия с учетом предельного годового заработка 415 тысяч рублей на одного работника. Сумма заработка свыше 415 тысяч страховыми взносами облагаться не будет. Размер предельного годового заработка будет ежегодно индексироваться в соответствии с ростом средней заработной платы. Для граждан, чей заработок превышает 415 тысяч в год, созданы необходимые условия для самостоятельного формирования дополнительного пенсионного капитала. Они могут воспользоваться программой государственного софинансирования пенсионных накоплений, перевести накопительную часть пенсии в негосударственную управляющую компанию либо в НПФ, самостоятельно производить отчисления в негосударственный пенсионный фонд.

6.ИЗМЕНЕНИЕ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ И НАЧИСЛЕНИЯ ПЕНСИИ

С 2010 года базовая часть трудовой пенсии по старости, по случаю инвалидности, потере кормильца будет объединена со страховой. В результате у лиц, родившихся после 1967 года, трудовая пенсия будет состоять из страховой и накопительной частей, у более старших граждан – только из страховой.

Объединение базовой и страховой частей пенсии не повлияет на размер пенсии и не требует каких- либо действий со стороны работников и пенсионеров и является прямым следствием ликвидации с 2010 года ЕСН, из которого формировалась базовая часть пенсии, и переходу к уплате работодателями прямых страховых взносов в Пенсионный фонд.

Объединение изменит условия индексации пенсии. Если ранее уровень повышения базовой части зависел от уровня инфляции, а страховой – от уровня роста средней зарплаты в стране, то с 2010 года увеличение размера пенсии будет зависеть от уровня средней заработной платы в стране и доходов Пенсионного фонда РФ.

С 2015 года при назначении трудовой пенсии по старости фиксированный базовый размер страховой части пенсии будет повышаться на 6% за каждый год страхового стажа превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин и уменьшаться на 3% за каждый недостающий год.

Государство, таким образом, будет поощрять более поздний выход работников на пенсию без директивного увеличения пенсионного возраста.

В ходе реализации комплекса законодательных мер по совершенствованию пенсионной системы в большинстве случаев гражданину не нужно предпринимать каких-либо действий.

Будущие преобразования не являются реформой пенсионной системы. Речь идет о ее совершенствовании в интересах граждан страны, так как основная цель всех преобразований - повышений пенсионного обеспечения нынешних и будущих пенсионеров.

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ