Взаимодействие ПФР с работодателями Крыма по предоставлению документов работающих граждан для назначения пенсии

27 апреля 2017 15:26

Очередной прямой эфир "Открытой студии" телерадиокомпании Крым был посвящен теме взаимодействия территориальных управлений ПФР по Республике Крым с работодателями по предоставлению документов работающих граждан для назначения пенсии. Начальник отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц ОПФР по Республике Крым Оксана Савицкая рассказала о работе, проводимой органами Пенсионного фонда РФ в этом направлении и ответила на вопросы радиослушателей.

Чем обусловлена ответственность работодателя за качество пенсионного обеспечения работника?

Не секрет, что пенсионное будущее гражданина во многом зависит от действий работодателя. Это касается как исполнения законодательно установленных обязанностей по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета на работающих граждан в территориальные органы Пенсионного фонда РФ, так и оказания работникам содействия в оформлении документов, необходимых для назначения пенсии.

В этой связи органами ПФР осуществляется работа по организации электронного взаимодействия работодателями региона по представлению документов для назначения пенсии на граждан, состоящих с ними в трудовых отношениях.

Такое взаимодействие осуществляется  в рамках проведения  заблаговременной работы – комплекса мер по обеспечению полноты и достоверности учета территориальными органами ПФР сведений о пенсионных правах застрахованных лиц,  необходимых для своевременного и правильного назначения пенсий.

Страхователь может быть надежным партнером ПФР в деле улучшения качества обслуживания граждан при осуществлении пенсионного обеспечения.

В чем состоит суть предлагаемой работы?

Прежде всего, в достижении договоренности со страхователями о представлении  в органы ПФР документов, необходимых для назначения пенсии работающим гражданам, в электронном виде по защищенным каналам связи, для их обработки, правовой оценки и формирования макетов электронных выплатных дел.

Здесь сразу возникает вопрос, а по каким каналам связи следует представлять указанные документы, не потребуется ли организация работодателем какого-либо дополнительного источника обмена данными с Пенсионным фондом?

В этих целях можно использовать уже существующие защищенные каналы связи и программные средства, которые эксплуатируются при передаче страхователями в орган ПФР отчетности по уплате страховых взносов и представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета на работающих у них застрахованных лиц (так называемый бесконтактный способ представления отчетности в ПФР).

Каков порядок подачи работодателем документов для назначения пенсии?

Для организации работы по представлению документов для назначения пенсии между органом ПФР и работодателем заключается соответствующее соглашение, а также согласовывается порядок (регламент) электронного информационного взаимодействия.

В рамках таких Соглашений работодатель может представлять в Пенсионный фонд не только документы, предъявляемые гражданином при заключении трудового договора и поэтому имеющиеся в распоряжении кадровой службы предприятия (паспорт, трудовая книжка),  но и иные значимые документы, к примеру, свидетельство о рождении ребенка или свидетельство о браке.

Вообще,  это идеальный случай, когда страхователь оказывает максимально возможное содействие своему работнику в подготовке требуемых документов.

Рекомендуемый срок представления  документов работника работодателем в Пенсионный фонд?

Необходимые документы целесообразно представлять в сроки, согласованные с территориальным органом ПФР, но, как правило, не ранее, чем за два года до возникновения права на пенсию, в виде электронных образов документов, подписанных электронной подписью уполномоченного сотрудника страхователя, по телекоммуникационным каналам связи.

Оптимально, когда страхователи формируют электронные образы документов, необходимых для назначения пенсии, на каждое застрахованное лицо в отдельный пакет документов.  Указанные документы сканируются в цветном изображении (каждый документ  - отдельно) и  подписываются электронной подписью уполномоченного сотрудника страхователя.

Требуется ли согласие работника на представление его документов в Пенсионный фонд?

Исключительно важно, что работодатель представляет документы только с согласия заинтересованного лица, что обуславливается требованиями нормативных правовых актов по защите персональных данных.

Обратим внимание, что документы, направленные работодателем в территориальный орган ПФР в изложенном порядке, подлежат обязательной обработке и регистрации. Специалисты территориальных органов ПФР, ответственные за проведение заблаговременной работы, при получении электронных документов формируют расписку о получении, подписывают ее электронной подписью и направляют страхователю по защищенным каналам связи. При наличии недостающих документах страхователю направляется уведомление.

Преимущества взаимодействия страхователей и ПФР в части предоставления документов для назначения пенсий?

Плюсы рассматриваемого взаимодействия с точки зрения интересов граждан и назначения им пенсий в кратчайшие сроки очевидны. Предпосылки к организации электронного сотрудничества также имеются. К ним можно отнести наличие и успешную эксплуатацию системы защищенного электронного документооборота ПФР, участниками которого является большинство страхователей, а также правовую и техническую возможность ведения пенсионных (выплатных) дел в электронной форме.

В свою очередь, организация электронного взаимодействия по представлению документов для назначения пенсий положительно скажется на имидже любой компании, выгодно обратит внимание на ее социальную ответственность. Кроме того, следует учитывать, что подобный способ предоставления работодателем документов работающих граждан для назначения пенсии позволяет избежать производственных издержек, связанных с необходимостью отвлечения работника для посещений органов Пенсионного фонда.

Закреплена ли законодательном уровне обязанность работодателя по представлению документов для назначения пенсии?

Действующим пенсионным законодательством предусмотрена  норма о праве работодателя обращаться за установлением страховой пенсии, выплатой и доставкой страховой пенсии застрахованным лицам, состоящим в трудовых отношениях с ним, с их письменного согласия (пункт 3  статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400 – ФЗ).

Следует отметить, что органы исполнительной власти нашего региона заинтересованы в высоком качестве предоставления государственных услуг на территории Крыма, и поддерживают такие инициативы, в том числе,  путем принятия соответствующих нормативных актов.

Так,  в  2015г. Главой Республики Сергеем Валерьевичем Аксеновым издано Поручение, в соответствии с которым организациям, подведомственным Совету министров Республики Крым, предписано обеспечить заключение   с территориальными  органами ПФР соответствующих Соглашений о сотрудничестве в части представления документов работающих граждан для назначения пенсии.

Надо отметить, что имеющийся опыт показывает, что многие страхователи, сознавая важность предлагаемого взаимодействия для своих работников, охотно участвуют в этом проекте. По состоянию на текущую дату  количество страхователей региона, с которыми достигнута письменная договоренность  о таком взаимодействии, превысило 4 тысячи.

Важно!

В заключение хочется выразить надежду, что к системе электронного информационного взаимодействия будет присоединяться все больше и больше страхователей региона. Пенсионный фонд России полностью открыт для работы в данном направлении и приглашает к взаимовыгодному сотрудничеству всех социально ответственных и неравнодушных работодателей.

 

 

Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта. ОК