Пенсионная система: процесс перезагрузки

22 января 2014 14:32

В конце прошлого года принят целый ряд новых законов и изменений в пенсионное законодательство, которые коснутся будущих и нынешних пенсионеров, а также российских работодателей.

Пенсия и формирование пенсионных прав граждан

Так, в частности, 28 декабря 2013 г. приняты  Федеральный  закон  N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральный  закон  N 424-ФЗ «О накопительной пенсии», которые определяют новый порядок формирования пенсионных прав и исчисления пенсий. Они  позволят обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате и повысить значение страхового стажа при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии.

Важно, что при этом будет сохранен приемлемый уровень страховой нагрузки на работодателей и федеральный бюджет, а также созданы необходимые условия для сбалансированности пенсионной системы.

Новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета размеров пенсии будет введен в России с 1 января 2015 года. Один из существенных моментов – вместо трудовой пенсии вводятся два самостоятельных вида пенсии: страховая пенсия и накопительная пенсия.

Страховая пенсия будет подразделяться на пенсию по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости являются:

    - достижение возраста 60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин   (речь не идет о повышении пенсионного возраста);

    - наличие страхового стажа не менее 15 лет (минимальный стаж уплаты страховых взносов). Эта норма в полном объеме начнет действовать с 2024 года, а с 2015 года минимальный стаж (сейчас он 5 лет) будет постепенно увеличиваться ежегодно на 1 год (например, в 2015 году он будет составлять 6 лет, в 2016 – 7 лет и т.д.);

  - наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента (баллов) не менее 30 за весь период трудовой деятельности. С 1 января 2015 года страховая  пенсия по старости будет назначаться при наличии   величины  индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины 30. Кстати, периоды ухода за детьми или служба в армии не «выпадают» из балльной системы – за эти периоды будут устанавливаться особые коэффициенты.

По новым правилам учета и формирования пенсионных прав есть определенные параметры, которые будут влиять на размер будущей пенсии.

Во-первых, это размер заработной платы. Чем выше зарплата, тем больше размер пенсии. Причем стоить подчеркнуть, что речь идет о легальной заработной плате, с которой уплачиваются страховые взносы. При этом предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, с 1 января 2014 года составляет 624 тысячи рублей (1,7 размера средней заработной платы по РФ). Он  будет ежегодно увеличиваться до 2,3 в течение 7 лет.

Во-вторых, это длительность трудового стажа.  Чем продолжительнее страховой стаж гражданина, тем больше у него будет сформировано пенсионных прав, за каждый год трудовой деятельности будет начисляться определенное количество пенсионных коэффициентов.

Следует обратить также внимание, что по новым правилам немалое значение будет иметь и возраст выхода не пенсию. Выходить на пенсию позже будет выгодно. За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты.

Пенсионные права будут рассчитываться в «пенсионных коэффициентах», которые при установлении пенсии будут приобретать денежное выражение путем простого умножения. Пенсионному коэффициенту будет присваиваться определенная «стоимость», которая ежегодно будет устанавливаться Федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда РФ. При этом ежегодный рост стоимости пенсионного коэффициента составит не ниже уровня инфляции.

К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата, рассчитываемая по аналогии с фиксированным базовым размером страховой части трудовой пенсии в соответствии с ныне действующим законодательством. Размер её будет также ежегодно индексироваться. Для отдельных граждан (имеющих иждивенцев, проживающих в районах Крайнего Севера, достигших 80-ти летнего возраста и др.) фиксированная выплата увеличивается.

Новое законодательство не предусматривает никаких ограничений по выплате пенсий для работающих пенсионеров. Пенсии для данной категории получателей будут выплачиваться в полном объеме. Сохраняется и ежегодная корректировка размеров пенсий для работающих пенсионеров с учетом уплаченных работодателем страховых взносов. Перерасчет будет производиться всем работающим пенсионерам, за которых уплачивались страховые взносы, в пределах заработной платы в размере 18-19 тысяч рублей (в пределах 3-х пенсионных коэффициентов).

Накопительная пенсия устанавливается лицам, имеющим право на назначение страховой пенсии по старости при  наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии.

Размер накопительной пенсии определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений и величины ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, который до 2016 года определен как фиксированная величина, а после этой даты будет ежегодно определяться федеральным законом на основании статистических данных о продолжительности жизни получателя накопительной части пенсии.  Закон «О накопительной пенсии» также устанавливает порядок выплаты накопленных средств наследникам.

Выплата средств пенсионных накоплений. В 2014 году Пенсионный фонд продолжит выплачивать средства пенсионных накоплений. Если гражданин уже является пенсионером или имеет право на назначение трудовой пенсии и при этом имеет средства пенсионных накоплений, то ему следует обратиться в ПФР за соответствующей выплатой. Если гражданин формирует свои пенсионные накопления через негосударственный пенсионный фонд, то с заявлением следует обратиться в соответствующий негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

Право выбора формирования пенсионных накоплений. Гражданам 1967 года рождения и моложе, формирующим пенсионные накопления в системе обязательного пенсионного страхования, в 2014 и 2015 годах предоставлена возможность выбрать тариф страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии. Либо оставить 6%, как сегодня, либо отказаться от дальнейшего формирования накопительной части пенсии, тем самым направив все страховые взносы, которые за них уплачивают работодатели, на формирование страховой части пенсии.

В соответствии с действующим законодательством, у граждан, которые никогда не подавали заявление о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда и не воспользовавшихся до конца 2013 года таким правом, накопительная часть трудовой пенсии с 2014 года прекращает формироваться.

При этом данная категория лиц до 31декабря 2015 года включительно вправе изменить вариант своего пенсионного обеспечения, направив на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6  процентов индивидуальной части тарифа страхового взноса. Для чего необходимо подать в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации соответствующее заявление о выборе управляющей компании либо НПФ.

Если же гражданин в предыдущие годы хотя бы единожды подавал заявление о выборе управляющей компании или НПФ, и оно было удовлетворено, то с 2014 года на финансирование накопительной части будущей трудовой пенсии как и прежде будет направляться 6 процентов индивидуальной части тарифа страхового взноса.

Данная категория граждан также вправе изменить вариант своего пенсионного обеспечения, направив на финансирование накопительной части трудовой пенсии ноль процентов индивидуальной части тарифа страхового взноса, тем самым отказавшись от ее дальнейшего формирования. Форма заявления об отказе от финансирования накопительной части трудовой пенсии утверждается ПФР. Временные рамки для принятия застрахованным лицом такого решения законодательством не определены.

Важно отметить, что в любом случае все ранее сформированные пенсионные накопления граждан будут по-прежнему инвестироваться. Они будут выплачены в полном объеме, когда граждане получат право выйти на пенсию, и обратятся за ее назначением.

Порядок подачи заявлений о выборе способа формирования накопительной части трудовой пенсии. С 2014 года исключена возможность подачи застрахованными лицами заявлений о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании), о переходе из ПФР в НПФ, о переходе из НПФ в ПФР, через организации, заключившие с ПФР соглашения о взаимном удостоверении подписей, многофункциональные центры, федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Указанные заявления теперь следует подавать в территориальные органы ПФР лично, или направлять по почте либо через курьера. В последнем случае свою подпись гражданам необходимо будет предварительно заверить у нотариуса.

Прежний порядок подачи заявлений сохранился для заявлений о переходе из НПФ в НПФ. Такие заявления  можно будет, как и раньше подавать всеми перечисленными способами.

Система страхования пенсионных накоплений. В 2014 году вводится мораторий на перечисление средств пенсионных накоплений при реализации права перехода застрахованного лица из ПФР в НПФ, перехода из одного НПФ в другой НПФ, до момента внесения негосударственного пенсионного фонда, которому должны быть переданы указанные средства, в реестр участников системы гарантирования прав застрахованных лиц.

При этом для признания НПФ соответствующим требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц, НПФ должен будет пройти процедуру акционирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Необходимо отметить, что закон, гарантирующий сохранность пенсионных накоплений граждан, был принят в конце декабря 2013 года. Механизм выстроен по аналогии со страхованием банковских вкладов: в случае если размер накоплений при выходе человека на пенсию окажется меньше фактически отложенной им суммы, ему возместят разницу.

Досрочные пенсии будут сохранены в полном объеме. У работника, имеющего необходимый стаж на вредном или опасном производстве, право на трудовую пенсию будет возникать до достижения общеустановленного пенсионного возраста и при условии уплаты работодателем дополнительных страховых взносов. С 1 января 2013 г. работодатели обязаны перечислять в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии дополнительные страховые взносы по следующим тарифам: в отношении выплат в пользу лиц, которые заняты на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах по Списку № 1: 6 процентов в 2014 г.,  9 процентов в 2015 г.; в отношении выплат в пользу лиц, которые заняты на работах по Списку № 2: 4 процента в 2014 г., 6 процентов в 2015 г.

 В Прикамье зарегистрировано 1558 организаций, которые должны согласно Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ уплачивать дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В данных организациях значится 119 263 рабочих мест, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение. За работников, занятых на этих рабочих местах уплачиваются дополнительные страховые взносы.

На территории Пермского края на сегодняшний день получателями досрочной трудовой пенсии по старости являются 235 328 человек, из них наибольшее количество составляют пенсионеры по Списку № 1 – 74 642, по Списку № 2 – 84 206.

Значительное количество из числа получателей досрочных трудовых пенсий – это педагогические работники – 20 566, медицинские работники – 12 592. Здесь важно отметить, что уплата дополнительного тарифа за указанных работников не производится.

В соответствии с Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ страхователи освобождаются от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда.

Если по итогам такой оценки условия труда будут признаны вредными или опасными (классы 3 с подклассами и 4 класс), то работодатели в отношении  лиц, имеющих право на досрочную трудовую пенсию по старости, должны будут применять тарифы в размере от 2 до 8 процентов.

Например, работа по Списку № 1. По итогам оценки условий труда установлены вредные условия по классу – 3.1. Соответственно страховые взносы должны быть уплачены 2% по результатам оценки условий труда, вместо 6%, которые предусмотрены для Списка № 1. Период данной работы подлежит включению в специальный стаж по Списку № 1.  

Если условия труда будут признаны оптимальными или допустимыми, дополнительный тариф составит ноль процентов, то есть, работодатель будет освобожден от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам.

У работодателей появляется прямая заинтересованность модернизировать производство, сокращать количество работников вредных и опасных рабочих мест, улучшать условия труда работников.

Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта. ОК