События

Интервью накануне Дня Победы

С большим нетерпением и волнением ждут в улусах и городах республики проведение Дня ветеранов, проходящего под эгидой Республиканского совета ветеранов войны и труда. Непременным участником ветеранского десанта является управляющий Отделением Пенсионного фонда РФ по Республике Саха (Якутия) Георгий Михайлович Степанов.

Предлагаем интервью с ним в преддверии юбилейного Дня Победы.

- Предстоящее 70-летие Победы в душе каждого пробудил нравственный императив – успеть сделать по-максимуму для людей, ковавших Великую Победу...

- Мы все родом из СССР. Великая Отечественная война коснулась почти каждой советской семьи. Мой дядя по материнской линии Семен Алексеевич Винокуров был инвалидом Великой Отечественной войны. И по соседству было много ветеранов, помню, как они приходили на наши пионерские линейки 9 мая, рассказывали о боевом пути. Сейчас из них осталось только двое – Иван Михайлович Павлов, написавший много книг о войне и Петр Терентьевич Карсанаев, известный художник.

Я был председателем совета дружины, носившей имя Зои Космодемьянской. Мы изучали историю ее подвига, мы выросли на фильмах «Молодая гвардия», «Семнадцать мгновений весны», «Они сражались за Родину», поэтому нравственный императив, о котором Вы говорите, во мне сидит очень глубоко.

Мне кажется, главная обязанность наша, наш долг сегодня не в том, чтобы решить материальные вопросы ветеранов. Я считаю, что в этом плане государство многое сделало: решило и квартирные вопросы участников войны, вдовы участников войны в большинстве своем тоже обеспечены благоустроенным жильем. Пенсия хорошая, кроме этого выдается ежемесячная денежная выплата – то, за что я лично отвечаю. Медицинское и лекарственное обеспечение ветеранов войны тоже на достаточно должном уровне. У нас в республике многое делается для ветеранов Великой Отечественной войны. В ноябре прошлого года мы большой группой во главе с председателем Республиканского совета ветеранов войны и труда Б.Д. Слепцовым ездили в Ленск на День ветеранов и посетили на дому ветерана ВОВ Гусеву Александру Ильиничну, которая два года назад переехала сюда к дочери из Копейска Челябинской области. Она работала в военной авиации, заправляла самолеты бомбами, таскала стокилограммовые бомбы. И она сказала, что в Якутии о ветеранах лучше заботятся. Каждый праздник приходят, поздравляют: из администрации, от совета ветеранов, школьники, всегда с подарками, цветами. Она живет одна, из квартиры не выходит, знакомыми еще не обзавелась. Это объективное мнение абсолютно независимого человека, ей наверняка есть с чем сравнивать. Возможно, там, откуда она приехала, ветеранов больше, но я все-таки думаю, что дело не в количестве ветеранов, а в отношении к ним. В политике республики и в конкретных делах, искреннем внимании к ветеранам.

Сейчас меня больше тревожит вопрос другого свойства. Как-то Будимир Дмитриевич сказал, что, возможно, лет через пять-десять некому будет так рассказывать о войне, как это делают те, кто своим сердцем, душой и телом, разумом добыл Великую Победу, кто был непосредственным участником, кто выстрадал все это. Я до сих пор помню рассказы ветеранов: как они воевали под бомбежкой, как шли в бой, в атаку.

Если бы мне кто-нибудь два года тому назад сказал, что на Крещатике будут проходить парады бандеровцев под знаменами СС или ОУН, что будет героизация бандеровцев и отрицание победы советского народа, я бы не поверил. Но это свершившийся факт. Можно сказать – это ведь там, на Украине, Прибалтике! Но кто даст гарантию, что лет через десять мы сами не столкнемся с подобным? Мы должны сделать все, чтобы не допустить такого, должны сделать очень сильную иммунную профилактику, выражаясь медицинским термином, поскольку события, происходящие сегодня, показывают, что жизнь может повернуться, измениться моментально. Польский министр иностранных высказался, что Освенцим освободили украинцы. Как может человек, который несет ответственность за международную политику такого крупного государства как Польша, которая наряду с Советским Союзом больше всех пострадала, где было больше всего концлагерей, где были еврейские гетто, в угоду сегодняшним политическим интересам одной фразой менять мировую историю? От этого становится страшно. Если бандитствующие молодчики, нацепив на себя свастику, вышли и прошлись с факелом, это понятно – в семье не без урода, а когда такие вещи говорит лицо, облеченное властью, и его слова принимаются за официальную политику государства, от имени которого выступает, мне это непонятно. Я бы понял, если в таком ключе выступил госсекретарь США или премьер-министр Канады, на территорию которых не упала ни одна бомба, где не было концлагерей и не было холокоста, где не сжигали целые деревни… Что-то слишком короткая генетическая память получается.

Если мое поколение еще достаточно защищено, хотя и среди людей среднего возраста можно встретить разного рода высказывания, особенно в социальных сетях, иногда просто страшно становится. Поэтому сохранение памяти и привитие подрастающему поколению безусловного уважения и безусловного почитания ветеранов нашей Великой Победы должно стоять во главе угла. Если материальная сторона – дело нынешнего времени, а закрепление, укрепление, упрочение исторической правды в сознании будущих поколений – дело нашего будущего. И это задача номер один. И все проводимые мероприятия, посвященные и к 70-летию Победы, и к 71-летию и к 72-летию, и так далее, должны иметь только одну цель – увековечение памяти и воспитание подрастающего поколения в духе Великой Победы.

- Вот почему Вы который год ездите по улусам и встречаетесь с ветеранами?

- У нас сложилась замечательная команда, благодаря почину Республиканского совета ветеранов, их активной позиции. В проведении Дня ветеранов в улусах принимают участие представители Министерства труда и соцразвития, Пенсионного фонда, Фонда соцстраха, министерства здравоохранения. Это сложное дело, поскольку все проводится на грантовые средства. Не каждая общественная организация разработает грамотный четкий план действий, который бы получил поддержку грантодателя. Я всегда стараюсь ездить сам – что может быть важнее участия в Дне ветеранов. Само мероприятие состоит из двух блоков. Первый – оказание непосредственной помощи в решении личных вопросов ветеранов, организация медицинской помощи, консультаций, личный прием руководителей всех социальных ведомств, которые занимаются ветеранами. Вторая составляющая, не менее важная – воспитание подрастающего поколения. Мне очень понравилась предпоследняя поездка – в село Бердигестях Горного улуса 2 апреля, как там школьники замечательно читали стихи о войне. Сразу было видно, что не просто наизусть выучили, а пропустили через сердце. Очень сложные стихи дети читали так, что люди плакали. И такое дорогого стоит.

Я как руководитель, могу узнать реальную ситуацию, проблемы только в ходе личных встреч. А ветераны и правду скажут, и спросят, и похвалят, если есть за что, и могут взгреть по полной программе. Слава Богу, у нас до этого не доходило, но критика, острые вопросы всегда бывают. Мы стараемся эти вопросы решить. На мой взгляд, День ветеранов – один из самых востребованных проектов, в которых я лично принимал участие, тем более туда приглашают ветеранов со всех населенных пунктов, на таких встречах никогда не было меньше ста человек. С каждого наслега приезжает делегация. Поскольку не все ветераны, особенно участники, инвалиды войны, могут придти, мы посещаем их на дому. Это полезно вдвойне, поскольку мы заодно знакомимся с бытовыми условиями ветеранов. Мы к ним приходим с подарками, во время последних поездок в Хандыгу, Покровск, Бердигестях вручали еще медали Победы. Ветераны были очень взволнованы, счастливы.

Так что участие в мероприятиях Дней ветеранов – не только моя служебная обязанность, это дань уважения нашим ветеранам, и хочу, чтобы эта форма работы имела продолжение.

Из всех этих поездок, встреч я сделал вывод, что самый краеугольный вопрос – обеспечение или улучшение жилищных условий ветеранов тыла. Вторая группа вопросов – обеспечение медицинским обслуживанием и медикаментами. И главный вопрос, который сегодня волнует – принятие статуса «Дети войны». К сожалению, Государственная Дума не принимает такого статуса, хотя мне кажется, что вопрос статуса и категории «Дети войны» должны быть решены на федеральном уровне. А вот какие-то материальные льготы можно принять совместно, поскольку согласно Конституции социальная защита является предметом совместного уровня. Здесь можно было бы установить какие-то базовые льготы на федеральном уровне, а потом уже регионы, исходя из своих особенностей и возможностей, могли бы принять какие-то дополнительные льготы. По нашим данным, на статус детей войны могут претендовать около 12 тысяч человек, из них 10 тысяч уже как ветераны тыла получают материальные льготы. А у нас в социальном законодательстве не было, чтоб человек получал несколько льгот. Единственное исключение сделано только для инвалидов ВОВ на получение второй пенсии, а все остальные, у которых есть право по двум или более основаниям, обязаны сделать выбор в пользу одного из оснований. Считаю, что базовый закон о детях войны должен быть принят на федеральном уровне. У нас история одна и война была одна на всех.

Многие ждали принятия закона о детях войны к 70-летию Победы и сейчас высказывают свое разочарование. У них материальные льготы уже есть, говорят: хотя бы дайте статус. Почему инициатива КП РФ о выдаче медалей «Дети войны» получила такой живой отклик? Потому что людям необходимо в первую очередь признание. Признание их особого социального статуса как детей войны. Надеюсь, что этот вопрос будет решен.

Мы уже четвертый, если не пятый год, занимаемся этим проектом и сколько радости это приносит. Когда ветераны выступают, делятся своими впечатлениями, сам получаешь положительный заряд, положительные эмоции от того, что им хорошо. Получается живая связь.

- И помимо всего, это чисто профессиональное требование – знать, чем дышит старшее поколение…

- Я их называю мои работодатели.

- И Ваш личный пример для сотрудников имеет значение.

- Надеюсь на это. Все наши управления Пенсионного фонда принимают самое активное участие в проведении Дня ветерана, ведь наша главная задача в том, чтобы старшее поколение всегда чувствовало себя комфортно, а уж в отношении памяти о Великой Победе мы стараемся всегда быть впереди.

- Это и есть профессиональный подход.

- Я считаю, что это больше человеческий подход, на который, естественно, влияет наша профессиональная деятельность. Я недавно был в Черском. И первое, на что обратил внимание, войдя в здание отдела Пенфонда, это уголок, посвященный ветеранам Великой Отечественной войны. Наши сотрудники собрали материал о нижнеколымчанах – участниках войны.

Мы сейчас собираем данные о работниках социального обеспечения, которые ковали Победу. Все районы шлют материалы, хотим создать электронный архив, музей, если хотите. Сейчас техника все позволяет. Инициатором выступило Кобяйское управление, сделав стенд о ветеранах, их поддержали другие управления.

Так и должно быть. Эмоциональный порыв бывает густо замешан на профессиональном, потому что мы с ветеранами встречаемся ежедневно, решаем их вопросы, проблемы.

Но я считаю, что такое отношение должно быть не только у тех, кто работает с ветеранами, а у всех – кто стоит за станком, кто плавает, летает в небе, независимо от профессиональной принадлежности. Тех, кто непосредственно работает с ветеранами, мало, и мы должны подавать пример, поэтому я всегда организую своих коллег на участие в жизни ветеранов, тех, кто принес Великую Победу. И мы должны увековечить память о них. Чтобы помнить прошлое и извлекать из него правильные мысли и необходимые уроки для того, чтобы уверенно идти в будущее.

Почему сейчас особое внимание уделяется 70-летию Победы? Наверное, не потому, чтоб утереть нос Западу.

Я вижу главный смысл этих торжеств в обращении именно к подрастающему поколению своей страны, именно в этом заключается главная роль всех мероприятий, посвященных Великой Победе. Ради наших детей, наших внуков. Ради жизни.

 

Людмила АСЕКРИТОВА. «Забота – Арчы», 23 апреля 2015 года.

 

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ