События

Ленский улус (район) Республики  Саха (Якутия) образован 30 января 1930 года. В 1963 году, с развитием алмазодобывающей отрасли в республике, образован город Ленск. Ведущее место в экономике района на сегодняшний день занимают предприятия автомобильного и речного транспорта. Развиты также лесная промышленность (лесозаготовка, деревообработка) и сельское хозяйство. В последние годы в районе свое новое развитие получила нефтегазовая отрасль.

Начальник Управления  ПФР в Ленском районе  Золхия Ногуманова рассказала нашим читателям о том, как организована работа со страхователями улуса по электронному документообороту.

– Золхия Мухтасимовна, вначале расскажите, пожалуйста, нашим читателям о Ленском районе.

– Площадь нашего района составляет 77 тысяч квадратных километров. Он находится на юго-западе Республики Саха (Якутия) и граничит на севере с Мирнинским, на востоке – с Олекминским и Сунтарским улусами, на юго-западе – с Иркутской областью. Население района составляет 37616 человек. Район включает 11 муниципальных образований. Это всего19 населенных пунктов. В том числе наслеги, поселки, которые находятся на расстоянии 200-230 км от города Ленска.

– Сколько в улусе живет пенсионеров, сколько насчитывается страхователей?

– Общая численность получателей пенсий  – 11356. В 2015 году назначено пенсий – 609, в том числе страховых пенсий по старости – 445. На территории района зарегистрировано – 53521 застрахованное лицо. Индивидуальных предпринимателей – 1354. По 61 предприятию (в  2015 году),  по 55 предприятиям – в течение 2016 года имелись льготные профессии с общим количеством рабочих мест – 2174 (в 2015 г.) и 2148 (в 2016 г.). Кроме этого, в связи с развитием нефтегазовой отрасли в районе появились предприятия, не зарегистрированные в УПФ Ленского района в качестве страхователей,  которые осуществляют свою деятельность на территории района и в которых работает большая часть населения района. Это предприятия: ОАО «Сургутнефтегаз», ООО «Транснефть-Восток», группа компаний ОАО «Газпром», работники которых обращаются за назначением пенсии по месту проживания в Ленском районе.

– Как Управление проводит заблаговременную работу с выходящими на пенсию?

– За последние несколько лет со многими предприятиями и организациями, зарегистрированными в Управлении ПФР Ленского района,  были заключены соглашения о заблаговременном предоставлении в электронном виде документов работников, необходимых для назначения пенсии. Данная работа возложена на специалистов группы оценки пенсионных прав. Кроме этой работы, специалисты оценки занимаются приемом и проверкой перечней льготных профессий, выездными проверками достоверности индивидуальных сведений в части спецстажа,  отработкой поступивших запросов, проведением заблаговременной работы помимо электронного взаимодействия, в том числе и по льготным пенсиям.

– Расскажите, пожалуйста,  более подробно об электронном взаимодействии со страхователями в рамках заблаговременной работы по назначению пенсии.

– Главной целью соглашений со страхователями  является результат: назначить пенсию гражданам через отдел кадров работодателя. Чтобы граждане без отрыва от своей работы имели возможность не только сдать документы для оценки пенсионных прав, но и подать заявление о назначении пенсии. Если в начале работы  по заключению соглашений (в 2011-2015 годах) мы направляли соглашения во все основные предприятия района, то в 2016 году пересмотрели подход к этому вопросу и стали заключать соглашения по мере возникновения необходимости, целенаправленно.

– Что особенного, на Ваш взгляд, можно выделить в вашей работе?

– В конце года анализируются списки предполагаемых пенсионеров, загруженные в ПТК КС, выбираются работники по предприятиям, с которыми уже имеются или предстоит заключение соглашения по ЭДО.  Затем уведомляем предприятия о необходимости заключения соглашения и предоставления документов работников, выходящих на пенсию в предстоящем году. При обращении будущих пенсионеров в группу оценки за уточнением перечня необходимых документов, специалисты выясняют, где работает гражданин и рекомендуют ему обратиться в отдел кадров по месту работы с необходимыми документами, для их предоставления страхователем в рамках соглашения. Если соглашение с каким-либо предприятием еще не заключено, тогда одновременно страхователю направляется проект соглашения с Порядком взаимодействия (прикладываем также копии Решений трехсторонней комиссии при Правительстве РС(Я). При направлении писем-приглашений будущим пенсионерам данный порядок обращения также указывается в письме.

Если ранее работодатели неохотно сотрудничали с УПФ в этом направлении, указывая на отсутствие нормативных документов, то Решением трехсторонней комиссии при Правительстве РС(Я) от 26 июня 2015 года, в принятии которого принимали участие представители Отделения Пенсионного Фонда по РС(Я), профсоюза и союза работодателей республики, на работодателей республики возложена обязанность по предоставлению в Пенсионный фонд документов работников (в электронном виде) для назначения пенсий. Этот документ дал определенный толчок?

– Это Решение послужило весомым аргументом для убеждения работодателей в том, что заключенные соглашения не должны быть просто формальностью, а должны работать на практике.   Если на начальном этапе электронные макеты предоставляли нам только крупные страхователи (ПУ «Алмаздортранс» АК «Алроса», ООО ЛПТЭС, ЛО УМТС, ЦРБ), то на сегодняшний день документы практически всех будущих пенсионеров, работающих на предприятиях, с которыми заключены соглашения, поступают через страхователя по защищенным каналам связи в электронном виде.

– Как Управление еще взаимодействует со страхователями?  

– Всего Управлением заключено 77 соглашениий об организации подготовки назначения трудовых пенсий с использованием электронного документооборота. Специалисты оценки проводят семинары, встречи с представителями работодателей, на которых проводят обучение, разъясняют порядок сканирования и представления  документов для заблаговременной подготовки и назначения пенсии, тесно сотрудничают с отделами кадров предприятий. Необходимость такого сотрудничества и разъяснения связана с тем, что работодатели не всегда ответственно подходят к электронному документообороту. Зачастую документы сканируются и предоставляются в Пенсионный Фонд в низком качестве, не в соответствующем формате, не соблюдая при этом требования, предусмотренные порядком взаимодействия. Если в 2014 году из 482 зарегистрированных макетов было представлено страхователями в электронном виде  – 59 (12,2 %), то за неполный 2016 год из 394 зарегистрированных макетов в электронном виде представлено  страхователями – 117 (25,4%). Как видим, прослеживается увеличение электронных макетов, предоставляемых работодателями. Несмотря на увеличение показателя электронных макетов, предоставляемых работодателями, остается еще большое количество предприятий, с которыми мы планируем осуществлять электронное взаимодействие.

– Помимо взаимодействия с работодателями, специалисты группы оценки пенсионных прав сотрудничают с наслежными администрациями…

– Да, на протяжении нескольких лет специалисты работают с главами наслежных администраций (Нюйский, Беченчинский наслеги), которые по собственной инициативе привозили документы неработающих сельчан для их оценки и даже сами запрашивали справки гражданам. В целях более эффективного сотрудничества, учитывая отдалённость поселений и возникающие в связи с этим трудности для граждан добраться до нас, главам поселковых и наслежных администраций было предложено заключить соглашения о предоставлении документов (в электронном виде) на неработающих и самозанятых жителей поселений. В наслежные и поселковые администрации были направлены проекты соглашений для подписания, вместе с порядком, в соответствии с которым должно осуществляться взаимодействие в этом вопросе. С разъяснением о необходимости такого взаимодействия мы неоднократно выступали на заседаниях Совета глав  МО Ленского улуса (района) при главе района.

– Какие главные ваши аргументы?

– Главам поселковых администраций было разъяснено, что если большинство работающих граждан ещё как-то охвачены нами и с ними проводится подготовка к назначению пенсий, то самозанятое и неработающее население района зачастую проходят мимо нас и обращаются в Пенсионный фонд за назначением пенсии менее чем за месяц, а то и позже. Участники заседаний были также проинформированы о реализованной возможности с 2016 года подать заявление о назначении пенсии, а также о смене способа доставки через электронные сервисы: портал государственных услуг или сайт ПФР, зарегистрировавшись в Единой системе идентификации и аутентификации. Главы администраций наделены полномочиями подтверждения учетной записи при регистрации граждан на портале госуслуг. Об этом также мы заключили соглашения с 6 муниципальными образованиями. Налаживание сотрудничества по электронному взаимодействию с поселковыми администрациями и возможность подачи заявлений в электронном виде позволит жителям отдаленных населённых пунктов, не выезжая в город, обращаться за назначением пенсий.

– Сколько глав пошли вам навстречу?

– В настоящее время заключены соглашения об электронном взаимодействии по заблаговременному предоставлению документов на неработающих сельских жителей со всеми администрациями муниципальных образований, кроме кроме одного поселка. Всего мы заключили соглашения по неработающим гражданам с 8администрациями. Это – Нюйский, Беченчинский, Наторинский, Салдыкельский, Орто-Нахаринский, Мурбайский, Ярославский и Толонский наслеги и поселок Витим. Таким образом, с наслежными администрациями у нас имеется три вида соглашений: первое – по работникам администраций; второе – по неработающим жителям; третий вид – по регистрации и подтверждению учетной записи на портале госуслуг. Это требование времени.

– Соглашения, конечно, должны реально помогать людям?

– Да. На сегодня перед нами стоит задача, чтобы и эти соглашения начали работать в полной мере. Для их реализации оказываем помощь специалистам администраций в форме обучения, выезжая в командировки в села. Специалисты оценки готовят списки предполагаемых пенсионеров (по селам) для рассылки в наслежные администрации. Проблема стоит в плохой связи с некоторыми отдаленными поселками. Но надеемся, что в связи с расширением электронных сервисов других государственных органов и учреждений  эту проблему со временем удастся решить. И в этом не в последнюю очередь должны быть заинтересованы сами главы муниципальных образований.

– Золхия Мухтасимовна, спасибо большое за интервью! Сегодня день образования Пенсионного фонда России. Поздравляем Вас лично, всех работников территориальных органов ПФР в Якутии с этим знаменательным днем. И желаем всем доброго здоровья, успехов в работе и счастья!

– Спасибо!

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ