События

В прошлом году более 50% заявлений жителей Самарской области, пожелавших сменить управляющего пенсионными накоплениями, забракованы Пенсионным фондом России. С чем связан такой высокий процент отказов? Насколько остро стоит в регионе проблема перевода средств накопительной пенсии граждан без их ведома? На эти и другие вопросы отвечает управляющий отделением ПФР по Самарской области Анна Зайцева.

 

Насколько активно самарцы сегодня управляют накопительной пенсией?

До конца 2015 года граждане 1967 года рождения и моложе могли сделать выбор – формировать себе две пенсии страховую и накопительную или отправить весь тариф взносов только на страховую. Если при первом выборе нужно понимать принципы инвестирования, следить за тем, чтобы не уйти в минус, то при втором можно целиком положиться на государство, поскольку страховые права ежегодно индексируются на уровень инфляции. В результате этого выбора самарцы поделились практически поровну – половина выбрала две пенсии, половина – только страховую. Но по сути пока все находятся в равных условиях. Из-за моратория, с 2014 года новые взносы работодателей поступают только в страховую пенсию. А пенсионные накопления, сформированные до того, как вы сделали выбор, все равно сохраняются на вашем лицевом счете. Таким образом, все мы можем по-прежнему распоряжаться своими пенсионными накоплениям, выбирать страховщика – ПФР или негосударственный пенсионный фонд. Непосредственно Пенсионный фонд России не занимается инвестированием, поэтому если вы выбираете в качестве страховщика ПФР, вам надо определиться с управляющей компанией – государственная (Внешэкономбанк) или какая-то из частных. Если вы переводите средства в НПФ, фонд сам определяет, с какими УК работать.

Вообще интерес к накопительной пенсии, наверное, никогда и не угасал. Заявлений о распоряжении пенсионными накоплениями поступает достаточно много, в 2016 году по России в целом их поступило более 12 млн. Это говорит о том, что гражданам небезразлично, как будет формироваться их пенсия. Но вопрос в том, насколько они правильно понимают, как это должно оформляться. Практически по половине заявлений дан отказ в переводе средств. Основных причин отказа – две. Во-первых, если поступило несколько заявлений от одного человека в текущем году, рассматривается более позднее, по остальным выносится отказное решение. Во-вторых, нужно помнить, что для перевода средств помимо заявления нужен договор с НПФ. Если договора нет, опять же выносится отказное решение.

Насколько остро стоит в регионе проблема с досрочными переводами накопительной пенсии?

Негосударственные пенсионные фонды пытаются привлечь как можно больше клиентов, и делают это порой довольно бесцеремонно. Например, гражданин приходит в банк оформить кредит, а ему предлагают подписать еще какой-то документ, и это оказывается договор о передаче средств пенсионных накоплений в тот или иной негосударственный пенсионный фонд. Человек об этом узнает только тогда, когда средства уже переведены. Или, к вам домой или на работу приходят агенты НПФ, говорят, что необходимо срочно перевести средства пенсионных накоплений, иначе они пропадут, обещают высокий доход. При этом не предупреждают о том, что переводить накопления досрочно, чаще, чем раз в пять лет абсолютно невыгодно.

Согласно действующему законодательству, можно подать одно из двух видов заявлений о переводе средств пенсионных накоплений в другую управляющую компанию или о выборе НПФ – срочное и досрочное. Если вы подаете срочное заявление в 2017 году, деньги новому страховщику будут переведены в 2022 году. При этом инвестиционный доход сохраняется в полном объеме, а убыток компенсируется государством. Если же вы подаете досрочное заявление, пенсионные накопления будут переданы новому страховщику на следующий год, но без инвестиционного дохода, если не прошло еще пять лет с последнего вашего распоряжения пенсионными накоплениями, а в ряде случаев, если у вашего НПФ были неудачные годы, еще и с убытком. В текущем году подать заявление о досрочном выборе страховщика без потерь инвестиционного дохода могут граждане, у которых смена страховщика произошла в 2013 году.

Статистика Пенсионного фонда показывает, что более 99% всех заявлений о смене страховщика подается досрочно.

Необходимо понимать, что прежде чем подписать любой документ, нужно как следует его изучить, понять, о чем в нем говорится и что предлагается. Зачастую агенты НПФ ходят по квартирам, по офисам, и очень красиво расписывают условия перевода средств, а граждане верят их словам и подписывают договоры, не задумываясь о последствиях. Иногда агенты и вовсе представляются работниками Пенсионного фонда России. Мы всегда объясняем: работники ПФР не ходят по квартирам, по организациям и не проводят никакой агитации. Мы может прийти домой к пенсионеру только в том случае, если он инвалид, ему сложно передвигаться, но ему нужна услуга Пенсионного фонда. Тогда по предварительной договоренности с ним, по его просьбе, мы можем выехать на дом. Но даже тогда он будет знать, когда, в какой день, в каком часу и какой конкретно специалист придет к нему. При этом у работника Пенсионного фонда есть служебное удостоверение.

Существуют ли механизмы борьбы с такой агитацией?

До недавних пор заявление о переводе средств пенсионных накоплений можно было подать в Пенсионный фонд в электронном виде, в том числе оформив его в банке, в салоне сотовой связи, в НПФ, заверив цифровой подписью, выработанной удостоверяющим центром. С июня 2017 года Пенсионный фонд России в соответствии с представлением Счетной палаты РФ приостановил прием электронных заявлений от удостоверяющих центров о переводе пенсионных накоплений в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды. Приостановка продлится как минимум до получения и рассмотрения результатов проверки удостоверяющих центров соответствующими государственными органами. Эта мера как раз должна защитить пенсионные накопления граждан от возможных потерь.

Сейчас заявление о смене страховщика можно подать лично в офисе ПФР, через портал Госуслуг или личный кабинет на сайте ПФР (при наличии усиленной квалифицированной электронной подписи) или отправить по почте, но тогда заявление должно быть заверено нотариально. Мы надеемся, что все эти способы исключают спонтанное, непродуманное решение.

Гражданин может оспорить незаконный перевод средств?

Нужно обратиться в Службу Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров (телефон для бесплатных звонков из регионов России – 8 800 250 40 72), либо в суд. Договор об обязательном пенсионном страховании может быть признан судом недействительным и тогда НПФ будет обязан передать средства пенсионных накоплений предыдущему страховщику.

Пока практики обращений в суд нет, но может быть кто-то решит защитить свои права таким способом и создаст прецедент в Самарской области. Ведь одно дело, когда гражданин, хоть и неосознанно, но подписал заявление, предложенное банком, и совсем другое, когда заявление поступило вообще без его ведома: недобросовестные сотрудники компании заполучил копии страхового свидетельства, паспорта. Если кто-то доведет дело до суда и выиграет этот суд, появится важный прецедент с точки зрения того, кто должен будет возместить страхователю упущенную выгоду.

На что стоит обращать внимания при выборе НПФ?

Нужно узнать, что это за НПФ, входит ли он в систему гарантирования пенсионных прав граждан, есть ли у него лицензия на работу с пенсионными накоплениями. Центральный банк проверил все НПФ, и многие не получили соответствующую лицензию. На текущую дату по стране действует 38 НПФ, в которые можно переводить средства пенсионных накоплений. Кроме того, чтобы принять решение о переводе накопительной части пенсии, нужно посмотреть, как НПФ работал, может быть у него все годы были только убытки или доходность ниже, чем в ВЭБе. За последние 10 лет среднегодовая доходность государственной управляющей компании составила порядка 6,6%, частных управляющих компаний – 7,1%, в НПФ разброс от 3% до 12%. Есть еще ряд нюансов. Например, даже если у НПФ был высокий доход, но он лишится лицензии, законом гарантируется сохранность только номинала пенсионных накоплений, без учета инвестиционного дохода. Если НПФ сработает с убытками, то они разнесутся по лицевым счетам клиентов фонда. Кроме того, надо понимать, что когда наступит пенсионный возраст, за своими деньгами нужно будет идти именно в НПФ. Если окажется, что в Самаре нет его подразделения, придется нотариально заверять все документы, чтобы направить их в фонд почтой. И расходов, необходимых для оформления получения накопительной части пенсии, может оказаться больше, чем накоплено средств. Но это касается, прежде всего, тех, у кого пенсия накапливалась не так долго.

Как строится работа по сбору отчислений с работодателей для выплаты страховой пенсии?

С 1 января текущего года администрирование страховых взносов полностью возложено на налоговые органы. Мы занимались сбором страховых взносов с января 2010 года и до декабря 2016 года. У налоговой службы больше рычагов воздействия у неплательщиков, чем было у нас. Мы могли только взыскать средства с расчетного счета неплательщика, направляя инкассовое поручение, а если денег на счете нет – привлечь службу приставов. Налоговая служба может, например, приостановить движения по расчетному счету. В 2015 году мы перешли на казначейское обслуживание. И если раньше мы собирали средства и сразу направляли на выплату пенсии, а остаток направлялся в Москву для перераспределения, то сейчас средства поступают и поднимаются сразу в Москву. Мы же делаем заявку на текущую выплату и получаем финансирование.

Каков уровень пенсий в самарском регионе? Отличается ли он от показателей соседних регионов?

В среднем по России размер пенсии составляет 13,760 тыс. руб. Если брать ПФО – 12,99 тыс. руб. У нас в Самаре - 13,387 тыс. руб. То есть размер пенсий примерно одинаковый. Но есть регионы, где пенсия менее 13 тыс., например, в Мордовии, Саратове. Самарская область выглядит в этом плане достаточно прилично. 

 

"Самарское обозрение", №50 от 31 июля 2017 года

Надежда Галимуллина

 

 

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ