События

Актуальные вопросы персонифицированного учета обсуждаем с Оксаной Хуповец, начальником отдела персонифицированного учета ОПФР по г.Севастополю.

- Оксана Владимировна, расскажите, для чего необходим персонифицированный учет.

- Так или иначе каждый человек сталкивался с таким направлением работы органов Пенсионного фонда, как персонифицированный учет. Если говорить об основных направлениях персонифицированного учета, то их три:

 - регистрация граждан в системе обязательного пенсионного страхования. Это включает в себя первичную регистрацию, обмен и выдачу дубликатов страховых свидетельств, а также проведение мероприятий при множественной регистрации;

 - прием, обработка и хранение сведений о заработке и стаже застрахованных лиц и представление этих сведений для назначения или перерасчета пенсий;

- информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов, а также использование данных сведений для назначения и перерасчета пенсии.

- Жители нашего города начали оформление СНИЛСов в Пенсионном фонде Севастополя еще в 2014 году. Но на сегодняшний день у некоторых все же остались вопросы по их оформлению. Расскажите, кто и как может получить СНИЛС, что делать если потерял свидетельство или изменились какие-либо анкетные данные?

- Оформить страховое свидетельство могут все в любом районном отделе Пенсионного фонда нашего города или отделениях МФЦ.

Для этого при себе необходимо иметь только документ, удостоверяющий личность. Для оформления страховых свидетельств на детей представитель ребенка должен иметь при себе: свидетельство о рождении ребенка и документ, удостоверяющий личность представителя.

Хотелось бы отметить, что, начиная с ноября 2014 года, оформление страховых свидетельств на новорожденных осуществляется по сведениям, передаваемым органами ЗАГС. Такой обмен с органами ЗАГС осуществляется подекадно. За получением готовых свидетельств на маленьких жителей нашего города родители обращаются в районные отделы Пенсионного фонда Севастополя по месту оформления свидетельства о рождении ребенка, т. е. если свидетельство о рождении оформлено, например, в Гагаринском районе, то и обращаться необходимо в отдел Пенсионного фонда по Гагаринскому району.

Если страховое свидетельство утеряно, то необходимо обратиться либо в районные отделы Пенсионного фонда города, либо в МФЦ и получить дубликат страхового свидетельства. При этом если у вас есть в наличии информация об утерянном номере СНИЛС, то вместе с документом, удостоверяющим личность, необходимо представить данную информацию. Это необходимо для избежания множественной регистрации или так называемой «склейки» лицевых счетов.

- Проще говоря, у человека должен быть только один страховой номер?

- Совершенно верно. Каждому человеку при регистрации в системе обязательного пенсионного страхования открывается лицевой счет, которому присваивается уникальный страховой номер. При этом он должен быть один и на всю жизнь. Объясню почему, как я уже говорила, основной из функций Пенсионного фонда — это прием, обработка и хранение сведений о взносах и стаже застрахованного лица для назначения пенсии. Т.е. на протяжении всей трудовой деятельности человека на его индивидуальном лицевом счете накапливаются сведения о его стаже и страховых взносах в Пенсионный фонд. Когда застрахованное лицо выйдет на пенсию, эти сведения будут использоваться для назначения пенсии, путем получения выписки из индивидуального лицевого счета. А значит, если у человека на лицевом счете будут отсутствовать какие-либо сведения по причине того, что они были учтены ошибочно на другом лицевом счете, человек потеряет какую-то часть заработанного им стажа и заработка.

- А что делать человеку, если у него произошли какие-либо изменения в сведениях, указанных в свидетельстве?

- В этом случае необходимо обратиться к своему работодателю, в территориальные органы Пенсионного фонда или в МФЦ с документом, удостоверяющим личность, с документом, подтверждающим вносимые изменения (например, свидетельство о заключении брака или его расторжении, в котором указывается, что фамилия после данного события меняется), а также необходимо представить старое свидетельство.

- Вы уже говорили, что одним из направлений персонифицированного учета является сбор, обработка и хранение сведений о стаже и заработке застрахованных лиц. Расскажите подробнее, как это происходит?

- Сведения на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц включаются в соответствии с отчетностью, представленной в территориальные органы Пенсионный фонд работодателями на своих наемных работников.

Следует отметить, что в связи с передачей функций по администрированию страховых взносов в Федеральную налоговую службу, сведения о заработке, начиная с 01.01.2017 года, работодателями представляются в налоговые органы. И затем уже эти сведения, в соответствии с соглашениями и порядком взаимодействия между органами Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы, поступают в Пенсионный фонд для их включения на лицевые счета нас с вами.

- Вся ли отчетность работодателями теперь представляется в налоговую службу?

Нет, не вся. На сегодняшний день в Пенсионный фонд представляется ежемесячная отчетность по форме СЗВ-М. Сроки ее предоставления с января 2017 года изменились: ранее данную отчетность необходимо было представить в срок до 10 числа, теперь же этот срок продлен до 15 числа месяца, следующего за отчетным.

Целью данной отчётности является определение статуса пенсионеров, прекративших трудовую деятельность, для выплаты им пенсии с учётом прошедших за время их работы индексаций. Сведения, указанные в данной отчётности, избавляют пенсионеров от личного обращения в Пенсионный фонд для подачи заявления о возобновлении индексации страховой пенсии.

Кроме этого, в органы Пенсионного фонда будут представляться сведения о стаже. Данная отчетность будет представляться один раз в год в срок до 1 марта года, следующего за отчетным. Целью данной отчетности является включение в лицевой счет сведений о стаже, т. к. работодатели будут представлять в налоговые органы  только сведения о заработке. А для назначения пенсии, как известно, необходимы в обязательном порядке сведения о стаже и о специальном стаже. В текущем году эту отчетность за отработанные с начала года периоды представляют работодатели, прекращающие свою деятельность.

- Существует ли ответственность за нарушение сроков и порядка представления отчетности?

- В соответствии с действующим законодательством предусмотрены несколько видов штрафных санкций:

  • за непредставление в установленный срок, а также представление не полных либо недостоверных сведений — 500 руб. за каждое застрахованное лицо;
  • в случае представления сведений не по установленной форме предусмотрен штраф в размере 1000 руб.

Кроме того, с января 2017 года в Кодекс об административных правонарушениях внесены изменения. Теперь за непредставление в установленный срок, а также представление не полных либо недостоверных сведений предусмотрена ответственность в размере от 300 до 500 руб.

- Благодарим за беседу.

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ