События

Чтобы сосредоточить всеобщее внимание на проблемах инвалидов, Генеральная Ассамблея ООН в 1992 году объявила 3 декабря всемирным Днем инвалидов. Россия также поддержала инициативу и подписала принятые организацией документы. Основная цель этого Дня напомнить, что инвалиды находятся наравне со всеми членами общества. При этом не следует забывать, что людям с ограниченными возможностями требуется социальная защита и помощь.

О пенсионном обеспечении инвалидов ведем беседу с начальником отдела организации назначения, перерасчета пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц Отделения ПФР по г.Севастополю Еленой Духниной.

- Елена Владимировна, кто имеет право на назначение пенсии по инвалидности?

- Гражданину, признанному в установленном порядке инвалидом и имеющему хотя бы один день страхового стажа, назначается страховая пенсия по инвалидности независимо от причины инвалидности и времени ее наступления. Также не имеет значения, работает в данный момент инвалид или нет. Пенсия по инвалидности назначается на весь период, на который данный гражданин признан инвалидом.

В случае, если гражданин, признанный инвалидом, никогда не работал и не имеет страхового стажа, ему устанавливается социальная пенсия по инвалидности. Она устанавливается инвалидам I, II, III группы, в том числе инвалидам с детства, а также детям-инвалидам.

- Какие документы и куда необходимо подать для установления пенсии по инвалидности?

- Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ). Выписка из акта освидетельствования поступает непосредственно в органы ПФР. Экземпляр справки выдается гражданину, она остается у него, предоставлять данную справку в Пенсионный фонд нет необходимости.

Тем, кому инвалидность установлена впервые, для назначения страховой пенсии по инвалидности необходимо подать заявление в территориальный орган ПФР по месту жительства или в любое отделение МФЦ. Заявление с документами можно подать лично либо через законного представителя (доверенное лицо). Также необходимо представить следующие документы: паспорт (для граждан РФ) или вид на жительство (для иностранных граждан и лиц без гражданства); документы, подтверждающие продолжительность страхового стажа; другие документы, необходимые для подтверждения дополнительных обстоятельств (диплом об образовании, военный билет, свидетельства о рождении детей и пр.).

- Если гражданин впервые признан инвалидом и не может обратиться в Пенсионный фонд, например, находится на длительном лечении в больнице или по состоянию здоровья не может прийти? Как быть в этом случае?

- Законодательством предусмотрено, что гражданин, признанный инвалидом, имеет право обратиться за назначением страховой пенсии по инвалидности в течение 12 месяцев со дня установления инвалидности. Т. е. если человек после прохождения освидетельствования не сможет сразу обратиться в Пенсионный фонд, он не потеряет права на пенсию - она будет назначена и выплачена ему с момента признания его инвалидом.

Кроме, того, если человек находится на длительном лечении, он может доверить право на подачу заявления и документов для назначения пенсии по инвалидности доверенному лицу — родственнику либо просто знакомому. Такая доверенность может быть заверена главным врачом того лечебного заведения, в котором находится сам инвалид. Там же выдается справка, о том, что человек находится на стационарном лечении.

- При прохождении повторного освидетельствования в органах медико-социальной экспертизы и продления группы инвалидности надо ли подавать какие-то документы в Пенсионный фонд?

- Напомню, пенсия по инвалидности назначается на период, на который гражданин признан инвалидом. Когда этот период истекает, выплата пенсии приостанавливается на три месяца. В том случае, если в органы ПФР в течение 3-х месяцев поступает следующая выписка из акта освидетельствования в МСЭ о том, что данный человек снова признан инвалидом, то на основании поступившей справки Пенсионный фонд возобновляет выплату пенсии. В этом случае обращаться в ПФР не нужно.

В том случае, если гражданин пропустил свой срок переосвидетельствования, пришел позже и справки поступили позже, ему необходимо будет подать только заявление на восстановление выплаты  пенсии по инвалидности, документы предоставлять не нужно.    

- Когда инвалид достигает пенсионного возраста и хочет перейти на пенсию по старости, что ему нужно делать, куда обращаться?

- Законодательством предусмотрено, что пенсия по инвалидности назначается до даты достижения пенсионного возраста (55 лет для женщин, 60 лет для мужчин). После этой даты органы ПФР самостоятельно в беззаявительном порядке переводят гражданина, достигшего пенсионного возраста, на пенсию по старости.

Исключение состоит в том, что если у инвалида есть право на досрочное назначение пенсии (например, он работал с вредными тяжелыми условиями труда), в этом случае он может обратится в Пенсионный фонд с заявлением и документами, являющимися основанием для назначения досрочной пенсии.

- Отдельно хочется получить разъяснения относительно такой категории, как дети-инвалиды. Кто может обращаться от их имени, и какое пенсионное обеспечение им полагается?

- Законным представителем детей-инвалидов, имеющим право подавать заявление от имени самого ребенка-инвалида, являются их родители (усыновители), опекуны (попечители). Если ребенок находится в Доме ребенка и у него нет родителей, то обязанности опекунов- попечителей представляет руководитель данного учреждения.

Законные представители подают заявление о назначении социальной пенсии по инвалидности.  Помимо пенсии по инвалидности детям-инвалидам назначается ЕДВ (ежемесячная денежная выплата). Также существует  ежемесячная компенсационная выплата лицам, осуществляющим уход за детьми инвалидами и инвалидами с детства 1 группы. Она устанавливается, подчеркну, трудоспособным неработающим лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом. Данная выплата устанавливается к пенсии ребенка-инвалида и её размер составляет: родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) - 5500 рублей; другим лицам - 1200 рублей.

- Предусмотрены ли законодателем какие-либо социальные гарантии родителям инвалидов с детства?

- Да предусмотрены. Родители детей-инвалидов имеют право на назначение страховой пенсии по старости досрочно, после достижения женщиной возраста 50 лет, мужчиной - 55 лет. Хочу обратить внимание на то, что оба родителя не могут одновременно получать данный вид досрочной пенсии. Однако законодательством предусмотрено право на поочередное её получение. Например, если досрочную пенсию оформляет мама ребенка-инвалида в 50 лет, то  при достижении 55-летнего возраста она имеет право перейти на страховую пенсию по старости. В этом случае право на назначение досрочной пенсии переходит к отцу ребенка-инвалида, при условии достижения отцом 55-летнего возраста.

- Благодарим за беседу.

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ