События

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на досрочное назначение страховой пенсии по старости установлено работникам (как мужчинам, так и женщинам) по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с учетом Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 № 437.

Таким образом, право на досрочное пенсионное обеспечение устанавливается работникам Государственной противопожарной службы МЧС России.

В Государственную противопожарную службу в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ) входят: федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Статьей 5 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ определено, что организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 № 385 «О федеральной противопожарной службе» утверждено Положение о Федеральной противопожарной службе (далее — Положение № 385), пунктом 1 которого установлено, что Федеральная противопожарная служба является составной частью Государственной противопожарной службы и входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 69-ФЗ и Положением № 385 (пункт 3) федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы включает в себя, в том числе подразделения, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы).

Необходимо учитывать, что приказом МЧС России от 28.08.2008 № 507 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2005 № Пр-1494, было предусмотрено проведение с 1 января 2009 года организационных мероприятий по созданию подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России в подразделения федеральной противопожарной службы и др. Таким образом, переименование подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России в подразделения федеральной противопожарной службы не лишает права работников таких подразделений на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Работники договорных подразделений федеральной противопожарной службы также могут пользоваться правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженных с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.

Досрочное назначение страховой пенсии сотрудникам федеральной противопожарной службы связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение страховой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций.

Следовательно, правовых оснований для предоставления права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ работникам противопожарных служб субъектов Российской Федерации не имеется. Данная позиция подтверждена определением Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 № 552-О-О. Субъекты Российской Федерации вправе за счет средств собственных бюджетов устанавливать для сотрудников противопожарных служб дополнительные гарантии социального, в том числе пенсионного, обеспечения, в частности право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, что прямо вытекает из статьи 18 Федерального закона «О пожарной безопасности».

Согласно пункту 6 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы, предусмотренные пунктом 18 части 1 данной статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ при условии начисления и уплаты страхователем дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». При этом условия назначения досрочной страховой пенсии по старости, установленные названным пунктом, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пункте 18 части 1 статьи 30 Закона «О страховых пенсиях», соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда на основании Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ