17 октября 2017 18:08

– Эдуард Яфасович, добрый день! После сюжета в одном из наших прошлых программ, мы получили массу звонков и обращений от зрителей. Люди интересуются, спрашивают, многих заинтересовала инициатива проводить уроки пенсионной грамотности прямо со школьной скамьи. Мне кажется, важно нам с Вами провести небольшой ликбез для зрителей - как формируется пенсия в России? Из каких частей она состоит? От чего зависит ее размер?

 

– Вообще, пенсия – это гарантированная ежемесячная выплата для материального обеспечения граждан в старости в случае их полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца или в связи с достижением установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности.

 

До 2015 года у россиян было две части пенсии: страховая часть, которая составляла 16% и накопительная часть — 6%. А с 2015 года население разделилось на два типа. Как мы их называем – «молчуны», это те граждане, которые оставили свои средства в ПФР, у которых начала формироваться только страховая пенсия в размере 22%, и на граждан, которые приняли  решение о будущем своей пенсии. У них 16% отчислений работодателя отчисляются на страховую пенсию, а 6% — на накопительную, которая инвестируется ВЭБом или НПФ.

 

На сегодняшний день существует 4 вида пенсии – это страховая, пенсия по государственному пенсионному обеспечению, добровольная и накопительная.

 

Можно сказать, что страховая пенсия – основной вид пенсии. Право на нее возникает в возрасте 55 лет у женщин, 60 лет у мужчин.

 

Хочу обратить ваше внимание на то, что если в 2016 году для выхода на пенсию требование к стажу было 7 лет, а минимальная сумма индивидуальных пенсионных баллов 9, то в 2017 стаж должен быть не менее 8 лет, а минимальная сумма индивидуальных пенсионных баллов должна составлять не менее 11,4. То есть они увеличиваются каждый год, пока не достигнут максимального значения – 15 лет стажа и 30 баллов, но до этого нам, еще как минимум 7 лет.

 

Так вот те граждане, кто эти баллы и стаж не добирает, имеют право на социальную пенсию, которая назначается по достижении 60 лет женщинами и 65 мужчинами, а инвалидам – с даты установления инвалидности. При этом, хочу отметить, что никаких требований относительно страхового стажа или пенсионных баллов для получения социальной пенсии нет. Такой вид пенсии является пенсией по государственному обеспечению и выплачивается из средств государственного бюджета.

 

Также существует негосударственное добровольное пенсионное страхование, в рамках которого у граждан есть возможность формировать еще одну пенсию. Чтобы получать такую пенсию, гражданину необходимо заключить договор с негосударственным пенсионным фондом и в течение определенного времени делать личные взносы.

 

– Расскажите подробнее, в чем отличие накопительной пенсии от добровольной? Какие средства формируют данный вид пенсии и как они инвестируются? Ведь известны случаи и мы об этом рассказывали в нашей программе, когда мошенники, пытались перевести накопительную пенсию в тот или иной НПФ без ведома граждан?

 

– Средства, которые формируют накопительную пенсию, называют пенсионными накоплениями, сейчас расскажу почему. Они в большей степени похожи на средства банковского вклада, но пока гражданин не станет пенсионером, он не может воспользоваться пенсионными накоплениями.

 

Отличие накопительной пенсии от добровольной в том, что добровольную пенсию гражданин формирует самостоятельно, а накопительную – из взносов работодателя.

 

Инвестированием пенсионных накоплений, то есть вложением этих средств в различные финансовые активы, занимаются управляющие компании.

 

Формировать пенсионные накопления, можно на ежегодной основе, определяясь со способом их формирования и выбирая страховщика: Пенсионный фонд России (ПФР) или негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

 

Помимо государственной управляющей компании, гражданин может доверить инвестирование своих пенсионных накоплений другой, но уже частной управляющей компании, с которой у Пенсионного фонда заключен договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений. Выбрать управляющую компанию можно из перечня, представленного на сайте Пенсионного фонда www.pfrf.ru.

 

Да, действительно в нашей республике зафиксированы случаи посещения квартир лицами, которые представляются сотрудниками государственного Пенсионного фонда и под разными предлогами просят представить данные документов, например СНИЛС или паспорта.

 

Хочу предостеречь и напомнить, что сотрудники государственного Пенсионного фонда не посещают граждан на дому и не совершают поквартирных обходов.

 

Если все же гражданин, по каким-либо обстоятельствам представил персональные данные сотруднику негосударственного пенсионного фонда и подписал договор, то необходимо уточнить в какой НПФ будут переданы его накопления. Узнать, кто является текущим страховщиком можно через Клиентскую службу ПФР, через портал www.gosuslugi.ru или в «Личном кабинете гражданина» на сайте ПФР.

 

В случае если он не желает формировать пенсионные накопления в НПФ, с которым заключил договор, то рекомендуем ему обратиться в последний рабочий день текущего года в Пенсионный фонд с заявлением о досрочном переходе к своему текущему страховщику.

 

Стоит отметить, что до обращения за установлением выплаты из средств пенсионных накоплений может воспользоваться правом на переход не чаще одного раза в год.

 

Обратить внимание необходимо и на то, что в связи с реформированием пенсионной системы с 1 января 2015 года, переход от одного страховщика к другому допускается 1 раз в 5 лет. Возможет и досрочный переход, но в этом случае накопления передаются с потерей инвестиционного дохода.

 

 

– Вот вы говорили про пенсионные баллы, что необходимо сделать гражданам, чтобы не было проблемы «недобора» пенсионных баллов, в результате которого можно остаться без пенсии? Некоторые люди среднего возраста опасаются, что не успеют сформировать нужное количество пенсионных баллов, что им делать, чтобы этого не произошло?

 

– С 2015 года страховая пенсия формируется по пенсионной формуле, она стала намного проще и удобнее. Накопленные пенсионные баллы умножаем на стоимость пенсионного балла, плюсуем фиксированную выплату, вот вам и страховая пенсия, которую вы получите. Вижу Вам не очень понятно…

 

Смотрите, главное необходимо запомнить, особенно тем, кому до пенсии далеко, что проблема баллов может коснуться только тех трудящихся, кто получает «серую» зарплату. Причины маленькой пенсии нужно искать не в балльной системе, а в теневой занятости.

 

На примере всегда лучше воспринимается, давайте посчитаем, сколько взносов на пенсию будет перечислено за год с зарплаты 24 тыс. рублей.

 

Берем годовую зарплату 24 тысячи рублей х на 12 месяцев = 288 тысяч рублей. Общий размер страховых взносов по тарифу – 22%, получается 288 тысяч х 22% = чуть больше 63 тысяч рублей (63 360).

 

Из них в солидарную часть по тарифу 6% направляется 17 тысяч рублей (17 280), а на страховую пенсию по тарифу 16% направляется 46 тысяч рублей (46 080). Теперь, для того, чтобы перевести эту сумму в пенсионные баллы, необходимо разделить ее на взносы, которые перечисляются на пенсию с годовой зарплаты это 876 000 рублей (максимальная годовая зарплата в 2017 году, с которой работодатель уплачивает страховые взносы в Пенсионный фонд по тарифу 22%). Так вот, эту максимальную годовую зарплату 876 тысяч рублей х 16% =  140 тысяч рублей (140 160). В итоге получаем 46 080 рублей / 140 160 рублей х 10 = 3,2 балла в год. Именно столько пенсионных баллов можно было заработать в 2017 году с зарплаты 24 тысячи рублей в месяц, но сразу скажу, этот расчет мы производили при условии, что накопительная пенсия не формировалась.

 

Надо отметить, что средний стаж в России при выходе на пенсию – 35 лет. Даже при минимальной зарплате за этот срок можно заработать количество баллов, превышающее минимально необходимое.

 

– Эдуард Яфасович, наша Республика, очень продвинутая в плане новых информационных технологий и отрадно, что пенсионный фонд идет в ногу со временем. Расскажите подробнее - какие есть мобильные приложения, другие современные цифровые инструменты, как они работают?

 

– В настоящее время Отделением по Республике Татарстан проводится эксперимент по внедрению терминалов виртуальной клиентской службы.

 

Такие интерактивные терминалы востребованы в крупных мегаполисах, быстрорастущих жилых микрорайонах, либо отдаленных территориях, то есть там, где организовывать полноценные клиентские службы экономически не целесообразно, а услуги Пенсионного фонда необходимы.

 

В результате, двустороннего обмена данными терминалы на расстоянии обеспечивают полноценный прием граждан  специалистами Управлений ПФР.

 

Вообще, Татарстан ежегодно участвует примерно в 20 пилотных проектах Пенсионного фонда России. Деятельность нашего Отделения в марте оценило Правление Пенсионного фонда России, присвоив звание «Лидер Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам 2016 года».

 

Например, еще одна наша разработка «контакт-центр дистанционного обслуживания» в этом году у него юбилей, 5 лет. Он создан с целью централизации обращений по всей Казани и повышения эффективности телефонного обслуживания граждан. В планах у нас подключение всей республики и создание единого бесплатного номера «8-800».

 

Наш контакт-центр позволяет получать информацию различными способами: через оператора и круглосуточную голосовую систему самообслуживания. А также проводить информирование для целевой аудитории по актуальным вопросам, путем исходящего автообзвона.

 

Номер контакт-центра Отделения, куда граждане могут обратиться по всем возникающим вопросам, легко запомнить 279-27-27.

 

В Отделении начал функционировать мессенджер Телеграмм для приема обращений граждан, свой вопрос через Телеграмм можно задать по номеру 8-927-419-27-27, созвучен с номером контакт-центра, ошибиться практически невозможно. На базе телеграмм, Отделение, первые в России создали пенсионный бот, который поможет получить всю необходимую информацию на общие часто задаваемые вопросы.

 

Также мы представлены в социальный сетях: facebook, вконтакте, твиттер и одноклассники, там тоже можно ознакомиться с нововведениями в пенсионном законодательстве, задать вопросы и получить ответы online.

Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта. ОК