О праве на назначение досрочной пенсии за работу в особых условиях труда в зависимости от результатов специальной оценки условий труда.

10 декабря 2018 14:54

С 1 января 2013 года для страхователей-работодателей, осуществляющих выплаты в пользу физических лиц, занятых в  производствах и на работах с вредными и тяжелыми условиями труда по  пп.  1-18 пункта 1  статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», впервые введены дополнительные тарифы страховых взносов (статья 58.3 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

С 1 января 2014 года в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ  "О трудовых пенсиях в Российской Федерации»  (в редакции Закона 421-ФЗ) в статью 27 впервые введена дополнительная  норма  для включения в специальный стаж  периодов  работы во вредных и тяжелых условиях труда в соответствии со  Списками  № 1 и  № 2 и  «малым спискам»,  имеющих место  после  01.01.2013   при условии начисления и уплаты страхователем  страховых взносов по дополнительному тарифу.

При этом установленные в статье 27 нормы  назначения досрочной трудовой пенсии  применяются в том случае, если класс условий труда  на   рабочих местах  соответствует  вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Одновременно, с 01 января 2014 года   вступили в силу Федеральные законы  «О специальной оценке условий труда»   от  28.12.2013 № 426-ФЗ и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда». Данными законодательными актами установлен   переходный период с 01.01.2014 до 31.12.2018, в течение которого  в отношении рабочих мест, предусмотренных Списками №1 и 2 и «малыми» Списками с целью определения величины  доптарифа, можно применять  актуальные  результаты аттестации рабочих мест.

Вместе с тем,  по совокупности норм выше перечисленных Законов  для плательщиков (страхователей), не прошедших аттестацию и специальную оценку условий труда,  а также в случаях наличия сведений в материалах аттестации  об оптимальных и допустимых условий труда в отношении работников по профессиям, входящим в Списки № 1 и  № 2, «малые списки»,  законодательство предусматривает в 2014 году  применение   установленных частями 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ  дополнительных тарифов  6% для Списка № 1 и 4%  для Списка № 2 и «малых списков».        В 2015 году и последующие годы для этой категории работодателей  налоговое бремя увеличено  и  составило   для Списка № 1 —  9%,    для Списка № 2 и «малых» Списков  — 6 %.

Что касается дисциплинированных плательщиков,  прошедших специальную оценку условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426 «О специальной оценке условий труда»  установлены следующие дополнительные тарифы:

 

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

Опасный

4

8,0 процента

Вредный

3.4

7,0 процента

3.3

6,0 процента

3.2

4,0 процента

3.1

2,0 процента

Допустимый

2

0,0 процента

Оптимальный

1

0,0 процента

 

Указанные в таблице размеры дополнительного тарифа по соответствующим классам и подклассам условий труда, применяются с момента утверждения председателем комиссии результатов специальной оценки условий труда по рабочим местам, предусмотренным  подпунктам 1 – 18 пункта 1  статьи ст. 27 Закона № 173-ФЗ  и аналогичными нормами ч. 1 статьи 30  вступившего в действие  с 01.01.2015  Федерального закона РФ  от 28.12.2013 №400-ФЗ   «О страховых пенсиях».

Как показала практика работы по проведению специальной оценки условий труда не все работодатели  по состоянию на декабрь 2018 года провели необходимые мероприятия  для  получения результатов  специальной оценки условий труда  по всем имеющимся рабочим местам.

В Тульской области по состоянию 01.12.2018  ведут производственную деятельность 567 предприятий, имеющих 13487  рабочих  мест по  Спискам  № 1 и  № 2 и  «малым спискам».  Из них прошли специальную оценку условий труда  12438  рабочих мест,  и  1316   рабочих мест не имеют заключений  о классах и  подклассах по условиям  труда. 

 По мнению Пенсионного фонда РФ и на основании  действующих норм законодательства  лица, занятые  на рабочих местах по по  Спискам  № 1 и  № 2 и  «малым спискам» по которым по состоянию на 31  декабря 2018  года не  будет проведена  специальная   оценка  условий труда, следует знать следующее:

 -  они  могут  пользоваться правом на включение периодов  работы  после 01.01.2019 в специальный стаж  при условии  уплаты  плательщиком (работодателем) взносов  по дополнительным тарифам, в размерах, установленных  статьей  58.3 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 № 212-ФЗ (для Списка № 1 —  9%,    для Списка № 2 и «малых» Списков  — 6 %).                                             

Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта. ОК