События

30 апреля 2008 года принят Федеральный закон № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Закон заложил правовые основы для уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть пенсии и определил меры государственной поддержки в формировании пенсионных накоплений. Впервые в России создан механизм экономического стимулирования работающих граждан к формированию своих пенсионных накоплений, повышения уровня пенсионного обеспечения и ответственности за размер будущей пенсии.

Уплата дополнительных страховых взносов реализуется через имеющийся в действующем законодательстве инструмент добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Для вступления в добровольные правоотношения застрахованное лицо самостоятельно принимает решение об уплате дополнительных страховых взносов и подает в орган Пенсионного фонда Российской Федерации соответствующее заявление. Заявление может быть подано застрахованным лицом лично в органы Пенсионного фонда по месту жительства или через своего работодателя, начиная с 1 октября 2008 года. Пенсионный фонд по результатам рассмотрения заявления в течение 10 рабочих дней направляет застрахованному лицу уведомление о получении заявления, результатах его рассмотрения и дате вступления в правоотношения по уплате дополнительных страховых взносов.

Если застрахованное лицо подает заявление лично в органы Пенсионного фонда, то уплата дополнительных страховых взносов осуществляется им самостоятельно. Однако, в таком случае на него возлагается обязанность по предоставлению в органы Пенсионного фонда документов, подтверждающих уплату дополнительных взносов. Цель представления документов – правильное отражение данных об уплаченных им дополнительных взносах на его индивидуальном лицевом счете.

 Если застрахованное лицо подает заявление через работодателя, то удержание дополнительных страховых взносов из заработной платы и их перечисление в Пенсионный фонд осуществляется работодателем. Также на работодателя возлагается и обязанность по предоставлению в органы Пенсионного фонда информации об удержанной из заработной платы и перечисленной в ПФР сумме дополнительных страховых взносов своих работников.

Решение о сумме дополнительных страховых взносов, которая будет уплачиваться застрахованным лицом, вступающим в добровольные правоотношения, принимается им самостоятельно и отражается в заявлении.  Застрахованное лицо имеет право в любой момент принять решение об изменении суммы уплачиваемых дополнительных страховых взносов, отказаться от их уплаты или возобновить уплату, подав соответствующее заявление. Уплату страховых взносов можно производить с 1 января 2009 года.

Застрахованному лицу, уплачивающему дополнительные страховые взносы по данному закону, предоставляются определенные налоговые льготы. Сумма уплаченных им в году дополнительных страховых взносов (но не более 120 000 рублей) исключается из базы для обложения налогом на доходы физических лиц. Для получения налогового вычета и возврата части уплаченного налога на доходы физических лиц  застрахованное лицо по итогам года должно самостоятельно обратиться в инспекцию Федеральной налоговой службы по месту жительства и представить документы, подтверждающие его фактические расходы.

Законом предусмотрена также и возможность участия в софинансировании самого работодателя. Работодатель вправе принять решение об уплате взносов в пользу работающих у него застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы.

Для лиц, добровольно вступивших в правоотношения для уплаты дополнительных страховых взносов, законом предусмотрены меры государственной поддержки в формировании пенсионных накоплений.

Право на получение государственной поддержки получат лица, вступившие в правоотношения для уплаты дополнительных взносов в период с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года, т.е. в течение 5 лет с момента вступления закона в силу. Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений будет осуществляться в течение 10 лет, начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованным лицом дополнительных страховых взносов.

Перечисление государственных средств на лицевые счета застрахованных лиц, принявших решение об уплате дополнительных страховых взносов, начнется в 2010 году.

Право на получение государственной поддержки получат только застрахованные лица, уплатившие в календарном году не менее 2 000 рублей. Размер государственного взноса на софинансирование пенсионных накоплений будет  равен сумме дополнительных взносов, уплаченных застрахованным лицом за истекший календарный год, но не более 12 000 рублей в год.

Повышенный размер государственного взноса на софинансирование пенсионных накоплений устанавливается для лиц достигших пенсионного возраста и не обратившихся за установлением им ни одной из частей трудовой пенсии. В таком случае он определяется из увеличенной в 4 раза суммы дополнительных взносов, уплаченных застрахованным лицом за истекший календарный год, но не более 48 000 рублей в год. Механизм установления повышенного размера государственного взноса на софинансирование пенсионных накоплений дополнил имеющуюся в действующем законодательстве норму позволяющую увеличить размер пенсии за счет более позднего выхода на пенсию.

Указанным законом также сняты имеющиеся возрастные ограничения (5 лет до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости) для подачи заявлений на перевод пенсионных накоплений в управляющую компанию либо их передачи в негосударственный пенсионный фонд. Такие лица, а также лица, за которых ранее не уплачивались страховые взносы на накопительную часть пенсии или не воспользовавшиеся своим правом на перевод пенсионных накоплений в УК или НПФ могут подать такое заявление вместе с заявлением о вступлении в правоотношения по уплате дополнительных взносов.

Законом также принята сокращенная по срокам технология передачи пенсионных накоплений в УК или НПФ, что позволяет увеличить срок инвестирования и, как следствие, будущий размер накопительной части пенсии.

Суммы дополнительных страховых взносов уплаченных самим застрахованным лицом, суммы дополнительных взносов работодателя (при условии их уплаты), а также суммы государственной поддержки в полном объеме включаются в состав пенсионных накоплений и подлежат выплате правопреемникам в случае смерти застрахованного лица до назначения ему (накопительной части) трудовой пенсии.

Необходимо отметить, что предварительные  расчеты показывают значительную выгоду предложенного государством механизма софинансирования пенсионных накоплений. Так, например мужчина, начавший свою трудовую деятельность в 2008 году, и уплачивающий дополнительные страховые взносы самостоятельно в размере12 000 рублей в год на протяжении 10 лет сможет увеличить свои пенсионные накопления к моменту выхода на пенсию (2048 год) и размер  накопительной части пенсии более чем в 1,6 раза.

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ