События
Что такое социальная доплата и кто может на нее рассчитывать? Кому «советский» стаж увеличит пенсию? Какие полномочия получит Пенсионный фонд в новом году? Об этом и многом другом шла речь 14 октября в ходе пресс-конференции, организованной региональным Отделением Пенсионного фонда и НП «Областной пресс-клуб».

Социальную доплату получат более 80 тысяч жителей региона

– С 1 января 2010 года уровень материального обеспечения неработающего пенсионера не может быть менее прожиточного минимума, установленного для пенсионеров на территории региона, – обратился к журналистам заместитель управляющего Отделением ПФР по Волгоградской области Владимир Федоров. – В случае если уровень материального обеспечения не достигает прожиточного минимума, пенсионеру устанавливается социальная доплата к пенсии.

При определении общего уровня материального обеспечения неработающего пенсионера учитывается не только получаемая им пенсия, но и другие виды выплат:

  • Дополнительное материальное обеспечение;
  • Ежемесячные денежные выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);
  • Иные меры социальной поддержки, установленные законодательством региона (ежемесячные денежные выплаты региональным льготникам, ежемесячные денежные выплаты взамен льгот по ЖКХ, по квартирной плате и другие).


Социальная доплата может быть либо федеральная, либо региональная.

Если прожиточный минимум в регионе меньше, чем прожиточный минимум в России, устанавливается федеральная социальная доплата к пенсии, которая выплачивается органами Пенсионного фонда.

Если прожиточный минимум в регионе больше, чем прожиточный минимум в России, устанавливается региональная социальная доплата, которая выплачивается органами социальной защиты населения.

В Волгоградской области величина прожиточного минимума для пенсионера законодательно пока не определена, но ее прогнозируемая величина (4284 руб.) ниже прогнозируемой общероссийской (4780 руб.). Соответственно, в нашем регионе будет производиться федеральная социальная доплата к пенсии.

Социальная доплата устанавливается по заявлению неработающего пенсионера.

Исключение составят дети, не достигшие возраста 18 лет, получающие пенсию по случаю потери кормильца, которым социальная доплата будет устанавливаться в беззаявительном порядке со дня, с которого назначена соответствующая пенсия.

– По предварительным данным с 1 января 2010 года право на получение социальной доплаты будут иметь 83,1 тысяч жителей региона (11,5% от общей численности пенсионеров – 723,7 тысяч), – продолжила начальник управления организации назначения и выплаты пенсий ОПФР Елена Дзись. – Средний размер доплаты в целом по области составит – 849,20 руб.; по г. Волгограду – 870,32 руб., по городам области – 833,10 руб., по сельским районам области – 832,56 руб.

Самый высокий средний размер доплаты в Ольховском районе (921 руб.); самый низкий – в Еланском районе (741 руб.).

Максимальный размер выплаты составит – 3646,29 руб.

По диапазонам размера доплаты количество граждан составит: до 1000 рублей – 53,8 тысячи человек; от 1000 руб. до 2000 руб. – 28,3 тысяч человек, свыше 2000 руб. – более 1 тысячи человек.

Общеобластной объем денежных средств, который ежемесячно потребуется для выплаты социальной доплаты предположительно составит 70,4 млн. рублей.
Пример расчета социальной доплаты в Волгоградской области

С 1 января 2010 года сумма пенсии гражданки N с учетом индексации с 1 декабря 2009 г. и валоризации составит 3196 руб. 40 коп.

Помимо пенсии пенсионерка получает региональную выплату как ветеран труда 365 руб.

Итого общая сумма материального обеспечения – 3561 руб. 40 коп.

Общая сумма материального обеспечения гражданки N меньше регионального прожиточного минимума пенсионера (4284 руб.), следовательно, гражданка N имеет право на получение социальной доплаты.

Пенсионерка с 1 января 2010 года получит социальную доплату в размере 722 руб. 60 коп. (4284 руб. – 3638 руб. 40 коп.).

«Советский» стаж посчитают

С 1 января 2010 года органы Пенсионного фонда приступят к реализации Федерального закона от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования». Этим законом внесены изменения в 36 нормативных актов.

В целом, нормативный документ направлен на совершенствование системы пенсионного обеспечения. Государством намечен ряд действенных мер по повышению уровня материального обеспечения и социальной защищенности  своих граждан.

Одна из основных мер – проведение валоризации денежной оценки пенсионных прав граждан. Механизм валоризации, предусмотренный законом, будет применен ко всем трудовым пенсиям граждан, имевших стаж до 1 января 2002 года. Дата назначения пенсии никакого значения не имеет.

По существу, валоризация – это повышение на 10% первоначального пенсионного капитала граждан, сложившегося на 1 января 2002 года. Пенсионерам, которые имеют стаж работы в «советский» период, предоставлены дополнительные льготы – при определении процента увеличения помимо 10% им будет учтено по 1% за каждый полный год стажа до 1 января 1991 года. Причем стаж до 1991 года учитывается без каких-либо ограничений.

Увеличение пенсии в результате валоризации у каждого пенсионера будет определяться индивидуально в зависимости от суммы первоначального пенсионного капитала, рассчитанного с учетом продолжительности трудового стажа и величины заработной платы каждого конкретного пенсионера. Таким, образом, даже при одинаковой продолжительности «советского» стажа увеличение после валоризации у разных пенсионеров будет различным.

Упрощенно повышение можно подсчитать следующим образом: страховая часть пенсии на 1 января 2002 года индексируется на суммарный коэффициент индексации страховой части пенсии с 2002 по 2009 год – 3,6784, а затем – на процент валоризации.

Процент валоризации определяем так: при наличии 38 полных лет трудового стажа до 01.01.1991 г. увеличение после валоризации составит 10% + 38% за стаж до 1991 года. Общий процент валоризации – 48%. Именно на эту величину следует умножить проиндексированную страховую часть.

Если в приведенном примере гражданин имел максимально учитываемое соотношение заработков – 1,2, пенсия с 1 января 2010 года увеличится на 1860 руб.

По оценкам Отделения ПФР по Волгоградской области валоризация коснется 94% получателей трудовых пенсий, а это более 688 тыс. пенсионеров региона. Валоризация проводится в беззаявительном порядке по документам, которые имеются в пенсионных делах. В настоящее время все управления Пенсионного фонда нашей области ведут проверку документов с тем, чтобы ни один день трудового стажа гражданина не остался неучтенным.

В любом случае, в течение следующего 2010 года гражданин может обратиться в Пенсионный фонд и представить дополнительные документы о стаже. Валоризация по этим документам будет проведена с 1 января 2010 года.

Дополнительно на выплату увеличенных в результате валоризации размеров пенсии потребуется в среднем 690 млн. рублей в месяц или 8,3 млрд. в год.

С нового года – новые полномочия

В июле текущего года принят Федеральный закон № 212 «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Он содержит принципиальные для пенсионной системы изменения: окончательный переход на страховые принципы – замену ЕСН страховыми взносами. В отличие от ЕСН – налога, который поступал в федеральный бюджет, страховые взносы будут поступать напрямую в Пенсионный фонд. Важно, что это персонифицированные платежи, которые отражаются на индивидуальных лицевых счетах работников в системе индивидуального (персонифицированного) учета, осуществляемого Пенсионным фондом.

Таким образом, теперь созданы условия для долгосрочной сбалансированности пенсионной системы за счет установления зависимости между уровнями тарифа и пенсий.

Сегодня единый социальный налог, который предусмотрен для наполняемости социальных внебюджетных фондов, в том числе и Пенсионного фонда Российской Федерации, администрируется налоговыми органами.

Таким образом, Федеральная налоговая служба производит учет и контроль за уплатой страховых взносов и является администратором платежей по обязательному страхованию, а Пенсионный фонд осуществляет вторичный учет взносов.

Между тем существующее законодательство налагает на Пенсионный фонд обязанности по взысканию недоимки и разнесению на лицевые счета граждан, уплаченных за них взносов.

Такой порядок приводит к дублированию функций налоговыми органами и органами Пенсионного фонда. Страхователь находится между двумя контролирующими структурами.

C 1 января 2010 года единый социальный налог будет заменен страховыми взносами, и Пенсионному фонду вернут статус администратора страховых платежей в пенсионную систему и систему обязательного медицинского страхования. В результате будут снижены издержки межведомственного взаимодействия, исключено дублирование функций, совмещены финансовые и информационные потоки в системе обязательного пенсионного обеспечения.

C 2010 года страховые взносы будут уплачиваться страхователями по единой ставке с заработка, не превышающего 415 тысяч рублей в год на одного работника. Свыше этой суммы заработок страховаться не будет, и с суммы, превышающей 415 тысяч рублей, в год страховые взносы не уплачиваются.

Плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность работающих превышает 50 человек, будут обязаны представлять отчетность в электронной форме с электронно-цифровой подписью, что позволит значительно снизить трудозатраты и материальные затраты (бумага, картриджи) как со стороны страхователя, так и со стороны территориальных органов Пенсионного фонда.

Стоит отметить, что принятие новых норм закона несет очевидные преимущества для страхователя: направить отчет можно в любое время суток, не покидая своего рабочего места, тем самым срок сдачи отчетности продлевается до 24:00 последнего дня установленного законом.

Изменения законодательства упростили для Пенсионного фонда процедуру взыскания задолженности. Начиная с 1 января 2010 года территориальный орган Пенсионного фонда может принять решение о взыскании денежных средств с банковского счета должника в бесспорном порядке. Если на счете плательщика нет достаточной суммы или денежные средства отсутствуют, орган Пенсионного фонда вправе взыскать страховые взносы за счет имущества страхователя, направив в службу судебных приставов соответствующее Постановление.

Столь более жесткий порядок по отношению к неплательщикам устанавливается в целях защиты пенсионных прав граждан. К сожалению, сегодня многие страхователи не исполняют обязанности по уплате взносов, прикрываясь кризисом.

С принятием нового закона перед Пенсионным фондом ставится серьезная задача – обеспечить максимальное качество администрирования страховых платежей.

Сегодня для реализации этой задачи региональное Отделение ПФР обладает всеми необходимыми ресурсами.

Завершая пресс-конференцию, Владимир Федоров поблагодарил всех представителей масс-медийного сообщества за активное информационное сопровождение изменений пенсионного законодательства и выразил надежду, что о новых инициативах государства узнает каждый житель региона.
 

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ