ВЫДЕРЖКИ ИЗ ИНТЕРВЬЮ НАЧАЛЬНИКА ДЕПАРТАМЕНТА СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.Н. ДАНИЛОВА ДАННОГО ТЕЛЕКОМПАНИИ НТВ НА ТЕМУ: "СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ


А. Бахарев - Давайте начнем с постановления 264, которым утверждены правила финансирования. Какова роль Пенсионного фонда? Как вы будете его реализовывать?

В. Данилов - 5 мая 2007 года вышло наконец долгожданное Постановление Правительства РФ №264, которое определяет правила финансирования социальных программ. Пенсионному фонду даны определенные полномочия по организации этой работы, определенны критерии оказания этой помощи. В бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на этот год определенна сумма, которая выделяется на социальные программы - это 1 млрд. 450 млн. рублей. Этим постановлением прописываются все необходимые условия для организации этой работы Фондом. Имею в виду прежде всего финансирование социальных программ, определение критериев и конкретных направлений оказания этой помощи.

А. Бахарев - 1 млрд. 450 млн. рублей - это на всю страну?

В. Данилов - Да, эта сумма, скажем так, не очень большая для всей страны.

А. Бахарев - По официальным данным в стране 38 млн. пенсионеров.

В. Данилов - Здесь речь идет не обо всех пенсионерах - эта помощь направляется тем, кто в ней особо нуждается: неработающие пенсионеры, у которых нет иных источников дохода кроме пенсии, и инвалиды. Остановимся на некоторых цифрах. В частности, если говорить об адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, а у нас раньше было два направления в социальных программах:
    1. Укрепление материально-технической базы учреждений, которые занимаются социальным обслуживанием этой категории людей;
      2. Оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам.
В прошлом году, если взять последнее направление - помощь была оказана порядка 890 тыс. человек. Работа по оказанию этой помощи тоже регламентирована Постановлением Правительства, другими документами - это, прежде всего оказание помощи в связи с празднованием Дня Победы, в связи с проведением Дня инвалида, Дня пожилого работника, единовременная материальная помощь, помощь на газификацию.

А. Бахарев - То есть политика Пенсионного фонда направлена на унификацию всего и хотя бы на минимальную, но постоянную помощь пенсионерам?

В. Данилов - Если говорить о социальных программах, то это социальная поддержка тех людей, которые наиболее нуждаются в этой помощи. А это именно неработающие пенсионеры и инвалиды. Это не значит, что только Пенсионный фонд оказывает помощь, мы обычно присоединяемся к тем программам, которые ведутся в субъектах Российской Федерации.

А. Бахарев - При этом вы выезжаете, контролируете процесс?

В. Данилов - Обязательно. Есть жесткая и серьезная система контроля. В прошлом году выделено 2 миллиарда рублей, но хотелось бы больше, чтобы оказать помощь большему количеству людей. Тем не менее, эта сумма немалая и требует жесткого контроля. Во-первых, нас контролирует Счетная палата, другие контрольные органы, во-вторых, в самом Пенсионном фонде есть ревизионная комиссия, есть свои контролирующие органы в каждом отделении Пенсионного фонда.

А. Бахарев - А сами в командировки ездите, есть такая практика?

В. Данилов - Конечно, вот недавно я был в Пензенской области, в Нижнеломовском доме-интернате для детей с физическими недостатками…

А. Бахарев - Нижний Ломов…

В. Данилов - Вы были там?

А. Бахарев - Снимали там фильм…

В. Данилов - Вам понравились условия?

А. Бахарев - Надо признать, сделали ремонт…

В. Данилов - Вы обратили внимание, люди живут в достойных условиях. Есть солярий, бассейн…

А. Бахарев - Но там спонсорская помощь немаленькая…

В. Данилов - Да, но тем не менее основные работы были проведены за счет средств Пенсионного фонда. Кроме того, вы видели - детишки там талантливые… Я считаю, что такая помощь помогает им чувствовать себя достойно. Жить в достойных условиях.

А. Бахарев - А в домах престарелых бываете?

В. Данилов - Да, но сразу оговорюсь, мы бываем только там, куда доходят наши деньги. Какой смысл нам ехать туда, где мы не участвуем в социальных программах.

А. Бахарев - С проверкой приезжаете?

В. Данилов - Есть определенная практика, если в регион едет Председатель Правления, его замы, планируется посещение подобных учреждений. Это не только контроль, это рассмотрение и будущего.

А. Бахарев - Ваше личное мнение, нормально живут старики в доме престарелых?

В. Данилов - Туда, куда мы приезжаем, уже вложены серьезные средства и есть результаты. Вот, например, под Челябинском в "Каштаке" дом-интернат для инвалидов и престарелых типа имения, отделан сайдингом. Действительно, там достойные условия для проживания. Люди благодарят, говорят, что живут как в доме отдыха. Я не думаю, что люди будут врать. То есть в тех учреждениях социального обслуживания, где мы были, как правило, результаты на лицо. Естественно, мы все охватить не можем. Есть конечно, недостатки, но не вопиющие…

А. Бахарев - Странный факт - Вот есть Постановление, есть сумма в 1млрд. 450 млн., но получается, что Пенсионный фонд на социальные программы тратит в 180 меньше, чем на содержание своего аппарата…

В. Данилов - Здесь все определяет законодатель. Давайте разберем этот вопрос более детально. Эти деньги закладываются в бюджет Пенсионного фонда. Каков источник этих средств? Раньше это были недоимки и пенни по взносам, которые образовались до 1 января 2001 года, то есть на год начала пенсионной реформы. Этот источник постепенно себя исчерпал, и сейчас, когда принималось постановление Правительства о социальных программах на этот год, источником выступали суммы штрафов за нарушение законодательства, суммы пений и штрафов по страховым взносам, то есть это уже несколько иной источник, но так решил законодатель, и в законе о бюджете Пенсионного фонда определенна сумма 1млрд. 450 млн. Если бы это была большая сумма, да, у нас было бы больше работы. Но мы бы не возражали и с радостью работали. Кроме того, теперь из социальных программ выпало такое важнейшее направление как укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания пенсионеров и инвалидов. Мы этим больше не занимаемся. На будущие годы, сейчас идет рассмотрение бюджета на 3 года, в том числе и бюджета Пенсионного фонда, мы просим, чтобы были предусмотрены средства на это…

А. Бахарев - Пенсионный фонд для помощи старикам, но почему на свое содержание он тратит больше, чем на помощь старикам.

В. Данилов - Вы некорректно ставите вопрос, здесь абсолютно разные основания…

А. Бахарев - Как разные, вот на содержание аппарата отделений фонда намечено потратить 42 миллиарда 161 миллион 628 тысяч рублей, 42 - на отделения, а на помощь старикам - всего 1 миллиард 450 миллионов рублей.

В. Данилов - Не старикам, а неработающим пенсионерам и инвалидам. Я полагаю некорректно сопоставлять эти цифры по двум причинам.

А. Бахарев - Почему некорректно?

В. Данилов - Вы меня послушаете?

А. Бахарев - Да.

В. Данилов - Есть мощнейшая структура - Пенсионный фонд России, в котором работают десятки тысяч людей, есть учреждения. Это определенная оргтехника, заработная плата, это содержание зданий и помещений, мощный вычислительный центр - все это требует определенных средств. Эти средства определяются законом о бюджете Пенсионного фонда и закладываются, исходя из 2-х процентов, это не мое направление работы, но я уточню сейчас эту цифру, от того бюджета, который определяется Пенсионному фонду. Это первое.

Пенсионный фонд занимается рядом проблем, это собственно проблемы пенсионного обеспечения и огромный комплекс вопросов социальной направленности - это реализация 122 закона, закона о материнском (семейном) капитале и прочее. Эти средства, в первую очередь, нужны для того, чтобы эта дорогостоящая система функционировала, чтобы люди могли реализовать свое право на пенсионное обеспечение и получение иных социальных выплат. Не будет этих денег, система рухнет.

Теперь поговорим о том, что вы пытаетесь сравнить - о социальных программах. Источником их являются пенни, штрафы. Это не такая значительная сумма, как бюджет Пенсионного фонда, но так определил законодатель. Определит он другую сумму, в десять, в двадцать раз больше, мы будем это приветствовать. В данном случае мы правоприменительный орган, если законодатель принял, я считаю очень правильное решение о реализации социальных программ, мы сделаем все, чтобы воплотить это решение в жизнь. Другое дело мы сами не удовлетворены размерами этих средств. К нам идет масса запросов губернаторов, президентов республик, которые просят дополнительных средств, в частности на газификацию - это очень большие деньги. Мы же на газификацию можем выделить всего около 450 млн. рублей, так как есть другие проблемы - оказание помощи неработающим пенсионерам в связи с празднованием Дня Победы, в связи с проведением Дня инвалида, Дня пожилого работника, единовременная материальная помощь. Кроме того, предусмотрено оказание материальной помощи неработающим пенсионерам, пострадавшим в результате стихийных бедствий. На мой взгляд, сопоставлять эти цифры и сравнивать их - некорректно. Это так же, как сказать, зачем вам здания, техника - отдайте пенсионерам, они разово получат эту сумму, но потом система рухнет, это совершенно разные понятия.

А. Бахарев - старики получают 1 миллиард 450 миллионов рублей, если разделить условно, то получится в среднем….

В. Данилов - Еще раз говорю, вы неправильно считаете, есть определенный механизм. Органы социальной защиты предоставляют нам списки наиболее нуждающихся из числа неработающих пенсионеров.

А. Бахарев - Эти списки доступны, если их взять и поделить на эту сумму будет по 30 рублей на каждого.

В. Данилов - Вы берете всех пенсионеров.

А. Бахарев - Нет, по спискам соцслужб.

В. Данилов - У Вас ошибочная информация, в прошлом году адресная социальная помощь была оказана порядка 890 тыс. человек на сумму 735 миллионов рублей.

А. Бахарев - В бюджете Пенсионного фонда на реализацию государственной функции в области социальной политики - 211 млрд.

В. Данилов - А вы знаете, что это за деньги? Вы знаете, что есть ежемесячные денежные выплаты, они выплачиваются 17 млн. человек. Далее, иные социальные выплаты, проезд неработающих пенсионеров на северах и т.д. Это деньги не на содержание аппарата, это деньги, которые конкретно идут людям. Выплаты Героям Советского Союза, Героям социалистического труда, кавалерам трех орденов славы и т.д. - не аппаратные затраты, а социальные выплаты, которые предполагают выполнение иных функций, не связанных с пенсионным обеспечением - мы их называем социальные функции.

А. Бахарев - Проясните одну вещь, во всем мире пенсионные фонды тратят на свое содержание 5%…

В. Данилов - У нас получается намного меньше.

А. Бахарев - А если брать данные официальной статистики, получается, что Пенсионный фонд России тратит каждый 5 рубль поступающий…

В. Данилов - Алексей, у Вас неверные цифры, по-моему, порядка 2-х процентов на содержание, я готов уточнить эту цифру, это не мое направление. У нас этим занимается финансовый блок. Но говорю точно, эта цифра намного меньше. Если откровенно Вам говорить, я бы памятник поставил тем сотрудникам, которые работают - посмотрите какой у них размер заработной платы и какой объем работы.

А. Бахарев - Судя по домам, которые строит Пенсионный фонд…

В. Данилов - Какие дома? О чем вы говорите?

А. Бахарев - Офисы.

В. Данилов - Офисы это другое, это помещения, которые обслуживают пенсионеров, мы это делаем для людей. Я был на Ставрополье. Там, действительно, в районных центрах это лучшие дома. Это типа культурных центров. Там организуются выставки картин их внуков. Там чайные столики с печеньем и конфетами. Это типа центров досуга пожилых людей, которые там собираются и обсуждают свои проблемы. Что же в этом плохого? Вы считаете, что если это был барак, было бы лучше, соответствовало бы целям и задачам заботы об этих людях.

А. Бахарев - Железная логика.

В. Данилов - Да, у нас информационная система одна из самых развитых в стране. У нас есть возможность проведения видеоконференций. Но это не для того, чтобы начальник с начальником пообщался, это позволяет очень оперативно решать задачи, в том числе те проблемы, которые ставит Президент, Правительство, и мы их реализуем в максимально короткие сроки. Пример, наши льготники в соответствии со 122 законом имеют право на набор социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте. Раньше организацией бесплатного проезда занимались РЖД, и вдруг в прошлом году РЖД в силу финансовых и др. причин отказываются от этого. Пенсионному фонду было поручено создать за 2 месяца механизм, который позволил бы реализовать право граждан на бесплатный проезд. Бюджетных средств на это не было предусмотрено, а времени до 1 января оставалось 3 месяца. Порядка 8 миллионов человек должны были воспользоваться этим правом. Если бы у нас не было развитой информационной системы, мы не смогли бы в автоматическом режиме печатать справки, на основании которых выдавались бесплатные билеты, и тем самым решить эту проблему. Вы представляете, какие могли быть социальные последствия, если бы миллионы людей лишились бы этого права. Работая со счетами, мы не смогли бы реализовывать поставленные задачи.

А. Бахарев - Вот у чиновников Пенсионного фонда есть мамы, папы, бабушки, вот они сталкиваются с теми же проблемами, что и все пенсионеры? Получают такую же крохотную пенсию?

В. Данилов - Конечно, у нас не государственная служба и пенсии у наших сотрудников такие же, как и у большинства пенсионеров. Более того, и зарплаты небольшие.