“Солидарность” совместно с Пенсионным фондом России завершает серию публикаций об аспектах пенсионной реформы. Специалисты ПФР отвечают на вопросы, в том числе присланные в редакцию.

Будет ли сохранено право для многодетных матерей и матерей, воспитывающих детей-инвалидов, обращаться за назначением пенсии досрочно?

Да. Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости будет предоставлено: женщинам, родившим пятерых и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет; одному из родителей инвалида с детства, воспитавшему его до достижения им возраста 8 лет; опекунам ребенка-инвалида или гражданину, являвшемуся опекуном ребенка-инвалида, воспитавшим его до достижения им возраста 8 лет.

Каким образом и в какие сроки можно отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии? Что в этом случае произойдет с уже накопленными средствами?

Гражданам 1967 года рождения и моложе в 2014 - 2015 годах будет предоставлена возможность выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии: либо оставить 6%, как сегодня, либо отказаться от дальнейшего формирования накопительной части пенсии, тем самым увеличив тариф на страховую пенсию с 10% до 16%.

Таким образом, если гражданин отказывается от формирования пенсионных накоплений, тариф страховых взносов его работодателя в Пенсионный фонд России - в размере 22% - будет направляться на формирование его страховой части пенсии. Важно отметить, что даже в этом случае все сформированные на этот момент пенсионные накопления граждан будут по-прежнему инвестироваться и будут выплачены в полном объеме, с учетом инвестиционного дохода, когда граждане получат право выйти на пенсию и обратятся за ее назначением.

Подать заявление об отказе от формирования накопительной части пенсии можно до 31 декабря 2015 года.

Все ранее сформированные пенсионные накопления в системе обязательного пенсионного страхования, включая инвестиционный доход от их инвестирования, взносы в рамках программы софинансирования и суммы софинансирования государства, будут продолжать инвестироваться ПФР и НПФами и будут выплачены гражданам при их выходе на пенсию. Порядок назначения и выплаты сумм пенсионных накоплений не меняется.

Продолжает ли работу Программа государственного софинансирования пенсий?

Вступление в Программу государственного софинансирования пенсий новых участников прекращено 30 сентября 2013 года. Всем тем, кто стал ее участниками в установленном порядке, а это 15,8 млн россиян, государство обеспечит софинансирование взносов на будущую пенсию в течение 10 лет с года первого взноса - при условии, что их добровольные взносы составят не менее 2000 рублей в год.

ПФР продолжает прием и обработку платежей, разнесение их по индивидуальным лицевым счетам участников программы.

Бланк платежной квитанции с необходимыми реквизитами можно получить как в территориальном органе ПФР по месту жительства или в самом банке, так и скачать в соответствующем разделе сайта Пенсионного фонда.

Государство в полном объеме осуществило софинансирование добровольных взносов участников Программы за 2009 - 2012 годы. Общий объем взносов государства составил 15,684 млрд рублей. В 2013 году участники Программы внесли на свои пенсионные счета 12,8 млрд рублей. Первый взнос по Программе тем, кто вступил в нее, но не сделал его ранее, можно внести в течение 2014 года.

Не случится ли так, что миллионы людей будут лишены права на пенсию по старости, потому что не смогут заработать либо 15 лет стажа, либо 30 пенсионных коэффициентов?

Для таких заключений не имеется оснований. В настоящее время средний стаж, с которым человек выходит на пенсию, составляет 34 года. Тем самым условие по 15-летнему стажу выполнимо. При этом необходимо учитывать, что в страховой стаж включаются не только периоды работы, но и так называемые нестраховые периоды, связанные с выполнением определенной общественно-полезной, социально-значимой деятельности. Таких периодов восемь: срочная воинская служба, безработица, уход за инвалидом или престарелым, детьми-инвалидами, временная нетрудоспособность, уход за детьми и др.

Что касается условия о наличии 30 пенсионных коэффициентов, то данная мера призвана легализовать рынок труда и обратить внимание граждан на важность “белой” зарплаты для формирования пенсионных прав, стимулировать граждан к законной занятости, к выходу “из тени”.

Отметим, что при получении гражданином средней заработной платы данное условие выполняется менее чем за 10 лет работы, а при зарплате не ниже максимально взносооблагаемой зарплаты - за 3 - 4 года даже в переходный период.

Выходит, что люди, выбравшие накопительную пенсию и отказавшиеся от ее формирования, ставятся в неравные условия? Ведь и те, и другие поставлены в единые условия назначения страховой пенсии - 30 пенсионных коэффициентов. И если при отказе от формирования пенсионных накоплений можно в год при высокой зарплате заработать 10 ПК, то при направлении в накопительную часть 6-процентного тарифа страховых сборов - только 6,25. При этом, не заработав права на страховую пенсию по старости, гражданин не получит и сформированные пенсионные накопления.

Исходя из самой природы права выбора, пенсионные права граждан, по собственному желанию формирующих пенсионные накопления, не могут формироваться идентично правам лиц, выбравших только солидарную пенсионную систему. Вопрос - как может лицо, направляющее 6 процентов тарифа страховых взносов на пенсионные накопления, то есть извлекающее их из общей солидарной системы обязательного пенсионного страхования, иметь одинаковый механизм формирования пенсионных прав с человеком, который в полном объеме направляет страховые взносы в распределительную систему? Такой подход нарушал бы принцип равенства в отношении участников распределительной солидарной пенсионной системы. Именно поэтому предусматривается, что максимальное количество пенсионных коэффициентов у лица - участника накопительной системы не может превышать 6,25 за год. Это математический расчет, исходя из величины индивидуального тарифа уплачиваемых страховых взносов.

Почему новая пенсионная формула сложная и непонятная? В ней много составляющих и много переменных. Обычный человек никогда не сможет рассчитать размер будущей пенсии, потому что никто не знает, какой будет стоимость пенсионного коэффициента.

Простых пенсионных формул нет, если речь идет об индивидуальном формировании пенсионных прав, а не о назначении социального пособия. Действующая пенсионная формула еще более сложная, обычный человек не может сам рассчитать размер своей будущей пенсии.

На первый взгляд, формула сложная для восприятия. Но это не так. Для того чтобы знать будущий размер своей пенсии, гражданин должен иметь данные о своей заработной плате, максимальной заработной плате, подлежащей обложению страховыми взносами, а также о стоимости пенсионного коэффициента, величине фиксированной выплаты. Все эти данные будут публичны, и заинтересованный гражданин вполне может их отслеживать. В отношении стоимости коэффициента надо знать главное правило - каждый год он будет расти, исходя из уровня роста цен в стране, то есть инфляции как минимум, и роста доходов Пенсионного фонда в расчете на одного пенсионера. Поэтому, зная изначальную величину коэффициента и прогнозы по инфляции, реально определить его предполагаемый размер в конкретном году обращения за назначением пенсии.

Одновременно хотелось бы отметить, что учет пенсионных прав в коэффициентах, а не в “живых” рублях (как сейчас), позволяет защищать пенсионные права граждан эффективнее, так как очевидно, что один рубль в 2013 году по своей покупательной способности будет заметно отличаться от одного рубля, к примеру, в 2037 году.

Стоимость пенсионного коэффициента (премиального и годового) будет ежегодно определяться федеральным законом. В 2015 году его стоимость - 64,10 рубля.

Действующая пенсионная формула фиксирует пенсионные обязательства государства перед человеком в рублях, а новая - в относительных величинах - в пенсионных коэффициентах; стоимость последних можно снижать по решению государства.

Это неправда, потому что стоимость балла всегда выражена в рублях.

Стоимостью балла манипулировать нельзя - она будет определяться правительством РФ в строгом соответствии с методикой и соответствующим федеральным законом, точно так же, как сейчас определяются уровни индексации расчетного пенсионного капитала и индексации пенсий. При этом стоимость балла будет ежегодно расти на уровень не ниже инфляции в предшествующем году. Из предлагаемых норм следует, что коэффициент следующего года никак не может быть ниже коэффициента предыдущего года, а только выше - поскольку учитываются инфляция и доходы Пенсионного фонда. (Если в ПФР пришло больше страховых взносов - значит, эти средства будут распределены в пользу застрахованных.)

Чем дольше люди работают, тем меньше пенсию они получат, потому что чем больше в системе копится индивидуальных коэффициентов, тем меньше стоимость одного пенсионного коэффициента. Пенсии будут снижаться.

Чем дольше люди работают, тем больше страховые платежи в Пенсионный фонд России, тем выше его доходы. Следовательно, тем выше стоимость пенсионного коэффициента, которая и зависит от доходов системы обязательного пенсионного страхования.

С другой стороны, существенный размер страхового стажа застрахованных лиц в условиях новой пенсионной формулы не приведет к значительному росту индивидуальных пенсионных коэффициентов в системе ввиду отсутствия в формуле повышающих коэффициентов за стаж до достижения пенсионного возраста. Прогнозное количество ИПК на 2015 год - 2864 млн ед., на 2030 год - 3377 млн ед.