ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРО НОВЫЙ ЗАКОН О ПЕНСИЯХ

"Российский Инвестиционный Форум", 16.02.2018, Выступление Председателя Правления ПФР Антона Дроздова на сессии "Цифровая экономика: проблемы и перспективы нормативного регулирования"

Сергей Плуготаренко: Отлично, спасибо за поддержку. Антон Дроздов, Пенсионный фонд Российской Федерации.

Антон Дроздов: Ну, у меня просто… Я согласен, что действительно основа экономики – это добавленная стоимость, но, наверное, слишком узко говорить о том, что добавленную стоимость получаем мы только от цифровых технологий. Наверное, все-таки и связанных с ними каких-то технологий, потому что, наверное, дальнейшее развитие будет идти этой темы.

Сергей Плуготаренко: Отлично, то есть связанные отрасли, зависимые отрасли, как их по-разному называют, кто-то говорит термин «Интернет+». Отлично.

Сергей Плуготаренко: Переходим к блоку три – стараемся придерживаться нашего регламента. Он называется «Что и как будет сделано», но на самом деле хочу сконцентрироваться здесь на паре кейсов, которые нам представят представители наиболее значимых социальных институтов страны. Вот первым у меня запланировано выступление председателя Пенсионного фонда Российской Федерации, который позиционируется не просто как один из важнейших институтов оказания социальных услуг населению, но и крупнейшая, такая, IT-корпорация, поскольку там создана, постоянно функционирует некая платформа, высоконагруженная, объединяющая вот, как я прочитал на сайте, с одной стороны, сотни тысяч специалистов – около 100 тыс. специалистов, которые постоянно с этой системой взаимодействуют, с другой стороны, конечно же, миллионы граждан, которые через онлайн с этой платформой также взаимодействуют. Вот, ну, наверное, узнать, как это все работает, не столько интересно, а было бы правильно, наверное, послушать, какие существуют революционные прогнозы, кейсы, тренды, которые видит Пенсионный фонд, и я бы хотел нашему следующему спикеру, Антону Дроздову, председателю правления Пенсионного фонда, может быть, как-то старгетировать вопросы в сторону возможностей роботизации в рамках этой платформы: какие вы видите в ближайшей перспективе системы искусственного интеллекта, виртуальных помощников, существует ли здесь какая-то проблема, связанная с нормативным регулированием, какие есть препятствия. Антон Викторович, вам слово.

Антон Дроздов: Спасибо. Действительно, мы находимся в, так сказать, постоянном взаимодействии с миллионами граждан и с бизнесом, и с организациями, и… то есть, мы стоим, как бы, на внешнем контуре государственного управления и осуществляем вот то самое взаимодействие, те самые государственные услуги, которые там, ну, грубо говорить, государство должно делать эффективно и так далее. Конечно, мы считаем, что, вот, программа «Цифровая экономика» – такая очень своевременная история, потому что нам до этого момента, я хочу честно вам сказать, что как-то каждый немножко был, ну, несмотря на такую координирующую роль Минсвязи и Министерства экономики, но вот все равно новые технологии внедрялись… внедряли каждый поодиночке. И, на наш взгляд, основными направлениями, вот которые… над которыми мы сейчас работаем и в принципе по которым мы просим, конечно же, уважаемых коллег, которые занимаются нормативным регулированием, конечно, принять наконец эти законы, являются вот частью взаимодействия с гражданами. Конечно же, это вопросы удаленной идентификации – я хочу сказать, что вот принято решение, что, возможно, вот принят закон для кредитных организаций, но для таких организаций, как наша, он не принят. Что такое удаленная идентификация? У нас персональные данные в базе данных, да. Человек звонит или там связывается с Пенсионным фондом, мы без удаленной идентификации не можем ему оказать услугу, поскольку мы не понимаем, на том конце у нас Иванов или Сидоров, да. Мы придумываем разные свои идентификации, да, в частности, через iPhone и так далее… Кстати, каждый может скачать это приложение Пенсионного фонда, посмотреть свой личный кабинет, зайти в права. Но хотя это хотелось бы делать более, так сказать, более современным образом, оказывать более массовые услуги, поэтому мы считаем, что вот это направление должно быть не только для банков, но и для всех таких организаций.

Что касается искусственного интеллекта и что касается больших данных – здесь, конечно же, на первый план вступает вопрос сохранения. Вот, значит, пенсионное дело хранится 75 лет. У нас полностью электронное пенсионное дело внедрено, однако вопросы хранения, электронного хранилища, сколько живет электронная подпись, – вот эти вопросы, на наш взгляд, очень важны и как бы их нужно решать, потому что мы сейчас в порядке эксперимента у себя делаем определенные, так сказать, решаем эти вопросы и готовы поделиться, но нам необходима здесь помощь, потому что… как сохранить, какие гарантии и так далее. Конечно же, есть вопросы, связанные с искусственным интеллектом, мы… и, как я уже говорил, например, расчет пенсии – дело очень сложное, и, если я вам скажу, что вот мы считали максимальное количество запросов, которые мы можем послать, вот мы брали профиль пенсионера и, видите, у нас получалось, чтобы удовлетворить его запросы и начислить ему пенсию, нужно послать запросы в 38 организаций. Вот так, к сожалению, у нас сделано законодательство, мы его упрощаем, но, мне кажется, это под силу только в случае, если у нас будет работать искусственный интеллект, и мы сейчас работаем над этим вопросом, а также все эти организации будут с нами связаны и в электронном виде смогут там очень быстро ответить. Поэтому здесь нам необходимо, конечно же, чтобы весь государственный сектор, все эти организации имели, так сказать, равные возможности, были с нами интегрированы, разговаривали с нами на одном языке, и здесь я буду говорить об инфраструктурных ограничениях, которые существуют. Значит, например, мы сделали… ввели единую государственную информационную систему социального обеспечения, которая объединяет возможности всех социальных услуг в том числе субъектов Российской Федерации, муниципалитетов. Мы уже получили определенный эффект, однако для подключения, например, к СМЭВ 3.0 выяснилось, что она не имеет ту пропускную способность и мы пока не можем в полной мере решать все проблемы. Мне кажется, здесь нам необходимо все, что касается инфраструктурных ограничений, также на это посмотреть и сделать необходимые для себя выводы.

Ну и, конечно, я хочу сказать, это безопасность системы. Вот, система, содержащая персональные данные, подвергается постоянным атакам, постоянно имеет такие риски, и, конечно же, вот есть специальная группа по безопасности, которая существует в рамках нашей там… в рамках экономики цифровой, мы принимаем там участие и хотим сказать, что нас это волнует, мы защищаем свои системы, хотелось бы, конечно, чтобы и здесь было отрегулировано. Вот коллеги говорят: «Давайте отдадим персональные данные бизнесу». Вот давайте примем тогда решение: либо мы не защищаем и тогда тратим деньги на защиту, либо мы – мы отдаем те самые данные – либо мы защищаем и имеем какие-то алгоритмы. Вот здесь мне кажется…

Сергей Плуготаренко: Либо мы отдаем обезличенные данные.

Антон Дроздов: Либо отдаем обезличенные. Вот здесь, мне кажется, тоже очень большой вопрос, потому что как бы нам необходимо здесь очень сильно в нормативном плане определиться, потому что у нас, мне кажется, здесь есть определенные разные направления… разные направления работы.

Ну и, конечно, использование разного рода роботов – имеется в первую очередь интернет-роботов, и, как я уже говорил, порядка 80% которых… вопросов, которые приходят в наш колл-центр от граждан, – они типовые, и, собственно, мы сейчас занимаемся переводом их на роботизированную платформу, которая позволяет гражданину получить ответы на свои вопросы, не загружая как бы наших сотрудников, и таким образом мы повысим эффективность.

В целом, я хотел бы сказать, что возможности внедрения цифровой экономики, они имеют очень серьезный эффект. Для граждан это, конечно же, возможность взаимодействия с госорганами, получение услуги, не выходя вообще из гаджета, эффективно и как бы без лишних затрат времени. Для работодателей это, конечно же, отчетность, передача информации напрямую без предоставления отчетности, как бы из учетных регистров оно. Мне кажется, это будущее, и вот по нему мы и идем, в частности, для индивидуальных предпринимателей, для малого бизнеса тоже во многом реализовано, вот сейчас работаем с крупными компаниями, и, таким образом, мне кажется, что это серьезно разгрузит их. Внутри государственного сектора это, конечно же, уничтожение многочисленных форм отчетности. От регионов в центр, от центра в регионы – это бесконечные запросы. Сбор онлайн-статистики, передача ее для…в те органы, которые занимаются анализом и принятием решений, должен передаваться автоматически. Например, мы с введением таких ресурсов, как ЕГИССО и ФРИ, уже реализовали часть этого функционала, можете посмотреть, есть открытые данные и о численности инвалидов, и о численности пенсионеров, о численности льготников и так далее. Раньше, чтобы получить информацию, нужно было отправлять запросы, сейчас она доступна. Есть даже сейчас более глобальный сектор, который сейчас доступен министерствам и ведомствам, имеющим дополнительный функционал, мне кажется, это очень такое правильное направление. Это позволит и государству эффективно работать.

И в заключение я хотел бы подсказать коллегам, которые говорят, что вот как сложно и трудно принимать законы. На самом деле я хотел сказать, что не избежать вот этого пути, что вот мы получили два листа замечаний, семьдесят листов замечаний. Если вы не докажете обществу, всем, и объясните, что вот вы предлагаете, правильно, то закон не будет принят, поэтому невозможно сесть в кругу двадцати человек, написать закон, считать его верным, ни с кем не согласовывать, прийти в Госдуме… Надо обществу об этом рассказать. И второе я хотел сказать, что люди у нас разные: если мы будем, как бы, сильно увлечемся цифровизацией и будем это делать быстро, то мы… понимаете, у нас есть люди восьмидесятилетние, там, семидесятилетние, которые просто в силу каких-то причин не могут так быстро успевать, и мы, конечно же, должны учитывать и их интересы. Поэтому при цифровизации нам необходимо, как бы, какое-то время сохранять и старые способы взаимодействия: мы должны в первую очередь ориентироваться на наших людей.

Сергей Плуготаренко: Благодарю вас, Антон Викторович. Насколько я знаю, вам нужно перемещаться в соседнюю панель или планы поменялись, вы с нами остаетесь, отлично.

Антон Дроздов: Остаюсь с вами и хотел сказать, что вот очень интересная дискуссия. Вот мне кажется, вы – вот еще важный момент – что надо усилить координацию прежде всего федеральных органов для этой работы, потому что здесь еще, мне кажется, речь идет и о кадрах. Вот кадры, во всех органах занимающиеся цифровизацией, необходимо так же обучать, как мы обучаем всех остальных, потому что мы все единая команда и мы должны думать и идти вместе.

Сергей Плуготаренко: Отлично, это прямо такой замечательный переход к следующему нашему спикеру.

Источник: "Российский Инвестиционный Форум"

Сколько пенсионных баллов может быть начислено Вам за 2018 год?

Максимальное количество баллов за 2018 г. – 8,70.

Рассчитайте количество баллов!

Введите размер Вашей ежемесячной заработной платы до вычета НДФЛ:

 

Результат расчета

Для расчета укажите Вашу зарплату и нажмите кнопку «Рассчитать».

Введите зарплату выше, чем минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации в 2018 году - 9 489 рублей.
7,83

Количество пенсионных
баллов за год:

Что это значит?