СНИЛС — это страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования.

По номеру СНИЛС работодатель уплачивает страховые взносы в ПФР для формирования Вашей пенсии. Но СНИЛС нужен не только для этого - он необходим для получения государственных услуг и льгот, получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде, сокращения количества документов при получении различных услуг и др. используется не только для целей обязательного пенсионного страхования. Поэтому его необходимо получить и взрослым, и детям.

При первичном обращении за СНИЛС срок его изготовления составит 3 недели. В иных случаях – 2 недели. В некоторых клиентских службах ПФР уже сегодня СНИЛС можно получить в момент обращения. Количество таких клиентских служб будет увеличиваться.

Как получить
При устройстве на работу. При заключении трудового договора или договора гражданско-правового характера работодатель в течение двух недель отправляет данные сотрудника и заполненную анкету в территориальный орган ПФР. Страховое свидетельство со СНИЛС оформляется в течение трех недель, передается сначала работодателю, который выдает его сотруднику.
Самостоятельно в ПФР или МФЦ по месту регистрации или фактического проживания, если между ПФР и МФЦ заключено соглашение о взаимодействии. Необходимо предъявить паспорт и заполнить анкету. В этом случае оформление страхового свидетельства со СНИЛС занимает три недели. Такую же процедуру проходят те, кто добровольно делает отчисления на свою будущую пенсию в Пенсионный фонд России за себя или за другого человека.
Для получения страхового свидетельства со СНИЛС для ребенка до 14 лет мама или папа с собственным паспортом и свидетельством о рождении ребёнка могут обратиться в Пенсионный фонд России или МФЦ по месту жительства или фактического проживания, если между ПФР и МФЦ заключено соглашение о взаимодействии. В ПФР нужно заполнить анкету, и не позднее чем через три недели Вы получите для своего ребенка страховое свидетельство со СНИЛС. Дети старше 14 лет могут обратиться самостоятельно со своим паспортом.
Как заменить

Личные данные, указанные на «зеленой карточке», должны соответствовать данным паспорта, поэтому при смене фамилии необходимо поменять страховое свидетельство на новое.

Для этого в ПФР по месту регистрации или фактического проживания подается (через работодателя или лично) заявление об обмене страхового свидетельства. Прежнее страховое свидетельство прикладывается к заявлению. Все изменения отражаются на индивидуальном лицевом счете гражданина, и ему выдается страховое свидетельство с тем же СНИЛС, но с измененной, например, фамилией.

Как восстановить

СНИЛС предоставляется каждому гражданину один раз и навсегда и закрепляется только за ним. А вот саму «зеленую карточку» можно и потерять.

Если случилась такая неприятность, восстановить свидетельство просто.

Если вы работаете, обратитесь в отдел кадров с заявлением о выдаче дубликата.
Если вы относитесь к категории самозанятого населения (индивидуальный предприниматель, адвокат, нотариус и т. д.), обратитесь в ПФР по месту своей регистрации в качестве страхователя с заявлением о выдаче дубликата. Неработающие граждане должны подать заявление о восстановлении «зеленой карточки» в Пенсионный фонд России по месту регистрации или фактического проживания.

В течение месяца со дня обращения гражданина или работодателя на основании данных индивидуального лицевого счета будет выдан дубликат страхового свидетельства.