Все – о новой пенсионной реформе. Интервью управляющего Отделением Олега Исакова в газете "Северная Осетия" (№ 220).

Опубликовано 29 ноября 2012 16:12

Обновлено 05 мая 2024 01:25

Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации разрабатывалась в соответствии с Указом Президента, Министерством труда России и Пенсионным фондом РФ совместно с заинтересованными ведомствами.
Этот документ вызвал большой общественный резонанс и в нашей республике, доказательство чему – многочисленные вопросы жителей, поступающие в Пенсионный фонд Северной Осетии и в газету «СО». Мы обратились к управляющему Отделением Олегу ИСАКОВУ с просьбой прокомментировать наиболее часто задаваемые вопросы.

– Олег Русланович, за последние годы пенсионная система так много раз реформировалась, что вполне логичен вопрос: а зачем нужна очередная реформа? Чем не устраивает действующая система?

– Затем, что остались нерешенные ранее проблемы российской пенсионной системы, не обеспечен пока социально приемлемый уровень пенсий россиян, нет четкого представления о средне- и долгосрочной перспективах.

Напомним, что ключевые преобразования в пенсионной системе произошли в 2002 году. В ее основу были положены страховые принципы, была изменена система формирования и учета пенсионных прав, введен накопительный компонент обязательного пенсионного страхования. С 1 января 2010 года была проведена валоризация (переоценка пенсионных прав граждан старшего поколения, сформированных до 1991 года), а единый социальный налог заменен страховыми взносами напрямую в ПФР и другие социальные внебюджетные фонды.

Между тем анализ показывает, что эта система не столь эффективна, ибо ключевые вопросы до сих пор так и не решены.

Кроме того, отсутствуют достаточные страховые источники для поддержания размера трудовых пенсий на социально приемлемом уровне и в долгосрочной перспективе.

– Какие задачи должна решить реформа в интересах людей, получающих пенсию? 

– Их несколько. Но при равноценности задач начал бы с главной, на мой взгляд. Это обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% (при нормативном страховом стаже и средней заработной плате). Речь идет о достижении приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах; об обеспечении совокупного минимального дохода пенсионера на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионера, а также среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5-3 его прожиточных минимумов. Предусматривается поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для работодателей с единым тарифом страховых взносов для всех категорий работодателей. Необходимо обеспечить баланс между формируемыми пенсионными правами и источниками их финансирования. Реформа должна обеспечить развитие трехуровневой пенсионной системы: государственная пенсия – корпоративная – частная (с упором на два последних уровня для высокооплачиваемых граждан) и повысить эффективность накопительной составляющей.

– Читателей интересует, на каких основных принципах будут формироваться их пенсионные права?

– Этих принципов три: адекватность пенсионных прав заработной плате гражданина объему страховых взносов, которые уплачиваются за него (в том числе при его непосредственном участии); учет продолжительности трудового стажа и возраста выхода на пенсию; обеспечение минимальных пенсионных гарантий не ниже величины прожиточного минимума пенсионера.

– Олег Русланович, отвечая на один из вопросов, вы упомянули о «социально приемлемом» уровне, на достижение которого ориентирована стратегия. Каким должен быть, этот уровень?

– Он соответствует международным стандартам и предусматривает 40-процентный коэффициент замещения утраченного заработка пенсией для основной когорты лиц, выходящих на пенсию. А также обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости на уровне 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера. 

– Стратегия долгосрочного развития вводит новое правило формирования пенсии: 40 – 20 – 40 – 20. Что это значит?

– Расчеты показывают, что коэффициент замещения заработка трудовой пенсии на уровне 40% обеспечивается при 40 годах трудового стажа и уплате с него страховых взносов в 20% от заработной платы. Для расчета размера пенсии брался период нахождения на пенсии, равный 20 годам (это расчетная величина, т.к. выплата пенсий носит бессрочный, пожизненный характер; на 2013 год законодательно утвержден период нахождения на пенсии – 19 лет (сейчас среднестатистический срок нахождения на пенсии составляет 21 год).

При этом для представителей среднего класса будут созданы условия для достижения адекватного их заработкам уровня пенсий за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах.

– Читатели интересуются, почему не определен нормативный стаж, необходимый для получения максимальной пенсии, хотя это очень важный момент… 

– Правительство страны по поручению Президента РФ прорабатывает вопрос снижения нормативного стажа с 40 до 35 лет. Он будет дополнительно рассчитываться после принятия принципиального решения о реформировании пенсионной системы в соответствии со Стратегией долгосрочного развития. Кстати, для справки: в среднем по Российской Федерации средний стаж людей, выходящих на трудовую пенсию, равен сегодня 32 годам.

– Не является ли требование к нормативному стажу фактическим повышением пенсионного возраста? Или, наоборот – причиной реального снижения размера пенсий? Женщинам будет трудно совместить выработку 40-летнего стажа с рождением и воспитанием детей.

– Стратегия не предусматривает повышение общеустановленного пенсионного возраста. У женщин сохранится право выхода на пенсию в 55 лет, у мужчин – в 60 лет. Но чем позднее гражданин будет выходить на пенсию и чем продолжительнее у него будет трудовой стаж, тем выше у него будет размер трудовой пенсии. Если трудовой стаж будет меньше 40 лет, то и пенсия будет ниже, чем 40% от среднего заработка. Ну а пока, повторяю: нормативный стаж, необходимый для получения максимального размера пенсии в рамках государственной системы обязательного пенсионного законодательства, не определен.

– Сохранится ли льгота при назначении трудовой пенсии по старости, будут ли включены в страховой стаж периоды службы в армии, ухода за ребенком и др.? 

– Изменение законодательства не планируется. Такие периоды по-прежнему будут входить в стаж при расчете размера пенсии и засчитываться в страховой стаж в случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР.

– Вполне понятна тревога работающих пенсионеров: будут ли и дальше выплачиваться им пенсии?

– Да, будут. В перспективе возможно ограничение на выплату пенсии или части пенсии работающего пенсионера, если его зарплата будет выше средней.

– О чем говорит необходимость реформы накопительной системы в рамках обязательного пенсионного страхования? О том, что она себя не оправдала?
– Накопительный компонент системы обязательного пенсионного страхования существует с 2002 года. Он формируется у граждан 1967 года рождения и моложе за счет взносов работодателей в размере 6% от фонда оплаты труда. Средства пенсионных накоплений не участвуют в солидарной системе, не идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Они инвестируются частной или государственной управляющей компанией или негосударственным пенсионным фондом – по выбору гражданина.
Средствами пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования сегодня в т.ч. управляет частный бизнес, при этом все риски невыплаты этих средств гражданам ложатся на государство. Государство вынуждено регулировать и нести ответственность за весь процесс формирования пенсионных накоплений – от их сбора до результатов инвестирования. Вынужденная жесткость регулирования зачастую снижает эффективность инвестирования.

– Правда ли, что накопительная система будет отменена, а все уже сформированные пенсионные накопления молодых пойдут на выплату текущих пенсий? 

– Ключевое положение стратегии – пенсия с коэффициентом замещения в 40% у всех граждан должна формироваться в солидарной системе. При этом, стратегия не отменяет накопительную систему, как таковую. Она предлагает поэтапный перевод накопительной части из плоскости публичных обязательств государства в более гибкий формат – корпоративную и добровольную систему.


ДЛЯ СПРАВКИ:

Свыше 80% граждан, имеющих пенсионные накопления по обязательному пенсионному страхованию, не пользуются своим правом выбора управляющей компании или НПФ. Средства их пенсионных накоплений по умолчанию инвестируются государственной управляющей компанией в низкорисковые и низкодоходные финансовые инструменты.


Все уже сформированные пенсионные накопления граждан будут выплачены в полном объеме, с учетом инвестиционного дохода, когда эти граждане получат право выйти на пенсию и обратятся за ее назначением. Пенсионные накопления будут выплачиваться в виде накопительной части пенсии или единовременной пенсионной выплаты. 

– Первый опыт уже существует?

– Да, ПФР осуществляет выплату средств пенсионных накоплений гражданам, имеющим право на такую выплату (имеющим пенсионные накопления и вышедших/выходящих на трудовую пенсию). С июля 2012 за выплатой пенсионных накоплений уже обратились свыше 1,3 миллиона россиян, а в Северной Осетии – порядка 900 человек.

– Если стратегия будет реализована, люди какого возраста ощутят на себе первыми ее положительный результат?

– Сначала – пенсионеры. Потому что первым результатом будет сохранение тех темпов роста среднего размера пенсии в стране, которые достигнуты в Российской Федерации последние годы, т.к. при сохранении нынешних правил развития пенсионной системы размер пенсий реальный по отношению к прожиточному минимуму будет падать.
Другой результат будет ощутим в среднесрочной перспективе, за пределами 2020 года. Пенсионная формула будет распространяться и работать для более широкого круга лиц и профессиональных категорий. Новое пенсионное правило будет работать в первую очередь для людей, которые начали формировать свои пенсионные права после 2002 года, в рамках новой пенсионной системы.

– Правда ли, что будут ликвидированы досрочные пенсии для людей, занятых на вредных и опасных производствах?

– Нет, конечно. Институт досрочных пенсий сохраняется. Вопрос в другом: кто будет платить льготные пенсии? Вся страна, как раньше? Или работодатели–владельцы производств, заинтересованные в сохранении таких рабочих мест?
Действующий институт досрочных пенсий не содержит страхового источника для выплат досрочных пенсий. Все страхователи платят одинаково, тариф для всех работодателей не зависит от того, в какое время выходит их работник на пенсию – в 45, 50, 55 или в 60 лет. Т. е. гражданин получает пенсию на несколько лет позже других граждан, а страховые взносы за него вносятся по общему тарифу, но меньший период времени. К тому же, у работодателей–владельцев вредных производств отсутствует заинтересованность в том, чтобы улучшать условия труда на этих рабочих местах, модернизировать производство.

– Что будет с теми людьми, у кого уже есть половина или больше стажа, дающего право на досрочную пенсию?

– Все пенсионные права, заработанные до изменения законодательства, будут сохранены и учтены при назначении гражданам пенсии.

– Сейчас существуют списки вредных и опасных производств, работники которых имеют право на досрочную трудовую пенсию по старости. Будут ли они пересмотрены?
Списки № 1 и № 2 пересматриваться не будут. Ключевой вопрос – в аттестации конкретного рабочего места, оценке конкретных условий труда. Ни для кого не секрет, что часть профессий из списков № 1 и № 2 уже в силу технического прогресса перестали быть вредными. Порядок аттестации будет разработан правительством с участием профсоюзов и работодателей. Предполагается предоставить представителям работников действенные механизмы аттестации рабочего места, чтобы можно было установить, действительно ли данное рабочее место, по профессии включенное в список, является вредным. А профсоюзам, представителям работников в случае, если они не согласны с результатом аттестации этого рабочего места, дать возможность обжаловать это решение, произвести экспертизу более высокого уровня для того, чтобы еще раз убедиться в его справедливости или установить обратное. 

– Говорят, что новая формула расчета пенсионных прав приведет к уравниловке, пенсии будут у всех примерно одинаковые...

– Это всего лишь разговоры. Те, у кого будет высокая зарплата и длительный стаж трудовой деятельности, будут получать пенсию в существенно большем размере, чем те, у кого «короткий» трудовой стаж или низкая зарплата. Это справедливо, когда размер пенсии прямо зависит от предшествующей зарплаты и стажа.
Предлагается осуществлять подсчет достигнутого стажа и заработка за каждый год работы гражданина. При этом 40% замещения пенсией заработка будут гарантированы тем, кто имеет нормативный страховой стаж и среднюю заработную плату. В настоящее время количество наших граждан, получающих среднюю заработную плату и ниже, более 70%. То есть для таких граждан новая пенсионная формула будет абсолютно справедлива. А для тех, кто получает более высокую заработную плату, появится возможность формировать свои дополнительные пенсионные права в корпоративных и добровольных системах. 

– Если гражданин работает меньше 40 лет и получает низкую зарплату, какой будет его пенсия?

– Он получит право на назначение и получение трудовой пенсии по старости при достижении общеустановленного пенсионного возраста (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин), при этом размер его трудовой пенсии не будет ниже прожиточного минимума пенсионера. Далее его пенсия будет индексироваться по общим правилам для трудовых пенсий по решению государства.

– Олег Русланович, сегодня вы ответили на вопросы, которые звучат в редакционной почте «СО» чаще других. Однако это не исключает продолжения разговора, ведь тема по сути многогранна настолько, что в равной мере интересует как людей преклонных лет, так и молодых.

– Значит, продолжение следует. Готов ответить на любой вопрос, с которым читатели «СО» обратятся либо к вам, в редакцию, либо к нам, в Пенсионный фонд.

Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта. ОК