Российская газета, 02.10.2008, интервью управляющего ОПФР по Челябинской области В.П. Чернобровина, "Когда богатые заплатят"

Опубликовано 02 октября 2008 11:56

Обновлено 26 апреля 2024 06:58

"Российская газета" - Экономика УРФО / № 4763 от 02.10.2008г. / Интервью управляющего ОПФР по Челябинской    области                 В. П. Чернобровина

Чтобы увеличить размеры пенсий, нужен целый ряд изменений, уверен управляющий отделением Пенсионного фонда России по Челябинской области Виктор Чернобровин: "Нужно изменить регрессивную шкалу уплаты страховых взносов, уйти от косвенных схем. Сегодня богатые и очень богатые россияне законодательно освобождены от уплаты взносов". Кроме того, по мнению Чернобровина, нужно уменьшит так называемый "период дожития", из которого исходят при расчете пенсии, и ввести право наследования пенсии без ограничений. 

Изменение пенсионной системы позволит повысить уровень жизни пожилых россиян.

Улучшить собираемость страховых взносов, изменить систему администрирования и ужесточить ответственность за неуплату взносов в Пенсионный фонд - эти и другие меры помогут больше платить людям, вышедшим на заслуженный отдых, считает управляющий отделением Пенсионного фонда России по Челябинской области Виктор Чернобровин.

Российская газета: Виктор Павлович, говорят, что в Пенсионном фонде недостаточно средств. Это правда? Какова ситуация в Челябинской области?

Виктор Чернобровин:Пенсионный фонд и правительство России несут субсидиарную ответственность за выплату пенсий. Если нет денег у ПФ, он получит из бюджета столько, сколько нужно, поэтому говорить о дефиците просто некорректно. Но можно ставить вопрос по-другому: сегодняшний уровень пенсий недостаточен. Нормально, когда коэффициент замещения - 60, то есть пенсия составляет 60 процентов от бывшей зарплаты. Если говорить о таком уровне пенсионного обеспечения, то да, денег не хватает.

РГ: Судя по размерам выплат, пенсионная система в России несовершенна, требуются изменения...

Чернобровин: Согласен. Но почему-то, когда говорят о пенсионной системе, подразумевают только Пенсионный фонд. Нужно говорить о пенсионном, налоговом законодательстве, нормативных актах правительства, о пенсионных структурах - негосударственных фондах, в том числе корпоративных, управляющих компаниях...

РГ: Какие перемены, по-вашему, необходимы?

Чернобровин: Первое - это поправки к законам, которые позволят пополнить Пенсионный фонд. Нужно изменить регрессивную шкалу уплаты страховых взносов, уйти от косвенных схем. Сегодня богатые и очень богатые россияне законодательно освобождены от уплаты взносов. Правда, и пенсия у них тоже мизерная. Приведу пример. Недавно один известный артист плакался по телевизору, что, имея стаж 40 лет, получил пенсию 3,5 тысячи рублей. Однако с его же слов известно, что за одну передачу он берет 20 тысяч долларов, его гонорар за выступление - миллион рублей, есть вилла за границей. Выходит, страховые взносы в Пенсионный фонд наш артист почти не платил, а доход получал "черным налом". Это надо поправить.

РГ: Если богатые начнут платить, это позволит повысить пенсии остальным?

Чернобровин: Это позволит пополнить копилку. По данным управления актуарных расчетов (актуарные расчеты в виде математических формул отражают механизм образования и расходования страхового фонда. - Прим. ред.), которое проводит исследования дальних периодов, если систему не изменить, через 50 лет коэффициент замещения будет составлять лишь два процента.

Существует и другая проблема. Необходимо менять систему сбора страховых взносов. Сегодня администратором считаются налоговые органы - они отвечают за сбор средств. Но, если они плохо отработали, взыскивать недоимку приходится Пенсионному фонду. Администрирование нужно полностью отдать либо налоговикам, либо нам. И меры, применяемые к неплательщикам, должны быть действенными. Пока у нас допустимо девять месяцев не платить, потом в последний момент рассчитаться - по закону за это ничего не будет. Можно привлечь к уголовной ответственности руководителей только в том случае, если предприятие три года не платило в ПФ. Три года! Такие случаи, конечно, единичны. Уголовных дел десятки, но лишь два директора получили реальные сроки наказания.

После решения Конституционного суда от 10 июля 2007 года (номер 9-П) появилась нехорошая тенденция. Суд постановил: даже если предприятие не платит страховые взносы, а только начисляет, то его работникам взносы все равно засчитают. Но деньги-то в Пенсионный фонд не поступают! К тому же нельзя строго спросить с тех, кто не платит, это вроде как неконституционно. Многие предприятия это поняли и перестали платить. В результате недоимка у нас выросла на 50 миллионов. Это впервые, прежде она снижалась. Думаю, по всей стране сейчас идет рост. И в самом деле, зачем предприятию идти в банк, брать кредит под 20 процентов, если можно просто не платить в Пенсионный фонд?! Беспроцентное кредитование получается. За счет пенсионеров, за счет государства.

РГ: Вы в прокуратуру информацию о неплательщиках передаете?

Чернобровин: Обязательно, у нас и соглашение есть. Прокурор области этим вопросом лично занимается.

РГ: Читательница Валентина Соловьева из Ленинского района Челябинска спрашивает: почему такие очереди в отделениях Пенсионного фонда?

Чернобровин: Чтобы произвести перерасчет пенсии, гражданин обязан явиться в отделение ПФ и лично написать заявление. Мы просим федеральный центр: разрешите нам самим делать перерасчет. Областные депутаты выступили с законодательной инициативой и дважды получили отрицательное заключение правительства РФ. Однако мы вместе с ними продолжим эту работу. Направили документы в Госдуму, будем добиваться принятия положительного решения.

РГ: Может быть, для того, чтобы ликвидировать очереди, нужны более просторные помещения, больше сотрудников?

Чернобровин: Мы совершенствуем свою работу для удобства граждан. Например, создаются клиентские службы, руководители которых обязаны работать с очередью, давать предварительные консультации. Может, у человека вопрос минутный, а он несколько часов сидит. Планируем ввести и электронную очередь.

Со зданиями - колоссальная проблема. В Челябинске в двух самых густонаселенных районах, Калининском и Курчатовском, принимают граждан в одном помещении. Для сравнения: в Магнитогорске на такое же количество жителей четыре отделения работают. Если бы ПФ получил дополнительные помещения в Челябинске, мы могли бы разместить в них клиентские службы и улучшить условия. Когда говорят, будто мы живем слишком хорошо, это неправда.

РГ: Наверное, ваш новый офис на улице Свободы в Челябинске создает такое впечатление...

Чернобровин: Каждый метр этого здания обошелся нам в 22 тысячи рублей. Раньше специалисты располагались в трех местах, мы платили за аренду 12-14 миллионов рублей в год, и плата постоянно росла. Сейчас ни у кого ничего не арендуем. За несколько лет это здание себя окупит, плюс капитализация. Квадратный метр офисной площади в центре города стоит уже 200 тысяч! Кстати, не только центральный офис новый. У нас существенно улучшены условия в Еткуле, Копейске, Кыштыме, в Центральном, Ленинском, Советском районах Челябинска (в последнем пенсионеров раньше принимали в подвале) и ряде других территорий.

РГ: Насколько эффективно, по вашей оценке, работает негосударственное пенсионное страхование?

Чернобровин: Система такая, безусловно, нужна. Есть очень хорошие, солидные фонды, гарантирующие не только доходы от инвестирования, но и дополнительную пенсию за счет взносов работодателя. Там, где все нормально организовано, человек может получить приличную пенсию. Но есть фонды плохо работающие, и непонятно, зачем их было создавать. Если зарабатывать только пять процентов прибавки, стоит ли овчинка выделки?

РГ: Что вы можете сказать о новой системе "тысяча на тысячу", когда государство перечисляет за человека тысячу рублей ежемесячно, если он сам вносит такую сумму?

Чернобровин: Я отношусь к программе положительно, но поправил бы в системе два момента. Во-первых, так называемый "период дожития" надо сократить. Сейчас он составляет 19 лет - такая цифра применяется для расчетов. Ее надо уменьшить до пяти-шести лет. Ну какие 19, если у нас мужчины в крупных городах живут в среднем 57 лет, а на пенсию выходят в 60? Такая корректировка позволит существенно увеличить размер пенсии. Кроме того, необходимо узаконить право наследования накопительной части. Сейчас, если человек умер, когда пенсию ему еще не назначили, то наследование накопительной части возможно. А если уже назначили - нет. Надо ввести право наследования во всех случаях. Если эти два момента поправить, желающих участвовать в системе "тысяча на тысячу" будет гораздо больше.

РГ: Какие еще законодательные инициативы вы предлагали?

Чернобровин: Уже несколько лет мы говорим о районном коэффициенте к трудовым пенсиям в 15 процентов, о так называемых "уральских". Сейчас этот коэффициент по федеральному закону начисляют только на государственные пенсии. Мы считаем, надбавку должны получать все пенсионеры, проживающие на Урале. В этом нас поддерживает и губернатор.

РГ: Каков сегодня размер пенсий в Челябинской области?

Чернобровин: Средняя пенсия в регионе - около 4,6 тысячи рублей. Плюс ежемесячные денежные выплаты - в среднем 1200, которые получают 300 тысяч человек. Кроме того, существует дополнительное материальное обеспечение граждан, имеющих заслуги перед Отечеством. У нас также есть особые выплаты: по предложению губернатора в 2007 году пенсионеры по возрасту трижды получили по 500 рублей: к Дню пожилого человека, Дню Победы и Новому году. В нынешнем году уже состоялись две выплаты. Прожиточный минимум пенсионера в Челябинской области - 3308 рублей.

Галина Абакумова,

 

Поделиться…

Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта. ОК