Информационный листок, 24.09.2010,"Повышение пенсионного возраста Виктор Чернобровин считает преждевременным"

Опубликовано 24 сентября 2010 11:25

Обновлено 26 апреля 2024 22:35

Три месяца назад на Петербургском экономическом форуме вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин сделал заявление, вызвавшее живой отклик у россиян. Прежде всего у поколения 50-летних, планировавших в ближайшие годы выйти на заслуженный отдых. Кудрин сказал, что в условиях растущего дефицита бюджета Пенсионного фонда повышение пенсионного возраста неизбежно. Аргументы таковы: население России стареет, сейчас на 128 работающих приходится 100 пенсионеров, а к 2030 году их количество сравняется. В результате растет дефицит Пенсионного фонда. Говоря попросту, у ПФР не хватает средств на выплату пенсий. По прогнозам, нынче дефицит фонда вырастет вдвое по сравнению с 2009 годом и по разным оценкам составит 260 - 340 млрд. рублей. Недостающие деньги берутся из госказны. Лет через 10 - 20, по мнению министра финансов, дотации Пенсионному фонду  станут непосильной ношей для бюджета страны, достигнув 2 % от валового внутреннего продукта (ВВП).

Мы попросили управляющего отделением ПФР по Челябинской области Виктора Чернобровина рассказать о ситуации с выплатой пенсий на Южном Урале и поделиться мнением о том, надо ли повышать пенсионный возраст.

- Виктор Павлович, расскажите, пожалуйста, как складывается ситуация с выплатой пенсий на Южном Урале?

- Нормальная ситуация: все пенсии и другие выплаты южноуральцы получают, как положено, в свои сроки.

- А сколько средств нужно сейчас областному ОПФР для выплаты трудовых пенсий по старости?

- 6,7 млрд. рублей ежемесячно.

- Поделитесь секретом: Москва помогает?

- Это вовсе не секрет: да, помогает. Теперь давайте разберемся, в чем? Во-первых, чтобы вы знали, всегда из федерального бюджета выплачивается определенная часть трудовой пенсии - так называемый фиксированный базовый размер страховой части пенсии. Ну, а если возникает дефицит страховой части пенсии, то Пенсионный фонд дотирует.

Каждый регион  страны работает на общий котел Пенсионного фонда, собирая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Как правило, такие крупнейшие субъекты, как Москва, Санкт-Петербург, где сосредоточены основные ресурсы экономики, дают перевыполнение плана. С большим профицитом идут «северные» регионы. 

- Тем не менее, министр финансов Кудрин серьезно беспокоится о возрастающем дефиците бюджета ПФР.

- Министра финансов можно понять: ему по должности положено быть экономным. А в последние годы правительством страны приняты беспрецедентные решения относительно пенсионеров, потребовавшие значительных расходов. Вспомните, сколько раз за последние полтора года повышались пенсии? С января 2010 года прошла валоризация пенсионных прав россиян: у большинства ветеранов труда, работавших в советское время, значительно выросли размеры пенсий. К примеру, в Челябинской области это более 50 тысяч человек. Расходы на пенсионное обеспечение россиян «подтопили» наметившийся  «резервный жирок». Но это не означает, что дефицит Пенсионного фонда достигает критичного уровня. Суть проблемы в другом.

Ни в 1980-е, ни даже в 1990-е годы проблема бюджета так остро не стояла. Наоборот, пенсионную систему использовали как ресурс для решения различных народнохозяйственных задач. Когда, например, надо было привлечь людей к работе на Крайнем Севере, для них вводили досрочные пенсии, а стаж считали в двойном или полуторном размере. То же самое делалось для производств с вредными, опасными и тяжелыми условиями труда. Каких, кстати, в нашем регионе предостаточно.

Были и совсем экзотические вещи: например, для укрепления трудовой дисциплины и сокращения текучести кадров вводилась 20-процентная надбавка за непрерывный стаж работы на одном предприятии. Зачет в стаж периода обучения в вузах поощрял получение высшего образования. В итоге наша пенсионная система была обременена огромным количеством льгот нестрахового характера, т.е. не оплаченных пенсионными взносами. Такие льготы фактически обеспечивались за счет остальных работников, на которых они не распространялись. Но тогда это никого не волновало: социальное страхование оставалось декором, а на самом деле система фактически была бюджетной, то есть из одного бюджетного кармана деньги переводились в другой.

- Кудрин заявляет о необходимости повысить пенсионный возраст, а представители Министерства здравоохранения и социального развития считают повышение нецелесообразным. Подсчитали, что с 2012 года это принесет экономию бюджету в размере 70 млрд. рублей, но с 2020 года эффект будет обратным. Что они имеют в виду?

- Наша пенсионная система с 2002 года устроена таким образом: сколько отчислил за вас работодатель, такая сумма и образует ваш капитал, из которого рассчитывается пенсия путем деления на ожидаемый период выплат. Поскольку в результате более позднего выхода на заслуженный отдых пенсионный капитал увеличится, а ожидаемый период выплат сократится, пенсия возрастает процентов на 30. Именно поэтому после короткого периода экономии в 50 - 70 млрд. руб. в год и возникнет существенный дефицит.

- Но ведь многие развитые страны - Франция, Италия, Греция и другие, особенно после мирового финансового кризиса, стали повышать пенсионный возраст.

- Совершенно верно. Однако надо учитывать, что западные страны подходили к такому решению постепенно, после формирования необходимых социально-экономических и демографических условий. И в первую очередь это вопрос продолжительности жизни, в том числе продолжительности жизни на пенсии. А мы ни по одному, ни по другому показателю близко не подошли к тем странам, которые приняли решение об увеличении возраста выхода на пенсию до 65 лет. Сначала нужно получить отдачу от серьезных мер, которые заложены в стратегию демографического развития, рассчитанную до 2020 года. Вот когда улучшатся демографические показатели, в целях повышения размера пенсий можно будет обсуждать эту тему.

К тому же мы должны заранее отрегулировать проблемы, возникающие на рынке труда. Чем позже люди выходят на пенсию, тем меньше возможность у молодых получить устраивающую их работу.

- Так и сейчас пенсионеры работают. Согласно официальным данным, в экономике Челябинской области заняты 1,6 млн. человек, из них 18,9 % - люди старше пенсионного возраста. И их доля постоянно возрастает.

- В нашей области продолжают трудиться 311 120 получателей трудовых пенсий по старости (37,5 % пенсионеров). Но, достигнув пенсионного возраста, человек может работать, а может и отдыхать. Все зависит от размера пенсии: чем он меньше, тем больше стимулов работать. Однако если сейчас, оформив пенсию, люди зачастую переходят на менее значимую должность, то в случае повышения пенсионного возраста кадровая ротация лиц старших возрастных групп уже происходить не будет. Ведь никто специально для пенсионеров не выделяет рабочие места.

- А можно какими-то другими способами сократить дефицит ПФР, не повышая пенсионный возраст?

- Можно за счет оптимизации расходов. Льготные пенсии у нас по-прежнему используют, чтобы привлечь людей на работу с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, вместо того чтобы вознаграждать большой зарплатой. На Южном Урале, где много металлургических заводов и прочих небезопасных для здоровья производств, 283 494 человека - 29,3 % от общего количества пенсионеров в области - ушли на пенсию досрочно: кто на пять, а кто и на 10 лет раньше общепринятого возраста. Превышение обычного периода пенсионных выплат из-за раннего выхода на пенсию не обеспечено никакими дополнительными тарифами. Это значит, что когда досрочники трудились, работодатели перечисляли за них пенсионные взносы по тем же тарифам, как и за других сотрудников. И теперь пенсии выплачиваются им за счет перераспределения взносов других. Получается, что частный работодатель (а все металлургические и многие другие вредные производства у нас приватизированы) привлекает работника, обещая ему государственную льготную пенсию, а расплачивается с ним Пенсионный фонд.

Но уже существуют другие примеры: летчики рано уходят на пенсию, причем получают ее в приличном размере. Однако при этом за них платят работодатели, это разумно и честно. С будущего года по такой же схеме будут получать дополнительные выплаты к пенсиям шахтеры. То есть процесс уже пошел.

- А какова цена вопроса?

- В нашей области ежемесячные расходы на выплату досрочной трудовой пенсии по старости составляют около 2 млрд. рублей - почти 30 % расходов на выплату трудовых пенсий. Это значит, что треть всех пенсий не проплачена необходимыми страховыми взносами. Следовательно, надо реформировать пенсионную систему таким образом, чтобы это не повлияло негативно на права работников, но стимулировало бы работодателя к улучшению условий труда. Вот где надо искать деньги. Пенсионный фонд не раз указывал на этот богатейший ресурс - досрочные пенсии.

- Заместитель министра здравоохранения и социального развития, куратор пенсионной системы Юрий Воронин предлагает вывести досрочников из Пенсионного фонда в фонд соцстраха. В чем суть идеи?

- Досрочные пенсии ближе не к пенсионной системе, а к страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, т.е. от профессиональных рисков. Там и тариф в отличие от пенсионного взноса дифференцированный в зависимости от класса риска, и существует система скидок и надбавок, которая реально стимулирует работодателя к улучшению условий труда. Работодателя ставят перед выбором: или ты вкладываешь деньги в технологии и устраняешь вредные факторы производственной среды, или платишь дополнительный тариф. Все предельно честно.

Расспрашивал Иван ГРИГОРЬЕВ

Поделиться…

Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта. ОК