В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 № 256-ФЗ (далее - Закон), установлено, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей) имеющего гражданство Российской Федерации, в том числе, у следующих граждан РФ независимо от места их жительства:
1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.
Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, регламентированы приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.10.2011 №1180н (далее - Правила). Согласно Правилам, лицам, имеющим право на получение государственного сертификата необходимо обратиться лично в территориальный орган ПФР по месту своего жительства за получением сертификата в любое время после возникновения права путем подачи заявления с предъявлением документов:
- удостоверяющих личность, место жительства, гражданство лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки,
- подтверждающие рождение (усыновление) всех детей (свидетельства о рождении (усыновлении) детей),
- страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
- другие документы (в случае необходимости).
В соответствии с п.3 ст.7 Закона лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:
- на улучшение жилищных условий;
- на получение образования ребенком (детьми);
- на формирование накопительной части трудовой пенсии матери.
Таким образом, для получения сертификата на материнский (семейный) капитал, лицу имеющему право на дополнительные меры государственной поддержки, необходимо обратиться с заявлением и всеми необходимыми документами в территориальный орган ПФР по месту своего жительства.