Счетная палата проверила процедуру подачи заявлений застрахованного лица о смене страховщика

18 июля 2017

     Проверка показала, что в 2015 – 2016 гг. имел место существенный рост числа застрахованных лиц, заключивших договоры об обязательном пенсионном страховании с НПФ и подавших в ПФР заявления о выборе НПФ: в 2015 г. количество принятых заявлений о переходе к другому страховщику (ПФР, НПФ) составило 11,1 млн, в 2016 г. – 11,5 млн.

     При этом большинство застрахованных лиц подавали заявления о выборе НПФ в электронной форме, подписывая их высококвалифицированной электронной подписью застрахованного лица. Такая технология реализовывалась агентами (субагентами) НПФ через удостоверяющие центры в рамках пилотного проекта, который реализуется ПФР с 2014 г. Количество принятых ПФР заявлений о смене страховщика от удостоверяющих центров в 2015 г. составило более 67% общего количества, в 2016 г. – более 87%.

     В качестве агентов (субагентов) проверенных НПФ выступали кредитные и иные организации, например, ПАО Сбербанк России, Ханты-Мансийский банк «Открытие», ОАО «НОМОС-БАНК», ПАО «БИНБАНК», АО «Газпромбанк», ПАО «Совкомбанк», ПАО «Промсвязьбанк», СОАО «Военная страховая компания», ЗАО «Связной Логистика», ООО «Сетелем Банк» и другие.

     Суть пилотного проекта в том, что заявления в электронной форме в ПФР поступают не непосредственно от застрахованного лица, а от удостоверяющих центров, которые во взаимодействии с агентами НПФ формируют для застрахованных лиц высококвалифицированную электронную подпись.

     Проверка принятых ПФР от аккредитованных удостоверяющих центров заявлений о смене страховщика выявила риски фальсификации заявлений от имени застрахованных лиц:

     - установлены массовые поступления в ПФР в один и тот же день двух заявлений от удостоверяющих центров на одно и то же застрахованное лицо – о смене страховщика и о переходе к действующему страховщику, которого застрахованное лицо предполагало сменить,

     - установлены факты поступления в ПФР дублирующих заявлений на одно и то же застрахованное лицо. При этом согласно действующему законодательству, при поступлении в один день нескольких заявлений от одного застрахованного лица ПФР должен отказать в их рассмотрении,

     - в нарушение положений Федерального закона «Об электронной подписи» удостоверяющие центры, участвующие в пилотном проекте ПФР, создавали электронную подпись и выдавали ее без идентификации личности заявителей самим удостоверяющим центром, доверяя данную функцию агентам НПФ.

     Действия аккредитованных удостоверяющих центров по передаче заявлений о смене страховщика в ПФР нуждаются в специальной проверке со стороны Министерства связи и массовых коммуникаций России.

     С 2015 г. было введено заявление о досрочном переходе от одного страховщика к другому. При подаче такого заявления застрахованное лицо, в случае если период формирования пенсионных накоплений у прежнего страховщика длился менее 5 лет, теряет полученный инвестиционный доход.

     Действующая процедура подачи гражданами заявления о досрочной смене страховщика по обязательному пенсионному страхованию не предусматривает предоставление информации о размере возможной потери им инвестиционного дохода по средствам пенсионных накоплений. Заявление подается непосредственно в ПФР, в то время как информацией о возможной потере инвестиционного дохода и его размере обладает страховщик, который распоряжается пенсионными накоплениями застрахованного лица. Выявлен случай потери застрахованным лицом инвестиционного дохода в размере свыше 500 тыс. руб.

     В настоящее время Пенсионный фонд России в соответствии с представлением Счетной палаты РФ приостановил прием электронных заявлений от удостоверяющих центров о переводе пенсионных накоплений в управляющие компании (УК) и негосударственные пенсионные фонды (НПФ) до получения и рассмотрения результатов проверки удостоверяющих центров соответствующими государственными органами.

     В связи с этим Пенсионный фонд напоминает гражданам о вариантах подачи заявления о переводе пенсионных накоплений в УК и НПФ.

  1. Через клиентскую службу ПФР или МФЦ. Заявление можно подать как лично, так и через законного представителя.
  2. Через интернет. Подать электронное заявление можно через Единый портал государственных услуг или Личный кабинет гражданина на сайте ПФР. И в том, и в другом случае электронное заявление должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью.
  3. По почте. В этом случае установление личности гражданина и проверка подлинности его подписи осуществляется нотариусом или в установленном законодательстве порядке.

     Важно помнить:

  1. Смена страховщика по обязательному пенсионному страхованию – это перевод Ваших пенсионных накоплений из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд, из одного негосударственного пенсионного фонда в другой либо из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд Российской Федерации. Если вы выбираете для управления своими пенсионными накоплениями государственную или частную управляющую компанию, то вашим страховщиком по обязательному пенсионному страхованию остается ПФР, то есть после выхода на пенсию выплачивать пенсионные накопления вам будет ПФР.
  2. Чтобы при смене страховщика избежать потери инвестиционного дохода или убытков от инвестирования пенсионных накоплений, необходимо подавать заявление о переходе к новому страховщику не чаще одного раза в пять лет.

     Переход к новому страховщику чаще одного раза в пять лет повлечет за собой уменьшение суммы Ваших пенсионных накоплений.

Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта. ОК