События

К концу года общее увеличение пенсий в России должно составить более 40%. В результате средний размер трудовой пенсии превысит 5,7 тыс. рублей. Однако рост задолженности предприятий по отчислению страховых платежей на обязательное пенсионное страхование приводит к увеличению доли бюджетных средств в казне Пенсионного фонда. О том, необходимо ли предпринимать срочные меры по стабилизации ситуации, корреспондент ВФ беседовал с управляющим Отделением Пенсионного фонда России по Иркутской области Надеждой Козловой.

- Надежда Сергеевна, известно, что в 2009 году правительством страны запланировано увеличение пенсий более чем на 40%. Какой объем средств потребуется привлечь, чтобы обеспечить это повышение? 

- Министр здравоохранения и соцразвития Татьяна Голикова недавно заявила, что для обеспечения в стране выплат пенсий в повышенном размере Пенсионному фонду в этом году потребуется дополнительно привлечь не менее 750-780 млрд рублей. Что касается источника финансирования, то было сказано, что средства будут найдены. Сегодня бюджет пенсионного фонда пополняется за счет средств федеральной казны, в том числе ресурсов Фонда национального благосостояния. 

Кстати, мало кто знает, что ежемесячный размер выплат Отделения Пенсионного фонда по Иркутской области с учетом произошедших повышений сегодня составляет более 4,3 млрд рублей. Чтобы обеспечить два последних повышения нам потребовалось дополнительно 438 млн рублей.

Кроме того, мы сегодня также обеспечиваем выплаты по «материнскому капиталу». Всего на территории области было выдано более 19 тыс. сертификатов. За первые три месяца к нам обратилось почти 5 тыс. человек по вопросам распоряжения матерински капиталом. За первый квартал мы приняли почти 700 заявлений на распоряжение средствами материнского капитала для погашения ипотечных кредитов. По более чем 400 из них уже принято положительное решение. В апреле в кредитные организации направлено 13,9 млн рублей по 49 получателям, а также сформирована и направлена в Пенсионный фонд заявка на сумму более 91 млн рублей еще по 328 получателям. Все эти деньги пойдут на погашение ипотечных кредитов. Всего, по нашим прогнозам, количество обращений за распоряжением средствами материнского капитала на погашение ипотечных кредитов по итогам года составит 3-3,5 тыс. 

- Обсуждаемое сегодня снижение доли собственных ресурсов Пенсионного фонда обусловлено исключительно этими мерами по увеличению размера пенсий и выплате материнского капитала? Или все-таки это говорит об угрозе дефицита пенсионной системы?

- Все мы прекрасно понимаем, что деньги не берутся из воздуха. И, например, уплату страховых взносов еще никто не отменял. Сегодня план по сбору страховых отчислений на территории Иркутской области мы не выполняем. Происходит это как по объективным причинам, так и по субъективным. К объективным причинам я отношу прекращение производства, снижение занятости населения, сокращение рабочего дня, недели и так далее. Одним словом, все явления, связанные с кризисом. 

Но настоящие трудности возникают в том случае, когда страхователи просто прекращают отчисление страховых взносов. Сегодня у нас 63,5% юридических лиц, ведущих хозяйственную деятельность, в той или иной форме имеют задолженность по страховым выплатам. В абсолютных цифрах это более 27,5 тыс. предприятий. И число должников постоянно растет. 

В первую очередь это говорит о том, что у работодателей отсутствует понимание: если на предприятии осталось хотя бы три человека, они обязаны за них все до копейки заплатить во все соответствующие инстанции. Когда этого не происходит, возникает задолженность. Сегодня она растет. И это очень плохо! Поэтому, когда мы говорим, что нужно увеличить размер пенсии, да, нужно — но за счет чего? Ведь, образно выражаясь, нельзя просто открыть тумбочку и взять оттуда деньги. Надо, чтобы их туда сначала кто-то положил. Кстати, все это имеет самое прямое отношение к вопросу о пополнении бюджета пенсионного фонда.

- Вы можете назвать общий размер задолженности по иркутскому отделению фонда? 

- Общий размер задолженности сегодня уже больше двух миллиардов. Если быть более точными, то это 2,2 млрд рублей по данным управления ФНС России по Иркутской области. Большая часть этой суммы приходится на невнесенные платежи по страховым взносам. Также в нее входят все штрафы и пени. 

Если раньше мы говорили о приостановлении роста задолженности, то сегодня она снова увеличивается. Все это влияет на баланс собственных ресурсов Пенсионного фонда и средств, привлеченных из федерального бюджета. Если говорить в процентах, то по итогам 2008 года план по сбору всех платежей в Пенсионный фонд мы выполнили на 115%. В январе этого года мы собрали уже 89% от плана. В результате обеспеченность фонда собственными средствами в январе составила 81,5%. В феврале мы чуть-чуть подтянулись, но в марте снова пошло снижение. Ожидаем, что в апреле итоги будут еще ниже. 

Впрочем, если удельный вес средств федерального бюджета в общих доходах Пенсионного фонда России сегодня достигает почти 63%, то у нас ситуация пока лучше. Доля собственных средств по областному отделению фонда сегодня выше, чем в среднем по стране. Однако замещение средств все-таки происходит, чего вообще в принципе быть не должно. Мы не раз говорили — система пенсионного страхования должна быть самодостаточной: если вы заработали свои миллионы, то получайте исходя из своих доходов и отчислений пенсию. Сегодня этого не происходит. 

- Какие-то меры сегодня предпринимает со своей стороны Пенсионный фонд, чтобы исправить сложившуюся ситуацию?  

- У нас есть служба персонифицированного учета, есть служба взаимодействия со страхователями. Кроме того, мы сегодня вплотную работаем с предприятиями по уплате взносов. Хотя мы делали это всегда, но сегодня уделяем этому особое внимание.

Вместе с тем сейчас рассматривается вопрос об администрировании социальных платежей. Я считаю, что проводить эту работу нужно жестко и в оптимальные сроки.

Хотя все это отнюдь не значит, что у нас могут возникнуть сложности с выплатами пенсий. Повторяю — проблем не будет. Впрочем, никто из федерального бюджета просто так нам денег не даст. Поэтому сегодня наша важнейшая задача — показать, что мы выполнили все свои обязательства, что сделали все возможное на территории области, чтобы собрать страховые взносы в полном размере. Отчитываясь перед федеральным ведомством о проделанной работе, мы каждый раз пишем большие обоснования, делаем глубокий анализ состояния экономики в регионе.

Сегодня мы также вплотную работаем с предприятиями, находящими на грани или в стадии банкротства. Как правило, такие предприятия имеют наибольший размер задолженности по страховым взносам. Хотя у большинства из них она копится уже давно, как например, у Бирюсинского гидролизного завода, Киренской или Алексеевской РЭБ флота. С этими предприятия мы тесно работаем уже много лет. И практически «вытаскивали» их из задолженности в те времена, когда правительством принималось решение о реструктуризации долгов. Но сегодня они снова перестали осуществлять отчисления. В результате у Киренской или Алексеевской РЭБ задолженность по отчислению страховых взносов составляет более 10 млн рублей.

- А какие-то меры более глобального характера, направленные на стабилизацию обстановки, вы намерены предпринимать? Федеральные власти, к примеру, решили отложить реформирование ЕСН (замены единого социального налога на страховые выплаты, размер которых увеличится с 26% до 34% от фонда заработной платы — ВФ).

- Мы также учитываем складывающуюся в экономике ситуацию. Накануне у нас прошла большая встреча с представителями административных кругов, вузов, банковской сферы и другими структурами. В частности, мы рассмотрели вопрос о возможности создания некоммерческого партнерства актуариев в области социального страхования и обеспечения либо некой «ассоциации актуариев» (специалистов, занимающихся расчетом страховых рисков и страховых премий, а также взносов для каждого вида риска —  ВФ), в которую бы входили представители различных секторов экономики и социальной сферы. Одним словом, у нас состоялся хороший обстоятельный разговор. Я уже говорила о том, что у себя внутри мы делаем глубокий анализ социально-экономической ситуации в регионе. Сегодня мы бы хотели объединить все заинтересованные структуры, областные и городские власти, чтобы совместно проводить эту работу. Это даст нам возможность просчитывать перспективы развития по всей социальной сфере и, следовательно, понимать, с какими проблемами мы можем столкнуться, чего нам ждать и чего нам будет не хватать. И, исходя из этого, принимать своевременные упреждающие меры.

- Сегодня запланирована какая-то оптимизация расходов в самом Пенсионном фонде? И стоит ли в данном случае расценивать переезд иркутского отделения фонда в новое здание как характеристику того, какая экономическая ситуация складывается внутри структуры?

- Всех, конечно, интересует источник финансирования этих строительных работ. Снова хочу повторить, что это не пенсионные деньги. Реализация данного проекта никак не связана с бюджетом фонда по выплате пенсий, строительство осуществлялось за счет государственных средств в рамках мероприятий по развитию инфраструктуры. Напомню: само здание — собственность государства, переданная нам в оперативное управление. Поэтому мы не только не забрали ни у кого никакой копейки, но и оптимизировали расходы фонда. 

В первую очередь это касается арендуемых площадей. Ведь только по городу мы платили за аренду помещений, в которых располагались наши отделения, очень большие деньги. 

Сегодня мы перевели в новое здание только Кировское и Куйбышевское управления ПФР. Конечно, мы могли бы собрать в одном здании все управления города, но, принимая решение о размещении, мы руководствовались тем, насколько правильно это будет по отношению к нашим клиентам. В своей политике Пенсионный фонд придерживается того правила, что мы должны идти к людям, а не от них. Именно поэтому Ленинское и Свердловское управления остаются на своих местах. Кроме того, впервые за много лет город пошел нам навстречу и выделил во Иркустке-2 помещение под оборудование клиентской службы для приема граждан. И это очень хорошо! 

Впрочем, помимо экономии, которую мы получим благодаря отказу от аренды части помещения, строительство этого здания имело и ряд других положительных моментов. В частности, средства, потраченные на его возведение, надо рассматривать как инвестиции в экономику города — это дополнительные рабочие места и, соответственно, налоги. Кстати, если разделить его полную стоимость на количество пенсионеров в области, то получится в расчете на одного пенсионера совсем незначительная сумма. 

И, завершая эту тему, мне сегодня, помимо здания в Иркутске, хотелось бы еще построить здание в Братске, Усть-Илимске и Тайшете для организации приема граждан в хороших, комфортных помещениях. 

- Как вы в целом оцениваете перспективы работы фонда в предстоящий период? Не станет ли система пенсионного обеспечения еще более несамодостаточной? 

- Если система пенсионного обеспечения и становится менее самодостаточной, то только от того, что мы сами делаем ее такой своей недисциплинированностью. Ведь наполняемость фонда напрямую зависит от того, в 100-процентном ли размере осуществляют все страховые отчисления работодатели. 

Я убеждена, что пока не будет личной мотивации каждого заработать и обеспечить себе будущее, пенсии будут маленькими. Должна быть всеобщая заинтересованность в конечном результате. Однако при созданной сегодня системе низких пенсий быть не должно, если мы получаем высокую заработную плату и производим с нее все отчисления. Государство в данном случае выполняет только роль гаранта, не более. Не государство дает пенсию, а мы сами ее формируем. Мы должны привыкнуть к этому и понимать. 

Кстати, международно принятый 40-процентный коэффициент замещения (отношение размена пенсии к уровню заработной платы — ВФ) сегодня растет: если в прошлом году он составлял 27,2%, то в этом году он достиг 31,8%. По отдельным видам пенсий, по прогнозам, он составит почти 34,7%. Так что мы движемся к поставленной цели. 

Татьяна Постникова 

КТО ЕСТЬ КТО 

Козлова Надежда Сергеевна 

Управляющий Отделением пенсионного фонда России по Иркутской области 

Родилась в городе Орске Оренбургской области. Высшее образование. Юрист. 

1981 — 1985 год: руководитель отдела социального обеспечения Октябрьского района города Орска. 

1986 — 1992 год: руководитель отдела социального обеспечения города Ангарска. 

С 1992 года трудится в Отделении Пенсионного фонда РФ по Иркутской области. Прошла путь от специалиста до управляющего. 

Надежда Козлова — заслуженный работник социальной защиты населения Усть-Ордынского Бурятского Автономного Округа, отличник Пенсионного фонда РФ, почетный работник Пенсионного фонда РФ. В 2008 году награждена медалью ордена «За заслуги перед отечеством» II степени.

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ