События

Одним из способов сдачи страхователем отчетности в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) по персонифицированному учету является представление сведений в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в виде файлов, заверенных электронно-цифровой подписью. О том, какие проблемы решает этот способ сдачи отчетности, рассказала Казанкова Альбина Анатольевна, зам. управляющего ОПФР по Иркутской области.

- Что обусловило переход ПФР на сдачу отчетности в электронном виде?

- Данный переход определило законодательство Российской Федерации. С 2011 года плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность работников в предшествующем расчетном периоде превысила 50 человек, предоставляют расчеты в ПФР в электронной форме с электронной цифровой подписью (п. 10 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Это же относится и к вновь созданным (в т. ч. при реорганизации) компаниям с большей численностью сотрудников.

Периодичность сдачи отчетности в ПФР на данный момент составляет четыре раза в год. Учащение предоставления сведений имеет своей целью реализацию нормальных правовых последствий учета новых пенсионных прав, вновь приобретенных застрахованными лицами за 3 месяца. Естественно, увеличился объем принимаемых Пенсионным фондом документов и количество времени, затрачиваемое на сдачу отчетности как страхователями, так и работниками ПФР. Привлечение в систему электронного документооборота просто необходимо в данной ситуации.

- Какие преимущества получает плательщик при сдаче электронной отчетности в ПФР?

- Сегодня мы заинтересованы в том, чтобы как можно большее количество страхователей с разной численностью работников перешло на сдачу отчетности в ПФР в электронном виде. Потому что это быстрый и современный способ, который существенно экономит трудовые и временные ресурсы обеих сторон. Более того, передача сведений через каналы связи Интернет может быть осуществлена в любое удобное время, не ограниченное режимом работы Пенсионного фонда.

Конечно, обязать всех плательщиков к сдаче отчетности в электронном виде было бы неправильно. Плательщик должен иметь право выбора и возможность сдавать отчетность любым удобным для него способом. Однако есть один момент. Отчетность, отправленная в ПФР по почте в конверте, зачастую содержит ошибки, исправить которые представляется возможным только спустя время. Это приводит к тому, что информация о новых пенсионных правах застрахованного лица вовремя не обновляется, перерасчет не производится. В случае предоставления сведений в электронной форме, возможность возникновения такой ситуации менее вероятна, так как при отправке документов страхователь в виде обратной связи получает протокол с описанием допущенных ошибок.

- Пользуется ли популярностью данный способ сдачи отчетности?

Около 54-56% страхователей поддерживают идею электронного документооборота и работают с нами в этом направлении. Мы вовлекли в этот процесс весь крупный бизнес и бюджетные организации. Сегодня в Пенсионный фонд сдают отчетность с использованием электронной цифровой подписи порядка 19 000 страхователей. Сложность обстоит с привлечением предприятий, где небольшое количество работников. Это связано с несколькими причинами, одна из которых финансовая сторона вопроса. Приобретение электронной цифровой подписи и программного продукта, в котором можно формировать отчетность, не является бесплатным. Не все организации готовы выделить определенную денежную сумму за пользование данной услугой, так как до сих пор не понимают, насколько это удобно.

- Возможно ли решение финансовой стороны вопроса?

Сегодня ПФР совместно с Минкомсвязи России прорабатывается вопрос о создании бесплатного программного продукта для сдачи отчетности в электронном виде. Конечно, функционал такого продукта будет ограниченным, но данное решение должно заинтересовать страхователей с небольшим количеством работников. Тема удешевления действующих программных продуктов также поднимается.

- Каких еще нововведений с использованием технологий электронного документооборота следует ожидать от Пенсионного фонда?

Сегодня мы идем по аналогии с теми разработками, которые уже есть в других государственных органах. На данный момент разрабатываются программные продукты, которые бы предоставляли страхователю дополнительный сервис. Например, возможность самостоятельно посмотреть свои обязательства по оплате, проверить все ли правильно учтено Пенсионным фондом. Активная работа ведется над «Личным кабинетом страхователя» - здесь стоит задача предоставления возможности формирования, немедленной проверки и отправки отчетности в ПФР.

С 1 июля 2012 г. вступает в полную силу Федеральный закон № 210-ФЗ от 27.07.10 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в соответствии с которым большое количество государственных услуг будет оказываться с использованием каналов связи Интернет. Сейчас мы уже оказываем некоторые услуги в рамках этого закона. Вторая часть Федерального закона касается изменения порядка межведомственного обмена документами. С 1 июля 2012 г. представление необходимых сведений и документов будет осуществляться в электронном виде, причем не самим плательщиком, а Пенсионным фондом в рамках межведомственного взаимодействия. Я считаю, что это нормальная форма работы со страхователем. Для нас это станет большим рывком вперед.

Прогресс ведет к тому, чтобы все процессы протекали быстрее и качественнее. Стремительное развитие IT-технологий позволит в итоге прийти к системе, которая позволит человеку лишний раз, не напрягаясь, через сайт, через личный кабинет осуществить сдачу любой отчетности. Конечно, для того, чтобы разобраться во всех нововведениях и привыкнуть к ним, человеку необходимо время. Пенсионный фонд Российской Федерации всегда открыт для консультаций и помощи своим клиентам в освоении всего нового. Мы готовы сделать наше взаимодействие со страхователями комфортным, удобным, современным!

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ