События

Тезисы к пресс-конференции:

Вопросы по совершенствованию пенсионной системы:


1.         Какие нововведения ждут пенсионеров с января будущего года в связи с принятием ряда законодательных актов, направленных на совершенствование пенсионной системы?
Новые законы, прежде всего, направлены на улучшение пенсионного обеспечения граждан. Для граждан старшего поколения, это будет достигнуто за счет переоценки пенсионных прав, сформированных до 2002 года, им будет осуществлена так называемая валоризация. Для молодых граждан – за счет перевода пенсионной системы полностью на страховые принципы.Теперь, трудовая и социальная пенсия в совокупности с мерами социальной поддержки, оказываемыми пенсионерам, будут не ниже прожиточного минимума пенсионера, установленного в каждом субъекте РФ. Для этого вводятся социальные доплаты к пенсиям из федерального и региональных бюджетов.
Следующий важный момент – это изменение структуры пенсии. В настоящее время трудовые пенсии состоят из базовой и страховой части. С 1 января 2010 года вводится фиксированный базовый размер, который включается в состав страховой части трудовой пенсии по старости, инвалидности, потери кормильца. Это означает, что трудовая пенсия будет состоять из страховой части, а для лиц родившихся после 1967 года, еще и накопительной части.
Следует отметить, что по обязательствам Правительства РФ, которые утверждены на текущий год, базовая часть пенсии с 1 декабря будет увеличена на 31,4 процента. Соответственно, тот размер базовой части, который каждый пенсионер будет иметь по состоянию на 31 декабря 2009 года, войдет в состав страховой части пенсии с 1 января 2010 года, и далее будет индексироваться уже общий размер страховой части. При этом уровень увеличения будет зависеть от роста доходов Пенсионного фонда в расчете на каждого пенсионера.
Также изменения коснутся пенсионного обеспечения инвалидов.

2.  Что  такое валоризация, и какую прибавку от неё получат пенсионеры?
Валоризация или, иначе говоря, разовое увеличение денежной оценки пенсионных прав граждан, приобретенных до 1 января 2002 года. Она затронет интересы тех, кто заработал свою пенсию в «советское» время. Механизм проведения валоризации следующий. Всем, у кого есть трудовой стаж до 1 января 2002 года, будет повышена на 10 процентов та часть страховой части пенсии, которая определена по состоянию на 1 января 2002 год с учетом стажа и заработка до этой даты (т.е. расчетный пенсионный капитал без учета страховых взносов).
Плюс, если у человека есть стаж до 1 января 1991 года, то за каждый год этого стажа дополнительно добавят по одному проценту к расчетному пенсионному капиталу до 1 января 2002 года.
Если говорить о республике, то валоризация коснется 102 тысяч пенсионеров республики. По прогнозным данным диапазон прибавки будет колебаться от нескольких рублей до 2 тысяч. Это связанно с тем, что  переоценка пенсионных прав будет проводиться индивидуально для каждого пенсионера и будет зависеть от трудового вклада. Наибольшее увеличение ожидает, конечно, тех пенсионеров, кто имеет большой стаж до 1991 года.
В целом на реализацию  валоризации республике потребуется дополнительных средств порядка 1 миллиарда рублей (в год). 

 

3.  Какие изменения произойдут в пенсионном обеспечении инвалидов?
С будущего года пенсии по инвалидности будут устанавливаться в зависимости от  группы инвалидности, а не от степени ограничения способности к трудовой деятельности.
Ранее устанавливались группы инвалидности, а с 2004 года медико-социальная экспертиза стала определять не только группу, но и степень ограничения способности к труду. Размер пенсий определялся исходя из степени, и бывало, что степень ниже, чем группа инвалидности, следовательно, это отражалось на размере выплат. Теперь, у таких граждан размер выплат увеличится. Также новый закон позволит назначить пенсию инвалидам, не имеющим этой степени.
Изменения коснулись срока выплаты трудовой пенсии по инвалидности. Если сейчас пенсия по инвалидности, установлена бессрочно, она выплачивается пожизненно,  с января по достижении инвалидами возраста 60 лет (для мужчин) и 55 лет (для женщин) и при наличии у них не менее 5 лет страхового стажа выплата пенсии по инвалидности будет прекращена и назначена трудовая пенсия по старости. 

 

4. Следует ли пенсионерам предпринимать какие-либо действия, чтобы перерасчет их пенсии был своевременным?
Реализация нового законодательства предполагает, беззаявительный характер. Практически все перерасчеты пенсий органы Пенсионного фонда осуществят самостоятельно в автоматизированном режиме по документам, находящихся в пенсионных делах. И лишь гражданам, у которых имеются документы о работе, не учтенные при установлении пенсии, следует принести их в территориальные Управления по месту жительства. Это в основном касается тех, кто отработал более 45 лет (для мужчин) и более 40 лет (для женщин), поскольку именно этот стаж был предельным для расчета пенсии, и многие не считали необходимым подтверждать стаж сверх этого срока.
В настоящее время в Пенсионном фонде полным ходом идет подготовительная работа по всем направлениям. Работа строится четко по заранее разработанным планам и графикам. Сотрудники всех территориальных органов ПФР заняты проверкой пенсионных дел граждан на предмет полного учета трудового стажа, это более 100 тысяч дел. При необходимости работа с пенсионером проводится индивидуально. Весь объем работы должен быть завершен к декабрю с тем, чтобы  обеспечить выплату пенсий за январь 2010 г. в новых размерах уже в конце декабря тем пенсионерам, чья дата доставки приходится на новогодние праздники.
Проведя весь комплекс мероприятий по реализации нового законодательства, средний размер трудовых пенсий в республике на 1 января 2010 года достигнет 6400 рублей.
Напомню, что в текущем году увеличение пений осуществлено  трижды, С 1 марта – базовая часть трудовой пенсии была увеличена на 8,7 %, с 1 апреля и с 1 августа был увеличен размер страховой части трудовой пенсии на 17.5 % и на 7,5 % соответственно. С декабря еще будет индексация базовой части на 31,4%. Таким образом, уровень роста пенсий только за 2009 год в среднем составит 1600 рублей или 40 %  увеличения по сравнению с прошлым годом. 

 

Вопросы по реализации Федерального закона 213-ФЗ в части осуществления социальных выплат к пенсии неработающим пенсионерам до республиканского уровня прожиточного минимума пенсионера:

 

1. Кто имеет право на федеральную социальную доплату к пенсии?
Пенсионер, проживающие на территории Российской Федерации, не осуществляющие трудовую и (или) иную деятельность имеют право на  федеральную социальную доплату к пенсии в  размере, чтобы общая сумма материального обеспечения этого пенсионера с учетом данной доплаты к пенсии достигла величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации, но не более величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. На 2010 г. величина прожиточного минимума пенсионера  в Карачаево-Черкесской Республике   установлена в размере 4190 рублей. 

 

2. Какие меры социальной поддержки учитываются при подсчете  общей суммы материального обеспечения пенсионера?
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации:
1)     пенсий;
2)     дополнительного материального (социального) обеспечения;
3)     ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);
4)     иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).

 

3.  Меры социальной поддержки в натуральной форме будут  учитываются при подсчете общей суммы?
Меры социальной поддержки, предоставляемые пенсионеру в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в натуральной форме не учитываются,  за исключением  денежных эквивалентов:
- по оплате пользования телефоном;
-  по оплате жилых помещений и коммунальных услуг;
- по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугороднего).  

 

4.  Социальная доплата к пенсии бессрочная или ограничивается, каким либо сроком?
Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней на срок, на который установлена соответствующая пенсия и будет пересматриваться    при изменении величины прожиточного минимума пенсионер,  при изменении (индексации) размеров денежных выплат, при изменении денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций.

 

5. Пенсионеры должны лично обращаться в Пенсионный фонд с заявлением, чтоб им установили социальную доплату к пенсии?
На предварительном этапе для установления социальной доплаты от гражданина не потребуется никаких дополнительных действий по сбору справок или документов. Не нужно даже писать заявления. 

 

Вопросы по отмене единого социального налога, переходу на страховые взносы (администрирование страховых взносов), федеральный закон 212-ФЗ.


В соответствии с принятыми законами с 1 января 2010 года единый социальный заменяется страховыми взносами в бюджеты обязательного пенсионного, обязательного медицинского и социального страхования. При этом функция администрирования взносов в Пенсионный фонд и фонды обязательного медицинского страхования будет передана от налоговых органов Пенсионному фонду Российской Федерации. 

 

1. С 2011 г. размер страховых взносов увеличится до 34%. На кого ложится главная нагрузка: на государственный бюджет, на самих людей, которые в будущем станут пенсионерами или на бизнес?
Государство в рыночной экономике никому пенсии не платит, за исключением отдельных категорий граждан и видов пенсионного обеспечения, которые предусмотрены отдельными законодательными актами. Пенсия – это дело страхователей, т.е. работодателей, и застрахованных лиц. И именно за счет страховых взносов, которые выплачивают работодатели  в пользу своих работников, формируются их права и осуществляется выплата пенсий. Поэтому чем больше взнос, тем выше пенсия. Тариф страхового взноса - это определенный компромисс,  на который идет государство и бизнес, для того чтобы и размер пенсии был достаточно высок,  и чтобы это стремление повысить пенсии не придавило бы бизнес.
34% это суммарный тариф во все внебюджетные фонды. Вечный парадокс пенсионной системы: работодатели жалуются, что тариф высокий, а пенсионеры - что пенсии маленькие. Если мы хотим реализовать минимальную норму Международной организации труда о размере пенсии не ниже 40% утраченного заработка, то нам нужен тариф только на пенсионное обеспечение – 28%. Компромиссное решение - 26%.
Кроме того, Правительство сочло возможным в ходе обсуждения антикризисной программы с Российским союзом промышленников и предпринимателей, перенести увеличение этой нагрузки на один год. Таким образом, уровень ставки на 2010 г. не изменится. Кроме того, для отдельных категорий страхователей, применяющих специальные и льготные налоговые режимы, законом предусмотрен переходный период и полную сумму взноса в 34% они начнут платить только в 2015 г. (сельскохозяйственные товаропроизводители, организации, использующие труд инвалидов и др.).
Компенсация выпадающих доходов Пенсионному фонду будет проводиться  за счет средств  федерального бюджета.
У бизнеса есть время адаптироваться к сложившейся ситуации. И очень важно, чтобы бизнес понимал, что страховые взносы – это не налог , а отложенная заработная плата, которая возвращается к нам в виде пенсионных выплат. 

 

2. Почему меняется размер фонда оплаты труда, с которого будут взиматься страховые взносы?
Необходимость в этом есть. В действующей системе существует регрессивная шкала, согласно которой чем выше заработок, тем ниже тариф.
Регрессивная шкала ЕСН несколько лет не индексировалась.
В новом законе регрессивная шкала убирается,  вводится страховой взнос и предельный заработок в 415 тысяч рублей.
Следует отметить, что заработок почти 90% работников не превышает установленного законом размера, таким образом, заработок почти 90% россиян можно считать застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования.
Этот предельный заработок, облагаемый взносами, будет ежегодно индексироваться по индексу роста заработной платы. Льготы и привилегии для отдельных застрахованных отменяются. Все будут платить одинаковый тариф и облагаемый фонд оплаты труда. Эти меры создают возможность получать единый объем прав для всех пенсионных категорий.
Заработок, превышающий 415 тысяч рублей, может страховаться самим гражданином уже с использованием негосударственных институтов (негосударственные пенсионные фонды, корпоративные добровольные системы пенсионного обеспечения), существует также программа государственного  софинансирования пенсионных накоплений участие в которых позволит им увеличить свою будущую пенсию не увеличивая нагрузки на бюджет и работодателя. 

 

 

Вопросы по реализации Федерального закона 56-ФЗ:

 
 

1.  Программа государственного софинансирования пенсий действует уже год. Каковы промежуточные итоги?
По   состоянию   на   15.10.2009г.  в   Карачаево-Черкесской республике   в   рамках реализации Федерального закона вступили в Программу софинансирования более 6 тыс. граждан (1,4% от численности населения республики). Средний возраст граждан, вступивших в добровольные правоотношения по уплате дополнительных страховых взносов, - 41 год.
По возрастной категории наибольший процент платежей ДСВ поступает от застрахованных лиц в возрасте от 40 до 60 лет.
Из общего количества граждан, обратившихся в органы ПФР с заявлением, 70% женщины.
Общая сумма поступивших платежей по дополнительным страховым взносам в республике составляет 4,9 миллионов рублей.
Средний  размер платежа на одного участника по состоянию на 15.10.09 г. составил 1729,62 рублей. 18 застрахованных лиц внесли платежи в размере  12000 рублей.
134 организации на основании заявлений 2640 своих сотрудников осуществляют перечисление ДСВ с последующим предоставлением реестров в законодательно установленные сроки. 219 застрахованных лиц осуществляют платежи самостоятельно.
Необходимо обратить особое внимание, что государство обязуется удвоить сумму при условии, если гражданин вносит за год не менее 2 000 рублей. Так же следует заметить, что софинансируется сумма не более 12 тысяч рублей в год и внесена она должна быть до 31 декабря текущего года.
Платить можно помесячно или разовым платежом, причем как через бухгалтерию своего предприятия, так и через любой банк. Программа рассчитана на 10 лет с момента первого взноса.
Из общего числа, вступивших в добровольные правоотношения по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, каждый второй участник программы  в республике осуществляет платежи, что значительно превышает средний российский показатель. Это обусловлено тем, что значительное количество граждан осуществляют платежи через работодателя, которые в свою очередь не создают препятствий гражданам для реализации своих прав.

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ