События

Тезисы к пресс-конференции по актуальным вопросам пенсионного обеспечения.

Вступительное слово:

- Сегодня мы расскажем вам об итогах работы Отделения Пенсионного фонда в 2013 году и планах на 2014-й.

Текущий размер пенсий и их предстоящая индексация.

Первый и, вероятно, закономерный вопрос, возникающий в разговоре о пенсионном обеспечении – это текущий размер выплат, ежемесячно выплачиваемых пенсионерам в Карачаево-Черкесии. Финансирование выплат пенсий и социальных выплат по линии ПФР в течение года проходили в республике своевременно и в полном объёме.  Всего на выплату пенсий и пособий в 2013 году Отделение направило  14,9 млрд. рублей.

Трудовые пенсии 105 тысяч пенсионеров в течение года были проиндексированы дважды:

- 1 февраля - на 6,6%,

- 1 апреля - на 3,3%.

Социальные пенсии 1 апреля были увеличены на 1,81%.

В августе была проведена корректировка трудовых пенсий 30 тысячам работающих пенсионеров.

В результате средний размер пенсии по КЧР составил – 8693 рубля

- средний размер трудовой пенсии по старости – 9592 рублей

- средний размер социальной пенсии – 6559 рублей.

В 2014 году Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации продолжит работу по обеспечению выплаты пенсий и пособий вовремя и в полном объеме. Все необходимые для этого финансовые средства, а также средства для индексации пенсий в 2014 году, заложены в бюджете Пенсионного фонда на 2014 год в размере 15,5 млрд. рублей.

В текущем году пенсии также будут повышаться дважды:

- первая индексация на 6,5% прошла уже с 1 февраля

-  с 1 апреля пенсии будут увеличены более чем на 2%.

Пенсии по государственному обеспечению, в том числе социальные пенсии, с 1 апреля увеличатся ориентировочно на 17,6 %.

Тогда же, 1 апреля, будут на 5% проиндексированы размеры ежемесячных денежных выплат федеральным льготникам.

По предварительным прогнозам ожидается, что по итогам индексаций и перерасчёта страховой части трудовой пенсии работающих пенсионеров средний размер трудовой пенсии  по старости составит - 10400 рублей, социальной пенсии – 7713рублей.

В течение года минимальный уровень пенсионного обеспечения жителей республики будет по-прежнему не ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе – 5827 рублей. Если размер пенсии в совокупности с другими причитающимися неработающему пенсионеру выплатами будет ниже прожиточного минимума, то ему будет установлена социальная доплата. На 1 января 2014 года федеральная социальная доплата к пенсии установлена 11,7 тысячам пенсионеров.

Выплата средств пенсионных накоплений.

С июля 2012 года органы ПФР в Карачаево-Черкесской Республике приступили к исполнению пакета федеральных законов, регламентирующих реализацию гражданами накопительного компонента трудовой пенсии. На данный момент за выплатами  средств пенсионных накоплений обратилось более шести тысяч граждан.

Более 99 % обратившихся в Пенсионный фонд, получили свои пенсионные накопления в виде единовременной выплаты. Два человека получают накопленные средства в виде срочной пенсионной выплаты, восемь – в виде накопительной части трудовой пенсии по старости.

Подавляющее большинство жителей республики, обратившихся в ПФР, – вышедшие на досрочную трудовую пенсию мужчины моложе 1953 года рождения и женщины моложе 1957 года, за которых с 2002 по 2004 год работодатели уплачивали страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии по тарифу 2%, а также пенсионеры-участники программы софинансирования пенсий.

Средний размер установленной единовременной выплаты в регионе составляет  5697 рублей, срочной выплаты – 385 рублей в месяц, накопительной части – 581 рубля в месяц.

Материнский (семейный) капитал.

Ещё одно важное направление в деятельности органов Пенсионного фонда - предоставление материнского капитала.

Согласно законодательству размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. С 1 января 2014 года размер материнского капитала составил  429 тысяч 408 рублей 50 копеек. В случае, если часть средств материнского капитала владельцем сертификата была уже использована, остаток средств индексируется в том же порядке, что и вся сумма капитала: на величину темпа роста инфляции, т.е. на 5%.

На территории Карачаво-Черкесской республики семьям, в которых с 1 января 2007 года был рождён второй, третий или последующий ребёнок, территориальными органами пенсионного фонда РФ выдано около 20000 сертификатов на М(С)К.

Заявление о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала подали 6878 семей.

По-прежнему,  самым востребованным направлением в использовании средств материнского семейного капитала у жителей КЧР является улучшение жилищных условий. 6815 семей распорядились средствами в этом направлении.

Из них: 1495 семей направили средства на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение жилого помещения; 4854 семьи приобрели жилье по договору купли-продажи; 466 семей направили средства на строительство и реконструкцию жилья.

На образование детей направили средства 60 семей.

3 мамочки направили средства материнского капитала на накопительную часть своей будущей пенсии.

Таким образом, к концу 2013 г. средствами МСК в той или иной степени распорядились 35% владельцев сертификатов.

Всего с момента старта Программы государственной поддержки семей с детьми владельцам сертификатов на материнский семейный капитал в соответствии с их заявлениями направлено 2 363 515 271  рубль,  в том числе в 2013 г. 590 898 602 рубля.

Перечень направлений в использовании средств на 2014 год не претерпел изменений, и нелишне напомнить владельцам сертификатов о необходимости следования законодательству в распоряжении материнским капиталом. В случае, если владелец сертификата получил  предложение различными путями обналичить средства материнского капитала, ему ни в коем случае не следует соглашаться на участие в подобной махинации. Попытки незаконного использования средств отслеживаются и пресекаются.

В Отделении Пенсионного фонда по Карачаево-Черкесской республике действует телефон «Доверия», по которому можно сообщить об имеющихся фактах незаконного использования средств МСК: (8782)25-23-91.

Администрирование страховых взносов.

С 2010 г. Пенсионный фонд осуществляет администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, что включает в себя учет платежей, зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов и взыскание задолженности по платежам.

В 2013 г. совокупный размер тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды составил 27,1%. Из них 22% - в Пенсионный фонд РФ, 5,1% - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Указанные тарифы страхователи применяли к базе для начисления страховых взносов в сумме,  не превышающей 568 тысяч рублей в год плюс 10% сверх указанной  суммы. Для некоторых категорий плательщиков применялся пониженный тариф

В 2013 г. поступление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составило 3468,5 млн. рублей (105,4% годового прогноза). Это на 503,6 тыс. руб. (или на 17%) больше соответствующего показателя в 2012 г.  В бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования поступило 745,6 млн. рублей (107,7% от годового прогноза).

Увеличение объема поступлений связано не только с увеличением тарифа и базы начисления страховых взносов, но и повышением эффективности взаимодействия с плательщиками.

Одной из основных задач ПФР по администрированию является работа по взысканию задолженности. В 2013 г. Отделением было направлено в кредитные организации  28582 инкассовых поручения на сумму более 230 млн. рублей. Исполнено банками 18901 инкассовое поручение на сумму более 111,3 млн.рублей.

Если говорить о доле задолженности в объеме начисленных страховых взносов, то она составила 1,4% на обязательное пенсионное страхование и 1,6% на обязательное медицинское страхование, что ниже среднеокружных показателей, которые составляют 1,6 и 1,6 процента соответственно.

Более 177 млн. руб. задолжали предприятия и организации республики в ОПФР по КЧР. В частности, задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в размере, превышающем 1 млн. рублей (включая задолженность за 2002 – 2009 гг.), имеют 27 предприятий КЧР (на 6 предприятий больше, чем в прошлом году).

Что касается плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, глав и членов КФХ, то по состоянию на 01.01.2014 года сумма задолженности по данной категории плательщиков составляет 237,7 млн. руб. за 2010-20112 годы. Доля задолженности в общем объеме начисленных взносов - 29,3% на ОПС и 29,9% на ОМС, что ниже среднеокружных показателей (31,6 и 32,2 соответственно), но значительно выше среднероссийских значений (20,3 и 20,6 соответтвенно).

Отделение активно сотрудничает с Министерствами и ведомствами республики, федеральными структурами, правоохранительными органами в целях мобилизации доходов и погашения задолженности. В 2013 г. внедрен электронный документооборот по обмену информацией о должниках со службой судебных приставов, оперативное использование которой позволит значительно улучшить эффективность и результативность совместной работы.

В рамках мероприятий по улучшению взаимодействия между Пенсионным фондом и плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в конце 2013 г. был открыт электронный  «Личный кабинет плательщика». Он предназначен для всех категорий плательщиков и включает в себя 7 основных сервисов.

Пенсионный фонд приглашает всех плательщиков страховых взносов воспользоваться сервисами ЛКП. Для подключения необходимо пройти предварительную регистрацию путем подачи заявки через телекоммуникационные каналы связи  в случае подключения страхователя к электронному документообороту ПФР, по почте, при личном обращении. Код активации направляется плательщику не позднее 5 рабочих дней после подачи заявки.

Подключение к ЛКП позволяет проводить сверку расчетов, получать реестр платежей с учетом исполненных решений о зачетах – возвратах, сдавать расчеты РСВ-1 без ошибок в результате их предварительной проверки не только на соответствие форматно – логическому контролю, но и данным  информационной базы об учтенных платежах, а также данным из расчетов РСВ-1 за предыдущие периоды, оформить безошибочное платежное поручение для безналичной оплаты и квитанцию для уплаты наличными средствами. ЛКП позволяет плательщику экономить время на подготовку и сдачу отчетности, осуществлять дистанционную сверку платежей в разрезе каждого месяца.

Одним из приоритетных направлений деятельности Отделения остается подключение страхователей к электронному документообороту ПФР. Следует отметить, что ежегодно увеличивается количество страхователей, которые предоставляют отчетность  в ПФР в электронном виде. В 2013 году их число выросло до 75 процентов.

В рамках совершенствования пенсионной системы в конце 2013 г. было принято несколько законодательных актов, регламентирующих применение законодательства об обязательном пенсионном страховании.

В частности, начиная с расчетного периода 2014 г.  страховые взносы на обязательное пенсионное страхование  за указанный и последующие периоды необходимо будет перечислять в ПФР единым платежным документом по общему тарифу 22% без распределения на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии. При оформлении расчетного документа следует применять КБК, предназначенный для учета платежей, поступивших в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии.

После того, как средства поступят в ПФР, закон устанавливает обязанность пенсионного фонда самостоятельно распределять поступившую сумму страховых взносов, на финансирование страховой части и накопительной части трудовой пенсии с учетом выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения (0 или 6% на накопительную часть трудовой пенсии).

Учет страховых взносов, поступивших на выплату накопительной части трудовой пенсии, будет осуществляться на основании данных персонифицированного учета об уплаченных страховых взносах в зависимости от выбранного застрахованным лицом варианта пенсионного обеспечения.

Таким образом, именно изменения, направленные на установление нового порядка перераспределения тарифа страхового взноса на финансирование накопительной части трудовой пенсии, внесли концептуальные изменения в законодательство об обязательно пенсионном страховании.

Новый порядок перераспределения тарифа заключается в следующем: застрахованные лица 1967 г. рождения и моложе до 31 декабря 2015 г. включительно вправе решить, направлять на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6 процентов тарифа страховых взносов или отказаться от финансирования этой части трудовой пенсии вовсе. В случае отказа все 6 процентов будут направлены на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Пока застрахованное лицо не сделало свой выбор в пользу формирования накопительной части трудовой  пенсии, т.е. не обратилось в пенсионный фонд с заявлением о переходе в НПФ, предварительно заключив с ним договор об обязательном пенсионном страховании; о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании; о выборе расширенного инвестиционного портфеля или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании – 6% тарифа будут направляться на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Аналогично будет распределен тариф,  если застрахованное лицо не реализует свое право до 31 декабря 2015 г.

Следует отметить, что лица 1967 г. рождения и моложе в отношении которых с 1 января 2014 г. впервые начисляются обязательные пенсионные взносы, вправе сделать выбор в пользу направления 6 % тарифа страхового взноса на формирование накопительной части трудовой пенсии до 31 декабря года,  в котором истекает пятилетний период с момента первого  начисления пенсионных взносов. Если до этого момента данные лица не достигли 23 лет, то право выбора сохраняется за ними до 31 декабря года, в котором им исполнится такое количество лет.

Новый тариф страхового взноса начинает применяться только с 1 января года, следующего за годом подачи в ПФР заявления о выборе.

В отношении лиц, которые до 31 декабря 2013 г. выбрали вариант формирования накопительной части трудовой пенсии, в 2014 г. 6 % тарифа  будет направляться на финансирование накопительной части трудовой пенсии при условии внесения НПФ в реестр участников системы гарантирования прав застрахованных лиц. Т.е. сегодня начато создание системы гарантирования сохранности пенсионных накоплений: чтобы никто из граждан не мог в будущем получить средств меньше чем перечислено страховых взносов на их счета. Включение НПФов в новую систему будет осуществляться только после проверки их на соответствие новым требованиям, включая изменение организационно – правовой формы (к частным управляющим компаниям установлены дополнительные требования Банком России).

После того как НПФ начнут входить в систему гарантирования,  пенсионные накопления граждан, которые выбрали их страховщиками, со следующего квартала будут направлены в эти НПФы, кроме того, взносы за второе полугодие 2013 г. будут также им переданы.

Пока НПФы будут проходить процедуру преобразования в акционерные общества, проверку ЦБ и вступать в систему гарантирования пенсионных накоплений, новые пенсионные накопления, которые придут от работодателей в 2014 г., останутся в солидарной части. Средства пенсионных накоплений, которые были переданы в НПФы в предыдущие годы, останутся у них, они и продолжат управление этими деньгами.

В 2014 г. также вступил в силу закон о дифференциации взносов в зависимости от доходов предпринимателей.

Так, если годовой доход гражданина составит не более 300000 рублей, взносы будут рассчитываться как  произведение МРОТ на тариф пенсионных взносов и на 12 месяцев (5554 *26*12). Соответственно сумма взносов в ПФР составит 17328,48 рубля.

Для глав крестьянско – фермерских хозяйств, уплачивающих страховые взносы за себя и за каждого члена хозяйства, это произведение умножается на количество членов КФХ включая главу.

В случае если доход предпринимателя превысит установленный порог, то к этой сумме необходимо будет дополнительно выплатить один процент от суммы свыше 300000 рублей. При этом максимальный размер взносов не может превышать произведение восьмикратного размера МРОТ на тариф и на 12 месяцев.         Информацию о доходах самозанятых лиц ПФР будет получать от налоговых органов.

Если предприниматель не предоставит информацию о своих доходах в налоговую инспекцию, пенсионные взносы ему будут рассчитаны в максимальном размере (138627,84 руб.)

Кроме того, внесены изменения в сроки уплаты страховых взносов самозанятым населением: в пределах дохода до 300000 руб. взносы уплачиваются до 31 декабря текущего года, а один процент от суммы, превышающей этот доход – в срок до 1 апреля следующего года.

Представители самозанятого населения (за исключением глав крестьянско – фермерских хозяйств) по прежнему будут освобождены от предоставления отчетности в ПФР.

Инвестирование средств пенсионных накоплений.

Активность граждан в области инвестирования средств пенсионных накоплений в Карачаево – Черкесской Республике остается невысокой по сравнению с другими регионами. Вместе с тем, за прошедший год от жителей республики принято 727 заявлений, что является рекордным показателем активности населения по сравнению с предыдущими годами.

Всего 122 молчуна впервые решили заняться формированием своей  накопительной пенсии.

При этом  320 граждан, а это 44% от общего количества поданных заявлений, впервые решили перевести свои пенсионные накопления из ПФР в негосударственные фонды и УК.

Кроме того, итоги переводной кампании 2013 г. показали  заинтересованность жителей республики в формировании своих пенсионных накоплений в негосударственных пенсионных фондах  с положительной доходностью. Так, от 10 граждан поступили заявления о переводе пенсионных накоплений из одного НПФ в другой. Также увеличилось число клиентов и у управляющих компаний, куда свою накопительную часть пенсии перевели 190 человек.

Таким образом, с учетом итогов переводной кампании 2013 г. выбор в пользу формирования накопительной пенсии сделал уже 2661 житель республики.

Хочется отметить, что в 2014 г. изменился порядок выбора страховщика по обязательному пенсионному страхованию в части формирования пенсионных накоплений. Изменения вызваны непрекращающимися из года в год жалобами граждан на неправомерный перевод их накоплений в НПФ. Если раньше подать заявление о выборе НПФ можно было в любом НПФ, то с 2014 г. такое заявление (предварительно заключив соответствующий договор с выбранным НПФ) можно подать только в Пенсионный фонд России в любой его клиентской службе.

Программа государственного софинансирования (реализация Федерального закона от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ).

Для граждан государством предусмотрена возможность существенно увеличить размер пенсионных накоплений, уплачивая дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в рамках действующей с 2009 года Программы государственного софинансирования пенсий. 

На сегодняшний день в Программу вступили 8708 жителей республики. За годы реализации Программы – с 1 января 2009 года, когда вступившие смогли уплатить первые взносы, сумма уплаченных гражданами дополнительных страховых взносов составляет более 35,5 млн. рублей. За 2013 год уплачено 10,1 млн. рублей.

Напоминаем гражданам, что участниками программы являются граждане, вступившие в Программу до 1 октября 2013 г. Право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений предоставляется в текущем календарном году застрахованным лицам, уплатившим в предыдущем календарном году дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в сумме не менее 2000 рублей.

Вот вкратце вся информация, ждем ваших вопросов!

Вопросы-ответы.

1.         Продолжает ли Пенсионный фонд  в 2014 году осуществлять социальные доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума?

Пенсионер, проживающие на территории Российской Федерации, не работающие(!), по-прежнему имеют право на федеральную социальную доплату к пенсии в размере, чтобы общая сумма материального обеспечения этого пенсионера с учетом данной доплаты к пенсии достигла величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации, но не более величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации.

С 1 января 2014 года выплаты неработающим пенсионерам Карачаево-Черкесии в общей сумме должны составлять не менее 5827 рублей в месяц. Именно такой прожиточный минимум пенсионера установлен Законом Карачаево-Черкесской республики от 17.10.2013 года № 56-РЗ «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Карачаево-Черкесской республике на 2014 год».

По состоянию на 1 января 2014 года в нашей республике федеральную социальную доплату получают 19316 человек.

 2. С принятием новой пенсионной формулы, будут ли в России выплачиваться по-прежнему социальные пенсии и осуществляться социальные доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума?

Новая пенсионная формула не будет применяться к назначению пенсий по государственному пенсионному обеспечению – она предназначения исключительно для назначения пенсий гражданам, имеющим трудовой стаж.

При этом если общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания, ему по-прежнему будет устанавливаться социальная доплата к пенсии до ПМП в регионе. При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются все виды пенсий, ежемесячная денежная выплата (включая стоимость набора социальных услуг), дополнительное материальное обеспечение и другие меры социальной поддержки.

3. После принятия новой формулы, в какую часть пенсии лучше направить больше отчислений страховых взносов работодателя – в страховую или накопительную? Какой тариф выбрать 0 или 6%?

Какой вариант выгоднее – решает сам гражданин. При принятии решения о выборе в первую очередь важно помнить, что страховая пенсия гарантированно увеличивается за счет ежегодной индексации по уровню не ниже инфляции. В то время как накопительная пенсия – это пенсионные накопления, которые передаются из ПФР в управление негосударственному пенсионному фонду или управляющей компании и инвестируются ими на финансовом рынке.

Накопительная часть не индексируется государством. Доходность пенсионных накоплений зависит исключительно от результатов их инвестирования, то есть могут быть и убытки. В случае убытков гарантируется лишь выплата суммы уплаченных страховых взносов на накопительную часть пенсии.

Если гражданин отказывается от формирования пенсионных накоплений, тариф страховых взносов его работодателя в Пенсионный фонд России в размере 22% будет направляться на формирование его страховой части пенсии. Важно отметить, что даже в этом случае все сформированные на этот момент пенсионные накопления граждан будут по-прежнему инвестироваться и выплачены в полном объеме, с учетом инвестиционного дохода, когда граждане получат право выйти на пенсию и обратятся за ее назначением.

Возможность выбрать свой тарифный план (все 22% тарифа направить на формирование страховой части пенсии или 6% из них направить на формирование накопительной части пенсии) будет продлена до 31 декабря 2015 года. Подать заявление об отказе от формирования накопительной части пенсии можно до 31 декабря 2015 года включительно.

4. Продолжает ли свою работу Программа государственного софинансирования пенсии?

Вступление в Программу государственного софинансирования пенсии закончилось 30 сентября 2013 года. Всем тем, кто стал ее участниками в установленном порядке, а это более 8700 жителей Карачаево-Черкесии, государство обеспечит софинансирование взносов на будущую пенсию в течение 10 лет с года первого взноса при условии, что их добровольные взносы составят не менее 2 000 рублей в год.

ПФР продолжает прием и обработку платежей, разнесение их по индивидуальным лицевым счетам участников программы.

Бланк платежной квитанции с необходимыми реквизитами можно получить как в территориальном органе ПФР по месту жительства или в самом банке, так и скачать в соответствующем разделе интернет-сайта Пенсионного фонда.

За 2009-2012 годы государство в полном объеме прософинансировало добровольные взносы участников Программы.

В бюджете ПФР на 2014 год на софинасирование взносов участников программы учтено 9,4 млрд. рублей; в 2015 году – 10,7 млрд. рублей; в 2016 году – 12,4 млрд. рублей. Таким образом, Программа государственного софинансирования продолжается без изменения правил участия в ней, единственное – прием новых участников в Программу в соответствии с нормой федерального закона завершен.

5. Вопрос о выплатах пенсионных накоплений. Есть три способа выплаты пенсионных накоплений: единовременная выплата, срочная выплата и выплата в виде накопительной части трудовой пенсии по старости. Можно выбрать любой способ?

В первых, для получения выплат из средств пенсионных накоплений должны совпасть два фактора: человек должен иметь право на назначение трудовой пенсии по старости (или уже являться пенсионером) и иметь средства пенсионных накоплений, зафиксированные на индивидуальном лицевом счете в Пенсионном фонде.

И во вторых, для каждого способа выплат есть требования.

Единовременная выплата назначается, если пенсионные накопления гражданина составляют 5 и менее процентов по отношению к общему размеру трудовой пенсии (страховая + накопительная часть).

Срочная пенсионная выплата возможна только для участников Программы государственного софинансирования пенсии, делавших дополнительные взносы, и владельцев сертификата на материнский (семейный) капитал, которые направили его средства на формирование будущей пенсии. Продолжительность такой пенсионной выплаты – не менее 10 лет.

Наконец, пенсионные накопления граждане смогут получить в виде накопительной части трудовой пенсии по старости. В 2013 году ее размер рассчитывается исходя из ожидаемого периода выплаты в 19 лет. Накопительная часть пенсии всегда назначается с условием ее получения пожизненно.

6. Изменился ли порядок наследования пенсионных накоплений?

Напомню, правопреемники могут получить все пенсионные накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета своего родственника, если он был участником системы обязательного пенсионного страхования.

Изменения произошли в следующем, ранее выплаты средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляются только в том случае, если гражданин не дожил до того момента, когда ему была бы назначена накопительная часть пенсии.

С 1 июля 2012 года правопреемники умершего застрахованного лица смогут получить и остаток средств пенсионных накоплений, невыплаченных в виде срочной пенсионной выплаты, которая предусмотрена для граждан-участников Программы государственного софинансирования пенсии, а также владелиц сертификатов на материнский капитал, направивших его средства на формирование своей пенсии.

При этом следует отметить, что круг правопреемников различен для средств пенсионных накоплений тех, кто платил дополнительные страховые взносы и сформированных за счет материнского (семейного) капитала. В первом случае – правопреемники могут определяться либо по заявлению владельца накоплений, либо, при отсутствии заявления, - по действующему порядку выплат средств пенсионных накоплений. То есть правопреемники первой очереди - переживший супруг, дети, родители. А вот для остатка средств материнского капитала – правопреемники по сертификату на материнский капитал – отец ребенка или непосредственно сам ребенок (дети).

7. В связи с чем возникла необходимость создания системы гарантирования сохранности пенсионных накоплений?

Необходимость создания системы гарантирования сохранности пенсионных накоплений назрела. В деятельности НПФ выявлены множественные нарушения.

Одним из видом нарушений со стороны негосударственных пенсионных фондов и их агентов является неправомерный перевод средств пенсионных накоплений застрахованных лиц в НПФ. Жалобы на подобные действия продолжают поступать от застрахованных лиц в ПФР. С 1 января по 31 августа 2013 года в территориальные органы ПФР поступило 737 письменных обращений застрахованных лиц на подобные факты. Это недопустимо высокое значение. Оно должно быть снижено до минимального уровня за счет усиления контроля за действием НПФ и ужесточения наказания за подобные противоправные действия.

Также продолжается практика отражения НПФэми на счетах застрахованных лиц  убытков, что является нарушением прав застрахованных лиц и прямо запрещено законом «О негосударственных пенсионных фондах».

Принимая во внимание огромную социальную роль, которую призвана выполнять государственная пенсионная система, деятельность негосударственных фондов, особенно учитывая их все более возрастающее значение в структуре обязательного пенсионного страхования, по-прежнему остается проблемной сферой, способной подорвать доверие населения к пенсионной политике государства.

При введении системы гарантирования сохранности пенсионных накоплений дудет гарантироваться их выплата в размере номинала, т.е. фактически уплаченной суммы страховых взносов на накопительную часть страховых взносов.

8. Отмена пенсионных накоплений в 2014 г. означает их конфискацию? Это делается для ликвидации дефицита бюджета Пенсионного фонда?

Все пенсионные накопления граждан остаются под управлением государственной управляющей компании Внешэкономбанка, выбранного НПФ или частной УК. Новые поступления в 2014 году в размере 6% процентов, которые сейчас идут в накопительную часть, будут временно переводиться в страховую часть. Не будет лишения граждан их пенсионных накоплений, все пенсионные права граждан в денежном выражении будут учтены на лицевых счетах.

Пауза в переводе пенсионных накоплений в 2014 году в НПФ взята, чтобы повысить защищенность пенсионных накоплений, гарантировать их сохранность. К ликвидации дефицита бюджета ПФР данная мера не имеет отношения. В 2014-2015 гг. будет проведена реорганизация НПФ и создана система гарантирования сохранности пенсионных накоплений.

Сформированные пенсионные накопления гарантированы государством и будут выплачены при выходе гражданина на пенсию.

9. Будут ли по новым правилам засчитываться в стаж периоды прохождения службы в армии, ухода за ребенком и т.д.?

В новых правилах расчета трудовой пенсии засчитываются в стаж следующие социально значимые периоды жизни человека:

- период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

- период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

- период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

- период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 4,5 лет в общей сложности;

- период получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

- период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

- период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

- период проживания за границей супругов дипломатов и консулов, но не более пяти лет в общей сложности.

10. Сохраняется ли право для многодетных матерей и матерей, воспитывающих детей-инвалидов, обращаться за назначением пенсии досрочно?

Да. Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости будет предоставлено женщинам, родившим пятерых и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, одному из родителей инвалида с детства, воспитавшему его до достижения им возраста 8 лет, опекунам ребенка-инвалида или гражданину, являвшемуся опекуном ребенка-инвалида, воспитавшим его до достижения им возраста 8 лет.

11. Будут ли с 1 января 2015 года сохранены пенсии для досрочников?

Досрочные пенсии будут сохранены в полном объеме.

У работника, имеющего необходимый стаж на вредном или опасном производстве, право на трудовую пенсию будет возникать до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

В настоящее время на общественное и экспертное обсуждение вынесен законопроект о постепенном преобразовании института досрочных пенсий в корпоративные пенсионные системы. Законопроект предусматривает механизмы стимулирования работодателей, которые предлагают своим работникам на вредных и опасных производствах участвовать в корпоративных пенсионных системах, что обеспечивает гражданам дополнительное пенсионное обеспечение сверх пенсии по обязательному пенсионному страхованию.

12. С началом 2014 г. произошли значительные изменения в трудовом законодательстве, которые касаются регулирования вопросов охраны труда и предоставление работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях. В связи с этим, какие изменения произошли в законодательных актах об обязательном пенсионном страховании?

В конце прошлого года законодатели приняли федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Согласно этому документу на смену аттестации рабочих мест пришла спецоценка, проводить которую должны все без исключения работодатели.

Спецоценка – это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.

Обязанность по проведению и финансированию лежит на работодателях. Таким образом, специальную оценку должны проводить все без исключения кампании, а также ИП, принявшие на работу сотрудников. В отношении условий труда надомников и тех, кто трудится удаленно, специальную оценку проводить не нужно. Спецоценку необходимо проводить независимо от присутствия на рабочем месте источников опасности. Это значит, что спецоценку рабочих мест офисного персонала нужно проводить в обязательном порядке.

По общему правилу спецоценку необходимо проводить не реже, чем один раз в пять лет.

Спецоценку проводит сторонняя организация, внесенная в специальный реестр.

В ходе спецоценки исследуются рабочие места на наличие или отсутствие вредных и опасных производственных факторов. Рабочие места, на которых не выявлены вредные и опасные факторы, заносятся в декларацию, которая представляется в трудовую инспекцию.

Места, на которых вредные и опасные факторы выявлены, подвергаются испытаниям и измерениям. По итогам каждому рабочему месту присваивается класс условий труда. Всего таких классов четыре: оптимальный, допустимый, вредный и опасный. В свою очередь вредные условия труда делятся на 4 подкласса: первой – четвертой степени.

Составляется отчет, с которым ознакамливается каждый работник под роспись.

Результаты специальной оценки используются фондом социального страхования для определения размера скидки или надбавки по взносам «на травматизм»  для того или иного страхователя.

В отношении Пенсионного фонда результаты спецоценки служат основание для назначения дополнительных тарифов по страховым взносам. Из статьи 58.3 Федерального закона «!» - ФЗ следует, что в зависимости от класса и подкласса значение тарифа может колебаться от 0 до 8 процентов.

Также результаты спецоценки применяются для организации медосмотров, для организации разработки мероприятий по улучшению условий труда.

Если специальная оценка условий труда не проводилась, работодателя могут привлечь к административной или уголовной ответственности.

13. Какой тариф страховых взносов будут платить работодатели?

В уплате страховых взносов ничего не изменится. Тариф страховых взносов работодателя в ПФР на страховую и накопительную пенсии по-прежнему составит 22% от базы для начисления страховых взносов до предельной величины облагаемой базы, размер которой ежегодно индексируется государством (+10% с сумм, превышающих порог, с которого уплачиваются страховые взносы).

Сегодня этот предельный годовой заработок составляет 624 тыс. рублей. Это делается для того, чтобы трудовая пенсия по старости у более высокооплачиваемых работников формировалась в размере, адекватном их заработку.

14. Будет ли выплачиваться пенсия работающим пенсионерам? Будет ли она ежегодно дополнительно увеличиваться 1 августа?

Пенсия работающим пенсионерам будет выплачиваться в полном объеме.

Страховые взносы, уплаченные после назначения пенсии, пойдут на выплаты пенсий тем, кто отложил выход на пенсию, и тем, кто действительно реально утратил заработок. В солидарной системе это естественно.

15. Когда истекает срок действия программы по предоставлению материнского капитала? Будет ли программа продлена?

Право на дополнительные меры государственной поддержки имеют граждане, родившие или усыновившие второго или последующего ребенка (детей) в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года.

Глава Государства Владимир Путин заявил, что программа материнского капитала будет действовать, как и предусмотрено, до конца 2016 года.

Вместе с тем Владимир Путин призвал подумать о том, что делать с этой программой после 2016 года. Он отметил, что если поддержки семей с детьми и будет продлена, то станет более адресной.

16. Стены домов и остановки продолжают пестреть объявлениями: «обналичим материнский капитал». Как не стать жертвой мошенников при использовании МСК?

Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской республике неоднократно в СМИ обращалось к владельцам государственных сертификатов на МСК: Материнский капитал нельзя обналичить. Сертификат на материнский капитал нельзя продать. Государство контролирует использование средств материнского капитала. Любые схемы «обналичивания» средств материнского капитала – незаконны, а лица, предлагающие такие услуги – мошенники.

Еще раз напоминаем, что основными направлениями использования средств материнского капитала являются: улучшение жилищных условий семьи, образование детей и увеличение будущей пенсии мамы. Направить средства материнского капитала по этим направлениям семья может, когда ребенку, после рождения которого был получен сертификат, исполнится 3 года. Исключением является погашение жилищных кредитов и займов.

Если владельцы сертификата соглашаются принять участие в предлагаемых «сомнительных» схемах нецелевого использования средств материнского капитала, он идет на совершение противоправного акта и может быть признан соучастником преступления, предусмотренного статьей 159 Уголовного Кодекса РФ.

Такого рода услуги являются незаконными. Правоохранительные органы расценивают «действия» по «обналичиванию» материнского капитала как мошенничество, причем в особо крупном размере. За подобные преступления Уголовный Кодекс предусматривает наказание до 10 лет лишения свободы.

За публикацию рекламных объявлений и схем на тему «обналичивания» средств материнского (семейного) капитала СМИ также будут привлекаться к ответственности в соответствии с законодательством.

Еще раз прошу, в случае обнаружения подобных объявлений, либо фактов мошенничества с материнским (семейным) капиталом, сообщить в Карачаево-Черкесское Отделение Пенсионного фонда по телефону «Доверия» в г.Черкесске: (8782)25-23-91.

17. Какая профилактическая работа со страхователями ведется Отделением по борьбе с «серыми зарплатами?

В настоящее время вопрос наличия «серых» схем оплаты труда, которые используют недобросовестные работодатели, остается актуальным.

В целях исполнения поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 7 мая 2013 г. №2468п-П13 Отделением Пенсионного фонда по КЧР совместно территориальными органами Федеральной налоговой службы, Фонда социального страхования, Федеральной службы по труду и занятости, Государственной инспекции труда и органами исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики ведется активная работа по легализации заработной платы, с целью выявления фактов выплат неофициальной заработной платы (заработной платы «в конвертах»), занижения налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц, налогу на прибыль организаций, налогу на добавленную стоимость и других налогов, базы для начисления страховых взносов и увеличения поступлений налогов и взносов в соответствующие бюджеты.

Для наиболее эффективного исполнения поручений Председателя Правительства РФ по мобилизации доходов бюджетов бюджетной системы РФ, 3 февраля 2014 года заключено соглашение о взаимодействии Отделения Пенсионного фонда РФ по КЧР и Государственной инспекции труда в КЧР в целях ликвидации задолженности по заработной плате и легализации правовых отношений граждан, осуществляющих трудовую деятельность.

В рамках этого взаимодействия Отделением и его территориальными органами выявляются работодатели, выплачивающие заработную плату ниже минимальной оплаты труда по Карачаево-Черкесии. Списки таких работодателей, ежеквартально направляются в Управление Федеральной службы по труду и занятости, Государственную инспекцию труда в КЧР, а так же передаются на рассмотрение в комиссии по легализации «теневой» заработной платы, проводимые территориальными налоговыми органами и межведомственными комиссиями при органах государственной власти республики.

В 2013 году было проведено 24 заседания комиссии по легализации заработной платы, на которые было приглашено 192 страхователя.

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ