События

Черкесск, 24 января 2014 года. 30 декабря 2013 года был принят Федеральный закон №400 – ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которому с 1 января 2015 года к внедрению планируется новая пенсионная формула, в которой будет воплощён целый ряд новшеств. Они выражены в слагаемых пенсионной формулы. 

Первое нововведение. Каждый отработанный год стажа при расчёте пенсии планируется оценивать в виде индивидуального пенсионного коэффициента за календарный год.

Индивидуальный пенсионный коэффициент за календарный год определяется как отношение суммы страховых взносов, уплаченных за каждый год за застрахованное лицо на страховую пенсию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» с 1 января 2015 года, суммы взносов, уплачиваемых с максимального взносооблагаемого заработка, умноженное на 10.

Чем выше заработная плата (официальный заработок до вычета подоходного налога), тем выше будет и индивидуальный пенсионный коэффициент за календарный год. Максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента за календарный год – 10. Для получения права на трудовую пенсию гражданин помимо необходимого страхового стажа должен будет накопить не менее 30 пенсионных коэффициентов.

Второе нововведение. При расчёте пенсии будет применяться стоимость пенсионного коэффициента, на каждый календарный год назначаемая в определённом размере.

Стоимость пенсионного коэффициента за соответствующий год утверждается Правительством Российской Федерации. При этом стоимость пенсионного коэффициента, применяемого при исчислении страховой пенсии в текущем году, не может быть менее стоимости пенсионного коэффициента, который применялся при исчислении пенсии в предыдущем году.

Третье нововведение. Размер индивидуального пенсионного коэффициента до 1 января 2015 года будет определяется как отношение размера страховой части трудовой пенсии по старости застрахованного лица (без учёта фиксированного размера страховой части трудовой пенсии по старости) по состоянию на 31 декабря 2014 года, исчисленный по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» к стоимости одного пенсионного коэффициента, установленной на 2015 год.

При реализации данных нововведений останется обязательным принцип сохранения пенсионных прав: пенсионные права, сформированные до даты перехода на новую формулу, фиксируются, сохраняются и не могут быть уменьшены.

Четвёртое нововведение. Планируется учитывать такие социально значимые периоды  жизни человека (так называемые, «нестраховые» периоды), как срочную службу в армии и уход за ребенком до 1,5 лет, так называемые, за которые будут присваиваться особые коэффициенты.

Периоды ухода за детьми (до 1,5 лет на каждого ребенка) также засчитываются в стаж, и за каждого ребенка начисляются: 1,8 коэффициента за год отпуска – за 1 ребенка, 3,6 коэффициента за год отпуска – за 2 ребенка, 5,4 коэффициента за год отпуска – за 3 ребенка.

Пятое нововведение. По новым правилам принципиальное значение приобретает вопрос продолжения трудовой деятельности после достижения общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин).

Выходить на пенсию позже установленного возраста будет финансово выгодно, так как в данном случае будет применяться так называемый премиальный коэффициент. К примеру, если гражданин проработает после достижения пенсионного возраста без обращения за назначением трудовой пенсии, то фиксированная выплата (аналог сегодняшнего фиксированного базового размера) будет увеличена на 19%, страховая часть – на 24%. При работе без обращения за пенсией в течение 8 лет фиксированный платёж будет увеличен на 73%, страховая часть – на 90%.

Каким же образом будет рассчитываться трудовая пенсия каждого гражданина?

В расчёте размера трудовой пенсии при её назначении сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов гражданина будет умножаться на стоимость пенсионного коэффициента и премиальный пенсионный коэффициент. К полученному значению будет прибавляться также фиксированная выплата, умноженная на премиальный коэффициент (значения премиального коэффициента для фиксированной выплаты и для индивидуального пенсионного коэффициента разные).

В ряду других новшеств предусмотрено поэтапное повышение предельного размера заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы  с  1,6  до 2,3 размера средней заработной платы по РФ – в течение 7 лет с шагом 0,1 в год. При этом тариф страховых взносов работодателя в ПФР на страховую и накопительную части пенсии по-прежнему составит 22% (+10% с сумм, превышающих порог, с которого уплачиваются страховые взносы).

Еще одна особенность: с 2025 года минимальный общий стаж для получения трудовой пенсии по старости достигнет 15 лет (с нынешних 5 лет он будет в течение 10 лет поэтапно увеличиваться – по 1 году в год). Важно отметить, что в большинстве стран минимальный стаж, дающий право на трудовую пенсию, – 20 лет.

Таким образом, каждый гражданин, ответственно относящийся к формированию своих пенсионных прав, в течение жизненного и трудового пути должен обращать пристальное внимание на такие вопросы, как достойное место работы с наличием официального заработка и продолжительность стажа. Чем выше зарплата и продолжительнее общий стаж, тем выше будет размер трудовой пенсии!

Таким образом, в контексте планируемых к реализации нововведений в пенсионном законодательстве принципиальное значение имеют несколько основных моментов, затрагивающих пенсионные права большинства категорий населения:

1. Предусмотренная новым законодательством, так называемая балльная система, предполагающая оценку пенсионных прав исходя из количества накопленных пенсионных коэффициентов, выдвигает по значимости на принципиально новый уровень в формировании пенсионных прав такой фактор, как стаж гражданина; по-прежнему огромной актуальностью обладает наличие официального заработка, с которого уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в течение всей трудовой жизни гражданина;

2. По-прежнему актуальной останется значимость проблемы социальной ответственности бизнеса и выполнения страхователями всех обязательств по уплате обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды.

3. Предусмотренная новым законодательством система преобразования накопительного компонента пенсионного обеспечения предполагает повышение необходимости личного участия каждого гражданина в выборе способа управления своими пенсионными накоплениями, увеличение его заинтересованности в выборе наиболее приемлемого варианта;

4. Никакого повышения пенсионного возраста не произойдёт. Более поздний выход на пенсию будет не обязательной нормой, а предметом стимулирования;

5. Пенсионные права граждан, приобретённые до 1 января 2015 года, будут сохранены в рамках следующего механизма: если в результате конвертации согласно нормам нового пенсионного законодательства они окажутся меньше размера прав, приобретённых согласно действующему законодательству, гражданину будет сохранён «старый» вариант пенсионного обеспечения, если больше, то пенсия будет назначена в соответствии с новым законом.

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ