События


- Ольга Михайловна, уже третий раз за 10 лет проводится реформа пенсионной системы. В чем ее необходимость?

- Ключевые преобразования в пенсионной системе произошли в 2002 году. В ее основу были положены страховые принципы, была изменена система формирования и учета пенсионных прав, введен накопительный компонент обязательного пенсионного страхования.

Все последующие изменения – это не реформа, а совершенствование системы. Так, с 1 января 2010 года с целью повышения уровня выплат «советским» пенсионерам была проведена валоризация (переоценка пенсионных прав граждан старшего поколения, сформированных до 1991 года), а единый социальный налог заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд России и другие социальные внебюджетные фонды.

Цель преобразований, заложенных в нынешней Стратегии, - обеспечить сбалансированность и финансовую устойчивость пенсионной системы и обеспечить социально-приемлемый уровень пенсий. Под «социально-приемлемым» понимается уровень пенсионного обеспечения, соответствующий международным стандартам, в том числе Конвенции Международной организации труда. Она предусматривает 40%-ый коэффициент замещения утраченного заработка пенсией.

Для достижения этой цели необходимо преодолеть ряд проблем, которые, если не заниматься их решением, могут привести к существенному ухудшению пенсионного обеспечения в стране.

- Какие это проблемы?

- Во-первых, это отсутствие достаточных страховых источников для поддержания размера трудовых пенсий на социально-приемлемом уровне в долгосрочной перспективе.

Так, например, сегодня коэффициент замещения заработка трудовой пенсией по старости составляет в среднем по стране 36,2%, в Коми немногим больше - 38,5%. При сохранении нынешних правил к 2030 году он упадет до 25%, к 2040 году - еще ниже.

Вторая проблема – это снижение числа работающих и рост количества пенсионеров. Сейчас это соотношение составляет 1,2, т.е. на одного пенсионера приходится 1,2 работающих граждан (в Коми – 1,4). Но уже к 2028 году эти показатели сравняются, что приведет к образованию огромного дефицита бюджета Пенсионного фонда.

Еще один вопрос, который призвана решить Стратегия, - это определить источники финансирования досрочных пенсий. В России каждый третий гражданин, выходящий на пенсию, – досрочник. Выплата ему досрочной пенсии производится за счет страховых отчислений всех участников пенсионной системы, работодатели при этом не несут никакой дополнительной финансовой нагрузки.

И последнее. Нарастают риски, связанные с сохранностью пенсионных накоплений. Если оставить формирование накоплений в том виде, в котором это происходит сейчас, то пенсионные права граждан, за которых работодатель уплачивает взносы на накопительную часть пенсии, будут меньше, чем права тех, у кого все взносы уплачивались только на страховую часть пенсии.

- Что предлагает Стратегия для решения этих вопросов?

- В Стратегии прописаны несколько направлений модернизации. Первое касается тарифно-бюджетной политики, в частности, установления единого тарифа страховых взносов для всех работодателей, привлечения самозанятого населения (предпринимателей, адвокатов, нотариусов, фермеров) к более активному участию в формировании своих пенсионных прав.

Следующее крупное направление, которое выдвигает Стратегия, – это реформирование института досрочных пенсий. Для работодателей, у которых имеются рабочие места с особо вредными условиями труда, будет введен дополнительный тариф. Чтобы освободиться от дополнительной финансовой нагрузки, работодатель должен будет либо создать корпоративную пенсионную систему либо обеспечить работников страхованием жизни. Как вариант - модернизировать производство, чтобы оно не было вредным для сотрудников.

Важные изменения коснутся института пенсионных накоплений. Напомню, что сегодня пенсионные накопления формируются из обязательных взносов работодателя. Затем эти средства инвестируются через управляющие компании или негосударственные пенсионные фонды. К сожалению, на сегодняшний день результаты инвестирования невысоки. Для повышения эффективности накоплений Стратегия предлагает целый ряд мер, в частности, совершенствование организационно-правовых форм негосударственных пенсионных фондов, расширение перечня инструментов и состав финансовых институтов, допускаемых к участию в формировании накоплений.

Значит, накопительную составляющую все же решено оставить? Этот вопрос был самым спорным при обсуждении Стратегии…

Стратегия не отменяет накопительную систему как таковую. Проект закона предусматривает так называемый «страховой маневр», когда из 6 процентов, которые сейчас уплачиваются в накопительную систему, 4 процента могут быть направлены на страховую часть пенсии.

Так, в накопительную часть пенсий граждан, которые передали свои средства в управление негосударственным пенсионным фондам или управляющим компаниям, по умолчанию будет по-прежнему перечисляться 6 процентов. Если кто-то из них захочет усилить свою солидарную часть пенсии, должен будет написать заявление о перечислении 2 процента в накопительную часть и 4 процента в страховую часть.

Накопительная часть пенсий "молчунов" будет формироваться на основе 2%-ного перечисления. Если они захотят сохранить шестипроцентное перечисление средств в накопительную часть, то им придется выбрать НПФ или управляющую компанию и также до 1 декабря 2013 года написать соответствующее заявление о перераспределении.

Однако эти изменения вступят в силу только с 1 января 2014 года. До конца следующего года отчисления в накопительную часть пенсии для всех останутся в размере 6 процентов.

- А досрочные пенсии – северянам, работникам вредных производств, бюджетникам - сохранятся или будут отменены?

- Сейчас важно определить все источники финансирования пенсий, расставить точки в вопросе, кто должен платить за льготные категории. Безусловно, многие льготы оправданы, но к каждой из них должен быть "привязан" источник финансирования.

В сферах, условия работы в которых не могут считаться опасными, например, педагогика, от досрочного выхода на пенсию предполагается постепенно отказаться. Досрочная пенсия для врачей и учителей была введена в 1990-х как компенсация их низкой зарплаты. Сейчас зарплаты повышаются достаточно серьезно.

А за тех, у кого действительно вредные и опасные условия труда - металлургов, угольщиков, химиков, - работодатели будут платить в пенсионную систему дополнительные страховые взносы. Чтобы освободиться от этого, работодатель должен будет либо создать корпоративную пенсионную систему либо обеспечить работников страхованием жизни. Как вариант - модернизировать производство, чтобы оно не было вредным для сотрудников.

Что касается северян, то в Стратегии прописано: изменение пенсионного обеспечения для жителей Севера должно быть соотнесено с основными положениями государственной политики по развитию Крайнего Севера. В ближайшее время никаких изменений в отношении льготных пенсий северян не планируется.

- Стратегия предполагает создание трехуровневой модели пенсионной системы: трудовая (государственная), корпоративная и частная пенсия. Как будут формироваться накопления на каждом из уровней?

- Трудовой уровень будет формироваться из обязательных страховых взносов работодателей. Этот уровень при нормативном страховом стаже и при средней заработной плате должен обеспечить тот самый «социально-приемлемый» уровень пенсий в 40 процентов от утраченного заработка.

Второй уровень – корпоративная пенсия, формируемая за счет взносов работодателей и самих работников в рамках соответствующих трудовых или коллективных договоров.

И третий уровень – частные пенсии, которые формируются самим работником и стимулируются работодателем.

При участии гражданина во всех трех уровнях накопления его пенсия может достичь 70% утраченного заработка.

Одно их условий получения «социально-приемлемой» пенсии – это выработка нормативного стажа. Сколько именно лет нужно отработать, и каков будет уровень пенсии, если человек отработает меньше положенного?

Нормативный стаж пока не определен. Однако замечу, что Стратегия не предусматривает повышение общеустановленного пенсионного возраста. У женщин сохранится право выхода на пенсию в 55 лет, у мужчин - в 60 лет. Но чем позднее гражданин выйдет на пенсию и чем продолжительнее будет его трудовой стаж, тем выше будет размер трудовой пенсии. Если трудовой стаж окажется меньше установленного норматива, то и пенсия будет ниже 40% от заработка. Таким образом, гражданину будет предоставлено право самому решать, когда выходить на пенсию.

При этом, нестраховые периоды, которые сейчас входят в стаж (например, периоды ухода женщиной за ребенком или нетрудоспособным членом семьи), также войдут в нормативный стаж. Изменение законодательства в этом направлении не планируется.

Кроме того, как уже было отмечено, Стратегия предусматривает возможность участвовать в корпоративной и частной пенсионных системах, что позволит увеличить коэффициент замещения утраченного заработка даже при отсутствии нормативного стажа.

- Как скажется долгосрочная Стратегия на тех, кто уже сейчас на пенсии и на работающих пенсионерах?

- Нынешних пенсионеров и тех, кто сейчас выходит на заслуженный отдых, модернизация напрямую не коснется. Для них положительный эффект будет состоять в сохранении стабильных темпов роста выплат за счет появления дополнительных страховых источников.

Прописанные в Стратегии изменения коснутся тех, кто начал формировать свои пенсионные права после 2001 года. Их пенсия будет определять уже по новой формуле с учетом накопленного как в государственной системе, так и на других уровнях системы - корпоративной и частной.

Пенсии работающим пенсионерам сохранятся.

- И в заключение о том, когда ждать очередного повышения пенсий?

- В проекте бюджета Пенсионного фонда запланировано, что в следующем году трудовые пенсии будут проиндексированы дважды: 1 февраля на 7% и 1 апреля на 3,3%. Социальные пенсии 1 апреля должны вырасти на 5,1%, а размеры ежемесячной денежной выплаты для федеральных льготников - на 5,5%.

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ