События

 

С 2002 года миллионы россиян получили право на накопительную часть пенсии. Теперь будущая пенсия гражданина напрямую зависит от его сегодняшнего заработка, то есть размера «белой» заработной платы. Об этом – беседа с Сергеем ЖИРКОВЫМ, управляющим Отделением Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю.

 

Сергей Федорович, в чём заключается принцип действия накопительного механизма, который можно считать основной отличительной чертой новой системы пенсионного обеспечения? Место негосударственных пенсионных фондов в этой системе?

 

Создание механизма накопления одной из частей пенсии – явление новое в российской пенсионной системе. На сегодня основная масса пенсионных обязательств государства реализуется еще через распределительные механизмы, так как подавляющее большинство нынешних пенсионеров заработали свои права на пенсию еще по старому пенсионному законодательству. И только с 2013 года среди получателей пенсии начнут появляться те, у кого пенсии будут включать накопительную составляющую. Есть еще один источник увеличения той части пенсионного капитала, из которого впоследствии будет финансироваться накопительная часть пенсии. Это инвестирование средств пенсионных накоплений и инвестиционный доход, который таким способом зарабатывается и зачисляется в пенсионный капитал застрахованных. С 2004 г. Пенсионный фонд Российской Федерации начал осуществлять передачу средств пенсионных накоплений застрахованных лиц в доверительное управление частным управляющим компаниям (УК), государственной управляющей компании (ГУК) и негосударственным пенсионным фондам (НПФ), допущенным к работе со средствами государственного обязательного пенсионного страхования. В 2007 году жителями Красноярского края подано 78 714 заявлений о передаче средств пенсионных накоплений в доверительное управление частным УК и негосударственным пенсионным фондам

 

По новому пенсионному законодательству размер получаемой пенсии напрямую зависит от суммы страховых взносов, уплаченных работодателями в Пенсионный фонд России за своих работников. Как влияет на пенсионное обеспечение работника неуплата, несвоевременная или частичная уплата работодателями страховых взносов?

 

Как правило, неуплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) напрямую связана с нарушением порядка начисления и выплаты заработной платы на предприятиях всех форм собственности, в том числе отсутствие договоров работодателей с работниками – физическими лицами, и выплата заработной платы «в конвертах», либо натуральные выплаты или услуги вместо выдачи наличных денежных средств. К сожалению, в сознании наших граждан нет четкого представления о том, что легализация заработка есть ни что иное, как создание собственной пенсии, своего пенсионного капитала в будущем. При разработке новой законодательной базы по пенсионному обеспечению были учтены интересы не только пенсионеров, но и работающей части населения, в том числе работников по найму, а данная категория является наиболее уязвимой, так как ее права чаще ущемляются работодателями. До недавних пор работник не только не знал сумму перечисленных страховых взносов в Пенсионный фонд России, но и не имел права на проверку достоверности поданных работодателем сведений о его заработке и стаже. С изменением законодательства у граждан появилась возможность получать информацию о состоянии своего лицевого счета. По факту обращения в информационный пункт органа Пенсионного фонда России производится формирование выписки из лицевого счета, причем в лицевой счет поступают данные из всех регионов России, где работал житель края. Вместе с тем Пенсионным фондом России с 2003 года проводится широкомасштабная рассылка пенсионных извещений о состоянии индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц. Извещения направляются работающим гражданам:

 

- I этап информирования – 1967 года рождения и моложе, имеющие право на накопительную часть трудовой пенсии, в период с мая по август;

 

- II этап информирования – старше 1967 года рождения, имеющие право только на страховую часть пенсии, в период с октября по декабрь. В настоящее время в край поступило 1 406 237 информационных писем по I этапу информирования. Из них вручено 855 012 писем (61 % от подлежащих доставке), не вручено – 551 107 писем. В извещениях содержится информация о средствах пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии и перечисленных на лицевые счета граждан страховых взносах, предназначенных на финансирование страховой части пенсии. В случае если на счет гражданина страховые платежи и пенсионные накопления не поступали, или если они не соответствуют ожидаемым, гражданину следует обратиться по этому поводу к работодателю, который по закону является страхователем работающего. Кроме того, работодатель обязан передавать бесплатно каждому застрахованному лицу, работающему у него по трудовому договору или заключившему договор гражданско-правового характера, копию сведений, предоставленных в орган Пенсионного фонда Российской Федерации для включения их в индивидуальный лицевой счет данного застрахованного лица. Сведения, по которым граждане дали подтверждение или не выразили протест, по итогам рассылки считаются выверенными и включаются в лицевой счет гражданина в качестве части его будущего пенсионного капитала. Хочу обратить Ваше внимание на то, что застрахованные лица получают извещения Пенсионного фонда РФ ежегодно. Таким образом, каждый человек становится активным участником правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

 

Какие меры предпринимает Отделение Пенсионного фонда по защите пенсионных прав застрахованных лиц? Какие санкции применяются к тем работодателям, которые не платят своевременно взносы в Пенсионный фонд?

 

Одним из приоритетных направлений работы Отделения является организация систематической работы с предприятиями, несвоевременно уплачивающими страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации. По состоянию на 01.01.2008 по данным Управлений количество страхователей-работодателей, имеющих задолженность на обязательное пенсионное страхование составило – 16913, сумма задолженности по страховым взносам – 1803,9 млн. рублей. Направлено 25686 требований на оплату задолженности по страховым взносам на сумму 637,5 млн. рублей. Добровольно оплатили требования на сумму 363,8 млн. рублей. По страхователям-работодателям, имеющим сумму задолженности более 50 тыс. рублей, предъявлено в судебные органы на взыскание задолженности по страховым взносам 2880 исковых заявления на сумму 812,3 млн. рублей. Удовлетворено судом 2330 исков на сумму 629,9 млн. рублей. В связи с внесением существенных изменений в Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», в части взыскания задолженности на ОПС напрямую через ФССП, минуя арбитражный суд, сложилась эффективная практика работы между Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственным учреждением) по Красноярскому краю и Управлением Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Красноярскому краю, закрепленная в заключительном Соглашении. Систематизирована работа по исполнению территориальными отделами ФССП по краю исполнительных документов, взыскателем по которым являются территориальные органы ПФР в крае. Территориальные органы ПФР в городах (районах) Красноярского края ежеквартально производят сверки с районными (городскими) службами судебных приставов по исполнительным документам и стадии их производства. В крае существенно увеличилось количество законопослушных страхователей-работодателей и плательщиков страховых взносов в виде фиксированного платежа. Основным направлением в работе Отделения в 2007 году было максимальное использование административного ресурса в лице органов исполнительной власти всех уровней и социальных партнеров (налоговые органы, подразделения судебных приставов, органы прокуратуры, объединения работодателей и товаропроизводителей и профсоюзов) в решении задач обеспечения доходной части бюджета ПФР, защиты прав застрахованных лиц в соответствии с законодательством об обязательном пенсионном страховании, совершенствование механизма взаимодействия с налоговыми органами.

 

Многие не привыкли задумываться о собственной роли в формировании своего пенсионного будущего, полагая, что об их благополучной старости позаботится государство. Как могут красноярцы участвовать в формировании своей будущей пенсии?

 

С 1 октября 2008 года вступает в силу Федеральный закон № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Данным документом установлен порядок добровольной уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также порядок софинансирования из средств федерального бюджета дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.Теперь любой работоспособный человек в независимости от возраста и профессии сможет увеличить размер своей будущей пенсии при финансовой поддержке государства, причем новый федеральный закон разрешает поучаствовать в этом и работодателям, которые смогут увеличить пенсии своих сотрудников. Для работодателей предусмотрены налоговые льготы, в этом случае  взносы работодателя не будут облагаться ЕСН, а потому их можно будет включать в расходы на оплату труда. На сумму добровольно уплаченных пенсионных взносов работнику будет положен социальный налоговый вычет. Человек сам решает, сколько он будет платить, закон ограничивает лишь минимальный размер взноса – 2000 рублей в год. «Соплатеж» государства будет равен годовой сумме уплаченных добровольных взносов гражданина, но не более 12 тысяч в год.

 

Если работник участвует в программе все 10 лет, перечисляя по 1 тысяче в месяц, государственная «добавка» составит 12 тысяч рублей в год, значит за 10 лет вместе с собственными взносами (без учета результатов инвестирования) будет 240 тысяч рублей. Для работников, достигших пенсионного возраста, при обязательном условии отказа во время участия в программе от получения пенсии, государство доплатит из расчета 4 рубля на 1 рубль добровольных взносов, но не более 48 тысяч в год. Следовательно, за один год участия в программе вместе с собственными взносами на его накопительном счете добавится 60 тысяч рублей (12 тыс.+48 тыс.).

 

Со вступлением в силу этого закона гражданам предоставлено право самостоятельно уплачивать дополнительные пенсионные взносы и представлять в Пенсионный фонд копии платежных документов. Заявление о добровольном вступлении в систему дополнительного пенсионного страхования гражданам необходимо подавать непосредственно в территориальное отделение ПФР по месту своего жительства или подать соответствующее заявление по месту работы, с которого в течение трех дней оно должно быть направлено в ПФР по месту регистрации предприятия. С первого числа месяца, следующего за тем, в котором организаций было получено заявление, работодатель обязан ежемесячно исчислять, удерживать из заработка сотрудника и перечислять за него дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Размер подобных платежей определяется самим работником и указывается в заявлении, кроме того, сотрудник вправе менять величину дополнительных платежей, но не менее 2000 рублей в год. Для дополнительных отчислений работодателя никаких ограничений не существует. При этом соплатеж государства будет определяться из суммы личных взносов работника (без учета платежа работодателя). Если по каким-либо причинам трудовой договор с работником – участником добровольного страхования будет прекращен, то функции агента по уплате дополнительных пенсионных платежей автоматически с работодателя снимаются. Добровольные взносы на накопительную часть пенсии вместе с доплатой со стороны государства и работодателя (если тот принимает в этом участие) инвестируются точно в таком же порядке, как и пенсионные накопления в системе обязательного страхования. То есть будущий пенсионер выбирает либо частную УК или негосударственный пенсионный фонд, либо – по умолчанию – оставляет накопления в управлении ГУК – Внешэкономбанка. Кроме того, точно так же, как «обязательные» пенсионные накопления, сумма добровольных дополнительных взносов (Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений) может наследоваться и в случае смерти застрахованного лица будет выплачена правопреемникам застрахованного лица. Выплаты будут производится в том случае, если работник умер до момента оформления пенсии. Если пенсия была оформлена, выплаты не производятся. Вступить в программу можно в любой момент в течение пяти лет: с 1 октября 2008 года по 1 октября 2013 года. Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений осуществляется в течение 10 лет, начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Я думаю, что именно этот закон и будет являться тем психологическим и экономическим рычагом, который будет стимулировать граждан занять более активную жизненную позицию для включения их в накопительную пенсионную систему.

 

Автор: Оксана Попова

 

№ 3(5) (сентябрь 2008)

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ