События

 

Опыт внедрения электронного документооборота в системе ПФР

 

Автор: Сергей Фёдорович Жирков, управляющий Отделением Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю

Электронный документооборот — это безбумажный режим предоставления в электронной форме отчетности с электронно-цифровой подписью (ЭЦП) страхователями (работодателями) в органы ПФР, а также возможность обмена неформализованными документами (письма, сообщения и т.п.). Иными словами, электронный документооборот – это возможность для страхователей предоставлять отчетность в органы ПФР не отходя с рабочего места в любое удобное время.

Кроме того, подключившись к электронному документообороту, работодатели получают возможность предоставлять отчетную информацию и в другие организации: Федеральную налоговую службу, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования, органы госстатистики.

Преимущества

Развитие электронного документооборота является в настоящее время основой прогрессивного развития любой экономической системы, отрасли. В этом смысле Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю не является исключением. Электронный документооборот организован как с партнерами (Управлением Федерального казначейства, Управлением Федеральной налоговой службы, ЦБ РФ, Министерством здравоохранения края, Сбербанком и т.д.) по оперативному обмену информацией, так и со страхователями (работодателями) по приему отчетности индивидуального (персонифицированного) учета.

Хотелось бы остановиться на организации системы электронного документооборота со страхователями (работодателями), которая позволяет обеспечить своевременное и качественное предоставление в органы Пенсионного фонда информации на каждого работающего гражданина, что является залогом обеспечения интересов пенсионных прав граждан. Каждый страхователь, подключившись к системе защищенного электронного документооборота ПФР, получает возможность передавать индивидуальные сведения на застрахованных лиц в ПФР в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи без дублирования на бумажном носителе. Наличие ЭЦП на электронном документе является юридическим аналогом собственноручной подписи руководителя при условии заключения двустороннего соглашения между участниками информационного обмена и имеет адекватную правовую основу. При этом гарантируется целостность, конфиденциальность и защита информации от подмены.

Кроме того, все документы, предоставленные в электронном виде с ЭЦП, хранятся в электронном архиве персонифицированного учета, что в свою очередь позволяет сократить расходы на обслуживание архивов бумажных документов.

Развитие

Развитие системы электронного документооборота началось в 2002 году после вступления в силу Федерального закона «Об электронной цифровой подписи», когда были заключены первые соглашения с крупными страхователями, такими как Красноярский алюминиевый завод, Химико-металлургический завод, Красноярский завод комбайнов, Норильская горная компания.

При всех плюсах внедрения системы электронного документооборота (экономия времени, оперативность работы, снижение материальных и нематериальных издержек) был один существенный недостаток — это использование различных средств криптографической защиты информации и программного обеспечения, применяемых разными ведомствами, например, Федеральной налоговой службой и органами ПФР. Унификация использования средств криптографической защиты информации и программного обеспечения в 2008 году позволила существенно расширить возможности развития электронного документооборота.

Для сравнения приведем некоторые статистические данные. Так, по состоянию на 01.01.2005 - 1 359 страхователей предоставили в ОПФР индивидуальные сведения с электронной цифровой подписью. По состоянию на 01.01.2008 - 2 973 страхователя предоставили сведения с ЭЦП. А на 01.01.2009 уже 6 384 страхователя подключились к электронному документообороту.

На сегодняшний день 11 442 страхователя в Красноярском крае готовы предоставлять сведения персонифицированного учета по электронному документообороту. Очевиден факт увеличения количества страхователей, желающих уйти от бумажной работы и перейти на более современный и экономичный документооборот.

Более активное внедрение электронного документооборота началось в 2008 году после принятия Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

В соответствии с данным законом, если у работодателя более 100 работников, то территориальный Пенсионный фонд заключает с этим работодателем соответствующее соглашение об обмене электронными документами. И работодатель направляет платежные документы (реестры застрахованных лиц) на своих сотрудников в электронном виде с ЭЦП.

Важность

Актуальность системы электронного документооборота год от года повышается. Это связано с большим объемом информации, которую страхователям необходимо предоставлять в различные ведомства. В настоящее время приняты Федеральные законы от 24.07.2009 № 212-ФЗ и № 213-ФЗ, в соответствии с которыми законодательно закреплена необходимость уже с 2010 года ежеквартально предоставлять расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в органы ПФР в электронной форме с электронной цифровой подписью, если среднесписочная численность работающих граждан превышает 100 человек, а с 2011 года данная необходимость коснется страхователей с численностью работающих более 50 человек (в том числе и отчетности по персонифицированному учету). Кроме того, целесообразность перехода на систему электронного документооборота по предоставлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета вызвана переходом в 2010 году с годового на полугодовой прием отчетности, а в 2011 году — на ежеквартальный.

Что касается организаций с небольшим количеством работающих граждан (менее 50 человек), то перспективой развития электронного документооборота здесь является развитие сети так называемых «уполномоченных представителей», то есть организаций, которые предоставляют услуги по передаче отчетности в электронной форме по тарифам, более выгодным, чем покупка средств криптографической защиты и программного обеспечения.

Подключение

Для подключения к системе электронного документооборота ПФР страхователю необходимо: заключить соглашение об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР с территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию; предоставить в ПФР заявление о подключении к системе электронного документооборота ПФР; заключить договор с оператором связи.

В заключение хотелось бы еще раз обратиться к страхователям и сказать, что, подключившись к системе электронного документооборота, вы будете, в первую очередь, обеспечивать защиту пенсионных прав работающих застрахованных лиц.

***

Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю активно сотрудничает со следующими операторами связи: ООО «ТЕЛ» (технология «Такском»), ООО «МО ПНИЭИ-КрасКрипт» (технология «Верба-СТЭК-Траст»), ООО «Компания Реноме» (технология «Контур-Экстерн»), ООО «Регистрационный центр» (технология «СбиС++»), ООО «Синтез-Н» (технология «СбиС++»).

Каждый страхователь может обратиться к данным операторам связи и получить информацию о предоставлении услуг по подключению к системе электронного документооборота ПФР.

Подробную информацию об операторах связи можно получить на сайте Отделения Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю: http://www.pfrf.ru/ot_krasyar/

 

 

На сегодняшний день 11 442 страхователя в Красноярском крае готовы предоставлять сведения персонифицированного учета по электронному документообороту.

 

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ