События

В последнее время новосибирцев очень волнует вопрос формирования и сохранности их пенсионных накоплений. Ситуацию комментирует заместитель управляющего Отделением ПФР по Новосибирской области Якушенко Людмила Алексеевна.

В соответствии с действующим законодательством  пенсия граждан разных возрастных категорий формируется по-разному. У граждан старше 1967 года рождения  формируется страховая часть пенсии за счет страховых взносов уплачиваемых страхователем: на её формирование направляется весь индивидуальный тариф, составляющий 16%. Напомним, что  тариф страховых взносов в Пенсионный фонд составляет 22%, при этом 6% - солидарная часть тарифа, направляется на выплату фиксированного базового размера.

У граждан 1967 года рождения и моложе формируется не только страховая пенсия, но и накопительная за счет уплаты страхователем взносов на накопительную часть пенсии в размере 6% от индивидуального тарифа. Таким образом, индивидуальный тариф данной категории граждан делится так: 10% идут на страховую пенсию,  а 6% направляются на формирование пенсионных накоплений. Сумма страховых взносов отражается на индивидуальных лицевых счетах и будет учитываться для расчета пенсии. Страховые взносы, перечисляемые на страховую часть пенсии, направляются на выплату пенсий нынешним пенсионерам на всей территории Российской Федерации, в отличие от взносов на накопительную часть, которые гражданин может направить в негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию (частную или государственную) с целью их «прироста». Так, кстати, поступили около 50% новосибирцев, имеющих пенсионные накопления. Средства пенсионных накоплений не направляются на выплаты пенсий нынешним пенсионерам, а выплаты за счет данных средств будут произведены самому застрахованному лицу при приобретении права на пенсию по старости.

К сожалению, уровень доходности ряда компаний, работающих с пенсионными накоплениями граждан, а также степень защищенности пенсионных накоплений от финансовых рисков и неудач на финансовом рынке были не очень высоки. К этому выводу пришли органы власти, проанализировав степень эффективности работы накопительного элемента за прошедший с момента его введения период (с 2002 года) и деятельность негосударственных пенсионных фондов в сфере обязательного пенсионного страхования. Были случаи, когда негосударственный пенсионный фонд не мог выполнить своих обязательств перед гражданами не только по преумножению, но и по сохранности его средств в полном объеме, и пенсионные накопления «уходили» в минус. Некоторые из НПФ даже лишились лицензии на ведение деятельности в рамках обязательного пенсионного страхования.  Для снижения рисков в накопительной составляющей пенсионной системы и повышения сохранности и гарантирования средств пенсионных накоплений граждан предложен комплекс мер, закрепленный законодательно.

Комплекс мер включает в себя:

  • предоставление права самому застрахованному лицу принять решение формировать ли ему пенсионные накопления или отказаться от дальнейшего формирования накопительной части пенсии;
  • акционирование негосударственных пенсионных фондов с целью создания более прозрачной и финансово подтвержденной системы негосударственного пенсионного обеспечения;
  • создание системы гарантирования сохранности средств пенсионных накоплений за счет создания гарантийных фондов двух уровней (на уровне самого НПФ, и на уровне Агентства страхования вкладов).

Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2014 года, однако гарантийный фонд должен «заработать» с 1 января 2015 год,  в то время как в 2014 году негосударственные пенсионные фонды (НПФ) должны предпринять определенные меры по созданию системы гарантирования пенсионных накоплений застрахованных лиц.

На период, когда негосударственные пенсионные фонды будут проходить предусмотренные законодательством процедуры, принято решение (оно, кстати, закреплено законодательно), что средства пенсионных накоплений граждан в 2014 году будут направлены в ПФР на страховую часть трудовой пенсии. Таким образом, в 2014 году пенсионные накопления у россиян в рамках обязательного пенсионного страхования не формируются, а весь индивидуальный тариф в размере 16% идет на страховую пенсию. Данные отчисления отразятся на индивидуальных лицевых счетах граждан в системе обязательного пенсионного страхования. Сумма страховых взносов на страховую часть пенсии подлежит ежегодной индексации исходя из уровня инфляции. Как показывает практика, такой механизм позволяет сохранять и приумножать уплаченные страховые взносы на более высоком уровне, чем показывает сегодня инвестирование средств пенсионных накоплений большей части компаний.

Все пенсионные накопления граждан, сформированные за предыдущие годы, в том числе и в рамках Программы государственного софинансирования пенсий, не могут «исчезнуть» или быть переданы на иные нужды. Они будут выплачены в полном объеме при наступлении страхового случая (т.е. при установлении пенсии). До этого момента их владелец также может продолжать ими управлять через УК или НПФ, даже, если с 2016 года он отказался от дальнейшего формирования пенсионных накоплений в рамках обязательного пенсионного страхования. Кстати, это не помешает ему продолжать формировать накопительную часть пенсии в рамках Программы государственного софинансирования пенсий.

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ