Отчёт Правительства России о результатах деятельности за 2012 год

19 апреля 2013 03:25

Дмитрий МЕДВЕДЕВ, глава правительства РФ: Дальнейшие перспективы транспортного комплекса связаны с созданием условий для привлечения средств инвесторов, включая механизмы государственно-частного партнёрства. У нас есть и концессионные соглашения, и контракты полного жизненного цикла, есть и успешные проекты. Это Западный скоростной диаметр в Петербурге, новый выход на МКАД с Минского шоссе здесь, в Москве, ведётся строительство скоростной автомагистрали между Москвой и Санкт-Петербургом, планируется возведение моста через реку Лену в районе Якутска – недавно я подписал документы о том, чтобы начинать работать. Подобные проекты тем не менее должны перестать быть экзотикой, вот это – самое главное, чего мы должны добиться. Формируется законодательная база, которая позволяет выпускать в обращение инфраструктурные облигации под государственные гарантии Российской Федерации, в том числе использовать для этих целей и пенсионные накопления. Это значительные средства: в 2013 году – 440 млрд рублей.

Дмитрий МЕДВЕДЕВ, глава правительства РФ: Мы также уделяем пристальное внимание сейчас людям с ограничениями по здоровью. Напомню, в прошлом году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. Утверждена госпрограмма «Доступная среда». Её цель – нормальные условия для жизнедеятельности инвалидов на транспорте, на улицах, просто в публичных местах, в магазинах, театрах, в государственных учреждениях, кстати сказать. Принят закон, направленный на обеспечение непрерывного инклюзивного образования для инвалидов. Выросла и социальная пенсия – хотя и не очень намного, но тем не менее выросла, – и ежемесячные выплаты родителям или опекунам, которые ухаживают за ребёнком-инвалидом. Мы планируем создавать по 14 тыс. специальных рабочих мест в период с 2013 по 2015 год, во всяком случае, в качестве показателя напомню: в 2015 году занятость инвалидов должна составить 2/3 от среднего уровня трудоустройства всех категорий граждан.

Дмитрий МЕДВЕДЕВ, глава правительства РФ: Ещё одна тема – социальное обслуживание. Государственная программа утверждена по социальной поддержке, подготовлен и прошёл широкое обсуждение законопроект «Об основах социального обслуживания», он сейчас находится, уважаемые коллеги, у вас, он внесён в Государственную Думу. Я просил бы депутатов внимательно отнестись к этому документу, потому что он закладывает основу и для будущего отрасли, и затрагивает интересы более чем 34 млн наших граждан – это прежде всего пожилые люди, ветераны войны, инвалиды, семьи с детьми и люди, которые просто находятся в трудной жизненной ситуации.

Дмитрий МЕДВЕДЕВ, глава правительства РФ: Пенсии. Правительством после длительного общественного обсуждения утверждена Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы на период до 2030 года, сформулированы новые подходы к формированию и расчёту трудовой пенсии. Речь идёт о том, чтобы, естественно,  не только не ущемить прав ни одного пенсионера, но и в лучшей степени учитывать заработную плату и продолжительность трудового стажа. Более того, каждый должен понимать, что рассчитывать на приличную пенсию, достойную пенсию он сможет, лишь получая официальную зарплату без каких-либо серых схем. И мне кажется, что здесь воспитательное значение формулы должно быть обязательно. Уважаемые коллеги! Мы долго обсуждали тему, которая всегда является сверхрезонансной, и приняли решение о том, чтобы не повышать пенсионный возраст с учётом той ситуации, которая существует в нашей стране. В то же время нужно сделать так, чтобы выгодно было гражданам нашим продолжать работать и после достижения пенсионного возраста. Мы заинтересованы в том, чтобы стимулировать активную жизнедеятельность людей по достижении пенсионного возраста. Сохранятся и механизмы индексации пенсий. 

Дмитрий МЕДВЕДЕВ, глава правительства РФ: Теперь по ситуации в отдельных отраслях, сегментах нашей социально-экономической жизни.

Начну с главного – с демографической ситуации. В течение последних лет мы принимали и принимаем системные меры для устойчивого роста рождаемости, для снижения смертности и увеличения продолжительности жизни. Целый ряд задач был определён в специальном майском Указе Президента на эту тему. Напомню, что в 2012 году в нашей стране родилось почти 2 млн детей, что на 102,5 тыс. больше, чем в 2011 году, причём доля вторых и последующих рождений увеличилась до 51,5%, а суммарный коэффициент рождаемости достиг самого высокого показателя после 1991 года. Я считаю, что это очень важный результат.

О чём говорят эти цифры? Конечно, нам удалось снизить остроту демографической проблемы, и это хорошо. Но считать, что мы выбрались из демографической ямы, безусловно, рано. Уровень рождаемости пока не обеспечивает воспроизводства населения. Мы должны сделать так, чтобы рождение ребёнка не было связано со снижением уровня жизни. Регулярно индексируется материнский капитал. Надо, кстати, заметить, что этот инструмент оказался успешным, востребованным. В текущем году это 409 тыс. рублей. Всего сертификаты получило более 4 млн семей. Когда этот институт вводился, мы не очень понимали, как он будет работать, но он на самом деле работает, и результат – именно в новых рождениях, именно в этом. В 71 субъекте Федерации выдаётся региональный материнский капитал.

Сергей ШТОГРИН, депутат Госдумы  РФ, член фракции  КПРФ:  Я поднимал вопрос о том, что продавливание через Думу некоторых законов, в частности закона о повышении в 2 с лишним раза страховых взносов для малого бизнеса, оно будет иметь негативные последствия. И тогда же передал вам проект закона, который коммунисты подготовили, чтоб эту проблему решить. К сожалению, мои опасения больше чем подтвердились. За декабрь и март месяц полмиллиона почти индивидуальных предпринимателей оставили свою деятельность и пошли или на биржу, или в тень. Только ленивый уже  не высказался по этой проблематике. Но правительство у нас молчит. В Думе эта тема обсуждается постоянно: и сегодня, и вчера, и в комитетах, и в комиссиях, в рабочих группах и т. д.  Депутатами подготовлено уже 6 проектов закона. Вопрос мой вот какой. Собирается ли правительство готовить свой проект по  этой проблеме и внести его в Думу, или оно намерено один из имеющихся проектов как бы принять за основу, за базу, чтобы…

Дмитрий МЕДВЕДЕВ, председатель правительства России:   Спасибо, Сергей Иванович! Значит, естественно, правительство не молчит, а сосредотачивается. Позицию свою формирует. Правительство ведь коллегиальный орган. Поэтому нельзя допустить того, чтобы непродуманные решения попали к вам, уважаемые коллеги-депутаты, а вы потом на правительство ругались. Значит, проблема ведь не в том, что кто-то хочет задушить малый бизнес. Все мы здесь, независимо от нашей политической ориентации, даже уважаемые коллеги из  коммунистической партии, т.е. из партии левого спектра, сегодня выступаем за развитие бизнеса. Это хорошо. Значит, понятно, что малый бизнес определяет лицо страны. И те специальные налоговые режимы, которые мы используем, на то и направлены, чтобы малому бизнесу все-таки дышалось лучше, чтоб они меньше бухгалтерской отчетности использовали, чтоб они платили консолидированный платеж, а не платили те налоги, которые используются другими формами бизнеса, включая корпоративные налоги. Это должно создать основу для их деятельности. Но мы заинтересованы в том, чтобы и малый бизнес, так называемое самозанятое население, все-таки участвовало в формировании своих пенсионных прав и в известной степени формировало свое будущее. Потому что в настоящий момент ситуация такова, что, получается, если кто-то из них выходит на пенсию, или, допустим, происходят какие-то другие события, они практически отрезаны от этих возможностей. Мы должны понимать, что они тоже должны вкладывать свои деньги в соответствующие накопления. Иначе это несправедливо. Получается, что мы к бизнесу относимся лучше, чем к бюджетникам или к рабочим, которые работают по найму. Те должны платить, а здесь вот мы типа вас просто поддерживаем. Но у нас очень разный малый бизнес. И здесь, Сергей Иванович, вы абсолютно правы. У нас есть малый бизнес, который охо-хо какой малый, а есть малый бизнес, который работает, по сути, за зарплату. Поэтому подход правительства такой, в целом его формулирую. Не может быть универсального решения - должен быть дифференцированный режим. Дифференцированный режим в зависимости от того, сколько получает соответствующий представитель малого бизнеса или самозанятый человек. И вот на это и будут направлены наши предложения. Что можно сделать? Может быть, присоединиться к одному из законопроектов. У меня нет возражений. Включая, например там, отсечение суммы в 300000, для того чтобы использовать одни критерии, свыше 300- другие критерии. Может быть адресная поддержка тех или иных представителей малого бизнеса и самозанятого населения, которые нуждаются. В ближайшее время определимся. Рассчитываем на ваше взаимопонимание.

Геннадий ЗЮГАНОВ,  руководитель фракции КПРФ в Госдуме РФ:  А насчет пенсий - вот госпожа Голодец сидит - хочу перевести на русский язык их закон, который формулу вряд ли расшифрует кандидат наук. Она предлагает закон, по которому для того, чтобы получить 40% от средней пенсии по европейским нормам, для этого надо 30 лет отпахать, плюс еще 5 лет дополнительно работать, плюс не учитывается то, что ты был в декрете, ухаживал за ребенком, служил в армии или учился, и плюс ты обязан получать не ниже средней. А средняя - 27000. В машиностроении - 18000, в деревне - 10000-12000, учителя, врачи и иже с ними получают около 12000-15000. Все, кто работает, создает и трудится, не попадают в эту шкалу. Тогда, извините, что же за закон людоедский, который вы предлагаете? Его близко принимать нельзя и рассматривать!

Дмитрий МЕДВЕДЕВ, председатель правительства России:   Пенсионная формула: правильно, что вы ее критикуете. Я только хотел бы понять: а вы ее видели,  эту формулу? А я вот нет. Потому что ее нет пока в окончательном виде. Приятно, конечно, критиковать то, чего ты не видел, но желательно все-таки сначала погрузиться в проблему-то! Есть подходы к тому, как она может выглядеть, но нет окончательной формулы. Но я искренне вас приглашаю и моих коллег из коммунистической партии Российской Федерации пообсуждать эту формулу вместе с правительством. Потому что действительно от того, какой будет наша формула, зависит благополучие огромного количества людей. Но пока этой формулы нет. И я просил бы в этом смысле всех это иметь в виду. При создании…. есть подходы: при создании, конечно, мы будем в большей степени учитывать и стаж, и заработок, и другие факторы. И вот в каких весовых категориях это будет, как это будет выглядеть, это результат нашей с вами совместной деятельности должен быть.

Дмитрий МЕДВЕДЕВ, глава правительства РФ: Конечно, нам удалось снизить остроту демографической проблемы. И это хорошо. Но считать, что мы выбрались из демографической ямы, безусловно, рано. Уровень рождаемости пока не обеспечивает воспроизводство населения. Мы должны сделать так, чтобы рождение ребенка не было связано со снижением уровня жизни. Регулярно индексируется материнский капитал. Надо, кстати, заметить, что этот инструмент оказался успешным, востребованным. В текущем году это почти 409 тысяч рублей. Всего сертификаты получили более 4 миллионов семей. Когда этот институт вводился, мы не очень понимали, как он будет работать, но она на самом деле работает, и результат именно в новых рождениях, именно в этом. В 71 субъекте Федерации выдается региональный материнский капитал. В начале года из федерального бюджета осуществляется софинансирование 150 регионов с наиболее сложной демографической ситуацией. В них введена ежемесячная денежная выплата на 3 и последующего детей. Она производится пока ребенок не достиг 3 лет. В среднем это около 7 тысяч рублей. В федеральном бюджете на 13 год на эти выплаты предусмотрено около 6 миллиардов рублей. 14 регионов самостоятельно ввели эту выплату за счет собственных средств. Есть инициатива депутатов, распространить такую практику на все регионы. Но это стоит, как минимум несколько раз взвесить. Я хотел бы отметить, что это все-таки целенаправленный шаг государства поддержать наиболее сложные территории. У нас страна разная, территории очень разные, рождаемость очень разная. И здесь поэтому был применен диверсифицированный подход. Однако решение о таких выплатах из региональных бюджетов власти субъектов, конечно, могут принимать самостоятельно. Знаю, что депутатов из Единой России волнует ситуация, в которую попадают многие молодые семьи, да и не только депутатов из Единой России. Наверно, практически всех это волнует. Особенно остро это ощущается в том возрасте, когда ребенку от 1,5 до 3 лет. Пособие уже не выплачивается, а вернуться на полный рабочий день молодой маме еще сложно.

Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта. ОК