Владимир Сальный: «В этом году нас ждет сложнейшая задача – пересчитать пенсионные права граждан в соответствии с новым законодательством»

20 марта 2014 16:07

20 марта 2014 года в Волгоградской областной Думе состоялся парламентский час, в рамках которого управляющий Отделением ПФР по Волгоградской области Владимир Сальный доложил депутатам регионального законодательного собрания об итогах пенсионного обеспечения граждан на территории Волгоградской области, а также разъяснил грядущие изменения в пенсионном законодательстве.

«Белая» зарплата – ключевой параметр новой пенсионной формулы

– Вопрос модификации пенсионной системы России активно обсуждается в обществе с 2010 года и затрагивает права всех россиян, – обратился к парламентариям Владимир Сальный. – С 2004 года и по сегодняшний день средний размер пенсии по Волгоградской области остается самым высоким в Южном Федеральном округе и стабильно превышает прожиточный минимум пенсионера в регионе (на текущий момент – на 49%).

Однако, несмотря на стабильный рост пенсий, а также доходов пенсионеров в целом, сформированная в 2002 году пенсионная система нуждалась в модернизации, так как ее текущее состояние не обеспечивало в достаточной мере создание необходимых условий для сбалансированности и поддержания приемлемого уровня пенсионного обеспечения граждан. Исходя из этого, в 2013 году разработан пакет законодательных актов.

Одними из основных являются Федеральные законы от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» и № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», которые вступают в силу с 1 января 2015 года. С этой даты прекращает свое действие Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ».

Необходимо отметить, несмотря на изменение наименования вида устанавливаемой пенсии (с 1 января 2015 пенсия будет именоваться не трудовой, а страховой), сущность этой гарантированной государством выплаты не изменяется.

В соответствии с положениями нового пенсионного законодательства для приобретения права на страховую пенсию необходимо одновременное соблюдение трех условий:

- достижение пенсионного возраста (возрастной порог выхода на пенсию остался неизменным);

- наличие страхового стажа продолжительностью не менее 15 лет (в настоящее время – 5 лет);

- третье абсолютно новое условие приобретения права на страховую пенсию – необходимость сформировать пенсионные права в объеме 30 пенсионных коэффициентов. Расчет страховой пенсии проводится путем умножения суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов на стоимость пенсионного коэффициента, утвержденного законом.

По новой пенсионной формуле на размер пенсии в первую очередь будет влиять:

- размер заработной платы;

- длительность страхового стажа;

- возраст обращения за назначением трудовой пенсии.

В новой пенсионной системе работает принцип адекватности пенсионных прав заработной плате (объему уплаченных страховых взносов), которая является ключевым параметром в новой пенсионной формуле. Однозначно, что при расчете пенсии учитывается только официальная заработная плата, с которой работодатель производил уплату взносов за своего работника в систему обязательного пенсионного страхования.

Таким образом, неуплата обязательных платежей либо выплата «серой» заработной платы напрямую влияет не только на размер будущей пенсии, но и на приобретение права на страховую пенсию.

Кроме того, одним из кардинальных изменений является право гражданина 1967 года и моложе самостоятельно выбирать порядок формирования пенсионных выплат. Гражданин до 1 января 2016 года должен определиться: направить всю сумму страховых взносов на страховую пенсию или сформировать не только страховую, но и накопительную пенсию. Прежде всего, это касается «молчунов», которые на сегодняшний день вопросу о размещении своих взносов внимания не уделяли.

– В настоящее время региональным Отделением Пенсионного фонда начата работа не только по подготовке к перерасчету пенсий в условиях нового пенсионного законодательства, но и по широкому информированию населения о мероприятиях государства, направленных на повышение уровня жизни и социальной защищенности граждан, – подытожил Владимир Сальный. – Я хотел бы обратиться к депутатам с просьбой принять активное участие в информировании граждан о новом пенсионном законодательстве, поскольку модернизация пенсионной системы требует повышения социальной грамотности жителей региона.

Платить зарплату «в конвертах» – невыгодно

В рамках нового законодательства значительно возрастает роль страховых принципов, и, как следствие, повышается важность администрирования страховых взносов.

– Как я уже говорил, расходы на выплату пенсий ежегодно увеличиваются, – продолжил Владимир Сальный. – Как минимум, дважды в год на основании решений Правительства РФ производится индексация пенсий. Средний размер пенсий за последние 5 лет вырос в 2,5 раза. Однако собственных средств на выплату пенсий (за счет уплаченных страховых взносов) гражданам нашей области хватает только на третью часть (35%), остальное – дотации из бюджета ПФР.

С целью выявления дополнительных резервов для увеличения доходов региональным Отделением ПФР проводится всесторонний анализ структуры поступления страховых взносов на основании расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, ежеквартально представляемых предприятиями-работодателями.

Наибольшие темпы роста фонда оплаты труда в прошлом году наблюдались в следующих сферах экономики: гостиничном и ресторанном бизнесе, бюджетной сфере, сельском хозяйстве, сфере недвижимости и обрабатывающем производстве.

Наименьшие темпы роста фонда оплаты труда сложились в таких ключевых отраслях, как транспорт и связь, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, торговля.

Именно здесь сконцентрировано наибольшее количество плательщиков, выплачивающих заработную плату ниже установленного минимума. Региональным Соглашением предусмотрена минимальная заработная плата не ниже 8600 рублей в месяц.

Благодаря вмешательству губернатора Волгоградской области Сергея Боженова, в 2012 и 2013 годах была проведена большая работа по выведению заработной платы из тени. В результате, список работодателей, выплачивающих заработную плату ниже установленного в регионе минимума, сократился на 10,5 тыс. плательщиков (с 16600 до 6200).

Однако не все работодатели повысили оплату труда до необходимого уровня. И в этом вопросе требуется проведение системной работы с плательщиками, которые с целью ухода от уплаты налогов не показывают реальную выручку и соответственно «прячут» заработную плату. Разумеется, не обойтись и без вмешательства правоохранительных органов, особенно, в случаях злостного нарушения законодательства.

Задолженность по страховым взносам нарушает пенсионные права граждан

Значимым источником по увеличению поступлений страховых взносов является работа по снижению задолженности.

По состоянию на 1 марта 2014 года задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование составляет 3 млрд. 951,2 млн. рублей, в том числе на обязательное пенсионное страхование – 3 млрд. 236,9 млн. рублей, на обязательное медицинское страхование – 714, 2 млн. рублей.

В сравнении с аналогичным периодом прошлого года произошло увеличение общей суммы задолженности на 1 млрд. 673,4 млн. рублей или в 1,7 раза. Рост задолженности обусловлен в первую очередь ростом долга предприятий-банкротов. Сумма задолженности предприятий-банкротов с 2010 года по 2013 год значительно увеличилась и составила 2 млрд. 241,6 млн. рублей.

Доля задолженности трех крупнейших организаций-должников данной категории составляет 70% или 1,5 млрд. рублей (ЗАО «ВМЗ «Красный октябрь» – 1 млрд. 042,4 млн. рублей, ВОАО «Химпром» – 468,8 млн. рублей, ОАО «ВЗ ЖБИ-1» – 120,9 млн. рублей).

– Нынешнее состояние экономики Волгоградской области напрямую связано с финансовой нестабильностью крупных промышленных предприятий и кардинальное решение проблемы долгов можно видеть только в нормально развивающейся экономике, – заметил Владимир Сальный. – Большую озабоченность вызывает состояние уплаты страховых взносов муниципальных предприятий, находящихся в стадии банкротства. Таких предприятий на территории области насчитывается 18, с суммой долга по страховым взносам 27 млн. рублей, из них 17 предприятий относятся к сфере ЖКХ.

На наш взгляд, в Волгоградской области давно назрела необходимость создания единого координационного межведомственного органа по финансовому оздоровлению, обеспечивающего реализацию мер по предупреждению банкротства на региональном уровне.

Следует сказать, что по отношению к должникам Отделением ПФР принимается исчерпывающий ряд законодательных мер по взысканию задолженности, в том числе по принудительному взысканию за счет имущества. В итоге совместных действий со Службой судебных приставов по исполнительным документам в 2013 году поступило 332,7 млн. рублей.

В заключение своего выступления Владимир Сальный остановился на ситуации с задолженностью бюджетных организаций.

В конце прошлого года в Волгоградской области сложилась непростая ситуация, связанная с неуплатой страховых взносов бюджетными учреждениями, финансируемыми из регионального и местного бюджетов.

По данным на 17 февраля 2014 года задолженность по страховым взносам имели 1783 учреждения, финансируемые из бюджетов различных уровней. Сумма задолженности составляла 586,9 млн. руб., из них задолженность учреждений, финансируемых из регионального бюджета, – 502,4 млн. рублей, из муниципального бюджета – 84 млн. рублей.

Отделением ПФР проведена серьезная работа, в том числе по информированию о сложившейся ситуации с задолженностью учреждений бюджетной сферы руководства региона. В результате с Правительством Волгоградской области достигнуто соглашение о погашении образовавшейся задолженности бюджетными учреждениями до 24 марта 2014 года.

По оперативным данным за период с 17 февраля по 17 марта в счет уплаты задолженности бюджетных учреждений за 2013 год поступило 364,7 млн. рублей, из них 326 млн. рублей – в счет уплаты задолженности учреждений, финансируемых из регионального бюджета, 37,7 млн. рублей – из муниципального бюджета.

Оставшаяся сумма задолженности за 2013 год бюджетных учреждений, финансируемых из регионального и муниципального уровней, составляет 222,1 млн. рублей, из них задолженность учреждений, финансируемых из регионального бюджета, – 175,5 млн. рублей, из муниципального бюджета – 46,6 млн. рублей.

В настоящее время в Министерство финансов Волгоградской области направлены поименные списки должников для выяснения сложившейся ситуации.

Радио России. Волгоград Сбор страховых взносов

Новая пенсионная арифметика

В Волгоградской области не платят страховые взносы - Волгоградское Деловое Телевидение

Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта. ОК