О некоторых вопросах доставки пенсии
1.Что такое доставка пенсии?
Доставка пенсии – это передача начисленной суммы пенсии пенсионеру (его законному представителю) путем зачисления сумм пенсии на счет пенсионера (его законного представителя) в кредитной организации либо путем вручения сумм пенсии на дому или в кассе организации почтовой связи или иной организации, занимающейся доставкой пенсии.
2.Какие организации вправе осуществлять доставку пенсии?
В соответствии с действующим законодательством (Правила выплаты пенсий от 17.11.2014 № 885н) доставка пенсии производится только теми кредитными организациями, организациями почтовой связи и иными организациями, с которыми территориальным органом Пенсионного фонда РФ заключены соответствующие договоры.
3.Кем определяется способ доставки пенсии: пенсионером или органом, выплачивающим пенсию?
В соответствии с действующим законодательством гражданин по своему усмотрению выбирает организацию, которая будет доставлять ему пенсию. Одновременно с заявлением о назначении пенсии он оформляет заявление о способе доставки ему пенсии. При этом, территориальный орган ПФР дает гражданину разъяснения об организациях, осуществляющих доставку пенсий, с которыми заключены договоры.
4.А если гражданин желает получать пенсию в кредитном учреждении, с которым территориальным органом ПФР не заключен договор?
В данном случае территориальным органом ПФР будут приняты меры для заключения договора о доставке пенсий с тем кредитным учреждением, которое было выбрано гражданином. Вместе с тем, до заключения договора, в течение трех месяцев, его пенсия будет доставляться по усмотрению гражданина той доставочной организацией, с которой такой договор заключен.
5.Имеет ли право пенсионер менять способ доставки пенсии, и в какой орган ему следует обращаться по этому вопросу?
Конечно, имеет. Полномочия по приему заявлений о выборе организации, осуществляющей доставку пенсии, возложены на территориальные органы ПФР. Также заявление об изменении способа выплаты пенсии может быть оформлено в МФЦ. Представить соответствующее заявление в территориальный орган ПФР или МФЦ пенсионер может лично либо через законного представителя (по доверенности, родителя, приемного родителя, усыновителя, опекуна или попечителя).
6.Как организована доставка пенсий через отделения почтовой связи?
Период, в течение которого ежемесячно производится доставка пенсии, определяется организацией почтовой связи по согласованию с территориальным органом Пенсионного фонда РФ. В пределах периода доставки пенсии каждому пенсионеру устанавливается дата получения пенсии в соответствии с графиком доставки пенсии. На территории Воронежской области доставка пенсий и других социальных выплат осуществляется в период с 4 по 22 число месяца.
7.Может ли за пенсионера расписаться другое лицо за получение сумм пенсии?
Да, такая возможность предусмотрена действующим законодательством, но только в одном случае. Если пенсионер вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности не может собственноручно подписаться в получении суммы пенсии, по его просьбе и в его присутствии за получение сумм пенсии может собственноручно подписаться родственник или другое лицо, предъявив документ, удостоверяющий личность. Соответствующая запись с указанием причин, в силу которых пенсионер не мог подписаться собственноручно, вносится в доставочный документ.
8.Как осуществляется доставка пенсии пенсионеру, проживающему в стационарной организации социального обслуживания (интернате)?
Доставка пенсии дееспособному пенсионеру, проживающему в стационарной организации социального обслуживания, производится в общеустановленном порядке – через организации почтовой связи или кредитные организации. Если же пенсионер признан в установленном порядке недееспособным и находится в психиатрическом учреждении, то его пенсия в полном объеме перечисляется на счет этого учреждения.
9.Как осуществляется доставка пенсии при смене пенсионером места жительства? Например, пенсионер прописан в Панинском районе, а на зимнее время переезжает в г. Воронеж?
При смене пенсионером места жительства пенсионное дело пересылается по новому месту жительства (пребывания или фактического проживания) пенсионера.
Пенсионное дело снимается с учета по распоряжению территориального органа ПФР на основании запроса территориального органа ПФР по новому месту жительства (пребывания или фактического проживания) пенсионера.
При поступлении пенсионного дела территориальный орган ПФР оформляет распоряжение о постановке на учет и продлении выплаты пенсии. Доставка пенсии осуществляется на основании вновь оформленного пенсионером заявления о способе выплаты пенсии – через отделение почтовой связи или кредитную организацию.
10.Перечисляется ли пенсия на счет пластиковой карты?
Перечисляется. Вместе с тем, по условиям договора, заключенного между пенсионером и банком, предусмотрена обязанность пенсионера не передавать пластиковую карту другим лицам. Суммы пенсии, незаконно полученные по пластиковой карте, подлежат возврату, в том числе в судебном порядке.
11.Если пенсионер выезжает на постоянное жительство за границу, например, в Германию каким способом может выплачиваться его пенсия?
С 01.01.2015 года в связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» выплата пенсии пенсионеру, выехавшему на постоянное жительство за пределы территории Российской в иностранное государство, с которым Российской Федерацией не заключен международный договор, может производиться единственно возможным способом - на территории Российской Федерации. Пенсия может выплачиваться по доверенности либо путем зачисления на счет пенсионера в кредитной организации.
О выезде на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации пенсионер обязан известить территориальный орган ПФР путем подачи соответствующего заявления не ранее, чем за один месяц до даты выезда.